1 декабря 2016, 02:45
Сергей Карякин проиграл… но все равно победил. Да, к сожалению, не Магнуса Карлсена: Бьорндален от шахмат дал почувствовать дерзкому претенденту сладкий запах мировой короны, но усесться на трон не позволил. Чемпион остался прежним – на тай-брейке норвежец был активнее и заслуженно победил.
А победил Карякин систему. Ту донельзя обидную для него и многих десятков и сотен российских гроссмейстеров и мастеров систему, в которой культовый некогда, в советские времена и девяностые, вид спорта оказался на периферии внимания массового зрителя.
Многие до нынешнего ноября даже протестовали против того, чтобы слова "шахматы" и "спорт" стояли в одном предложении. Шахматное действо со своей неуловимой логикой было несправедливо отброшено в разряд мистического, куда непосвященным вход запрещен. Да и посвящаться, будем откровенны, хотели немногие.
Но как шахматы можно считать чем-то неспортивным? Классические партии – те же длинные стайерские дистанции, которые иногда переходят в марафоны и ультрамарафоны. А решающий матч с трагически-пафосным названием "армагеддон", до которого, правда, на этот раз дело не дошло, – тот же суперспринт, овертайм с "золотым" голом, где каждый не то что неудачный, а даже неловкий шаг – мгновенная гибель.
Да, звезд шахматного небосклона нельзя назвать атлетами. Но тем не менее, они спортсмены – умнейшие люди планеты, заключившие свой талант и смысл жизни в нехитрую (а иногда и очень хитрую) перестановку 32 фигур. В их противостоянии все решают секунды, эпизоды, способные перевернуть характер битвы с ног на голову. Ход, который мог принести Карякину победу в девятой партии, ход, который мог оформить россиянину ничью в десятой, – все это так же останется в истории, как знаменитые незабитые пенальти или незаброшенные буллиты. Вот в чем проявляется настоящий спорт – и накаченность мышц не играет здесь никакой роли.
В последние полвека правят "К-шахматисты". Карпов против Корчного, Каспаров против Карпова, Крамник против Каспарова… На смену им пришли Карякин с Карлсеном, представители нового поколения, способные вернуть древнейшей игре былую славу.
В Норвегии, стране биатлона и лыж, трансляции матчей смотрели более миллиона зрителей – пятая часть населения! Карлсен уже давно совершил революцию у себя на Родине: его имя там знает каждый.
И Карякин, пусть сегодня и проиграл, сделал серьезный шаг к тому, чтобы последовать примеру норвежца. Нет, конечно, российские города не превратятся по мановению волшебной палочки в остапобендеровские Васюки, где пройдет Междупланетный шахматный конгресс, – бежать впереди паровоза не будем. Однако глупо спорить: на три недели позабытый вид спорта потеснил в информационном пространстве футбол, хоккей и биатлон, и хочется верить, что это случилось не в последний раз.
И за это Сергею Карякину стоит сказать спасибо. А свое чемпионское звание молодой, 26-летний шахматист еще выиграет. Иначе и быть не может.