Российский гроссмейстер Сергей Карякин заявил, что намерен создать новую шахматную федерацию как альтернативу ФИДЕ. Причиной такого решения стала дисквалификация титулованного шахматиста за его политические взгляды. Комитет по этике ФИДЕ отстранил обладателя Кубка мира от турниров под своей эгидой на шесть месяцев. Это означает, что Карякин пропустит главный старт года — турнир претендентов-2022 в Мадриде (начнется в середине июня). Хотя он отобрался туда по спортивному принципу.
«Я после этих событий принял твердое решение, что буду максимально стараться вместе со своими друзьями, коллегами, единомышленниками создавать новую организацию как альтернативу ФИДЕ, — заявил гроссмейстер. — Потому что-то, что они сделали... Даже если они потом извинятся, даже если они меня возьмут обратно на турнир претендентов, я буду создавать свою организацию. Я надеюсь, что меня услышат, что меня поддержат. Мы создадим хорошую, профессиональную команду, будем работать с постоянными спонсорами. Все хорошее, что делает ФИДЕ (я говорю про розыгрыш чемпионата мира, про проведение турниров), мы это все перенесем в свою организацию с большим призовым фондом. Мы будем ждать всех, кто захочет».
Карякин начинал свою профессиональную карьеру как раз в годы раскола в шахматном мире, когда в мире было два чемпиона мира — по версии ПША (с 1996 года по классическим шахматам) и по версии ФИДЕ. Давайте вспомним, что происходило в этот период (1993-2006).
В 1993 году Гарри Каспаров провозглашает полный разрыв с ФИДЕ, которой тогда руководил филиппинец Флоренсио Кампоманесом. 13-й чемпион мира обвинил руководство организации в коррупции и отсутствии профессионализма, а также сделал заявление, что его матч за мировое первенство с Найджелом Шортом пройдет под эгидой нового органа — Профессиональной шахматной ассоциации (ПША).
Заявление Каспарова — Шорта — ПША было опубликовано в канун супертурнира в Линаресе, где выступали все лучшие шахматисты мира. Из него следовало, что последней каплей стало решение ФИДЕ провести титульный поединок в Манчестере без учета мнений чемпиона и претендента. «По-моему, ФИДЕ просто не способна организовать самый главный матч в шахматах», — говорил тогда обычно сдержанный Шорт. Чиновники больше искали компромисс с Каспаровым, но тот был непреклонен. Тогда ФИДЕ лишила Каспарова титула и организовала свой матч на первенство мира — между Анатолием Карповым и Яном Тимманом, которые в 1992-м проиграли Шорту соответственно полуфинал и финал претендентского отбора.
Оба матча на первенство мира прошли осенью 1993 года. Каспаров обыграл Шорта в Лондоне, а Карпов взял верх над Тимманом (матч проходил в трех городах Нидерландов и Джакарте). Причем условия на чемпионском матче в ПША были в десять раз лучше (один миллионов против 100 тысяч).
Каспаров защитил свой титул в 1995 году в матче с Вишванатаном Анандом, который прошел отбор, очень похожий на тот, который применялся ФИДЕ. Предполагалось, что следующим соперником Каспарова будет Алексей Широв, выигравший матч у Владимира Крамника. Однако эти планы не были осуществлены. Не состоялся и повторный матч с Анандом. В 1996 году ПША прекратила свое существование, лишившись американского спонсора. В ФИДЕ же пальму первенства удерживал Карпов, в 1996 году обыгравший в чемпионском матче Гату Камского.
Все считали, что это хорошая возможность объединить титулы и провести пятый матч между великими «К», но договориться так и не получилось. Хотя стороны были близки к этому. По словам Каспарова, матч должен был состояться в одной экзотической стране, которая до этого не появлялась на шахматной карте.
— Призовой фонд был равен двум миллионам долларов, но на наших спонсоров негативно повлиял результат, показанный Карповым в Дортмунде, — рассказывал свою версию в 1997 году «СЭ» Каспаров. — В конце даже разозлился на него! Непросто было найти желающих взять матч, очень непросто было их убедить, что не так важно, как Карпов играет в турнирах, важно, что он очень опасен в матчах. Люди эти действительно мало понимают в шахматах, но, как выяснилось, они все-таки навели кое-какие справки, общались со многими специалистами (это чувствовалось по тому количеству вопросов, которые они задавали моему представителю Оуэну). Как-никак, матч — это некое коммерческое мероприятие. К сожалению, они пришли к неутешительному выводу: спортивной интриги в матче не будет. Исход его представлялся им очевидным.
После срыва матча с Карповым Каспаров решил, что будет отстаивать свой титул в матче с наиболее достойным, по его собственному мнению, претендентом. Но в течение следующих двух лет он так ни разу и не защитил свой титул. В воздухе по-прежнему витала надежда, что их противостояние с Карповым не закончено. Этот матч очень хотел устроить ставший в 1995 году президентом ФИДЕ Кирсан Илюмжинов.
— Раскол мешал шахматам так сильно, что под угрозой было само их существование, — рассказывал «СЭ» Илюмжинов. — Главной задачей по-прежнему был матч между Карповым и Каспаровым. Мне удалось встретиться с двумя «К» в Элисте. Мы взяли водки, нам приготовили настоящую калмыцкую баранину. Выпили тогда крепко, я выложил на стол миллион долларов и сказал — играйте матч. И тогда мы ударили по рукам. Казалось, что совершил невероятное — примирил двух непримиримых. Но стоило нам разбежаться, как они взялись опять за свое и начали выдвигать невыполнимые условия. Тут мое терпение лопнуло. Так в моей голове родилась идея проводить чемпионат мира по нокаут-системе. Лучшие 100 гроссмейстеров играют матчи на вылет по олимпийской системе. Играть до победного, если ничья, то все решать в быстрых партиях и блице (сейчас так разыгрывается Кубок мира, где участвуют 128 гроссмейстеров). Это предложение я подкрепил призовым фондом в пять миллионов долларов.
Каспаров отказался от такого формата, Карпов после длительных переговоров согласился. В первом ЧМ по нокаут-системе он как действующий чемпион был допущен до финала «вне очереди» (и защитил свой титул). Но впоследствии было решено, что чемпион не может иметь каких-либо привилегий и должен участвовать в нокаут-турнире наравне со всеми. Карпов отказался играть по таким правилам, и в 1999-м титул чемпиона мира по версии ФИДЕ достался Александру Халифману, в 2000-м — Вишванатану Ананду.
В 2000 году чемпионский матч наконец-то состоялся и у Каспарова. Шанс сыграть с 13-м чемпионом мира получил Владимир Крамник. К удивлению общественности, Крамник выиграл этот матч (8,5:6,5). Поскольку ПША уже не существовала, этот вариант титула стали называть «чемпион мира по классической версии», согласно которой звание чемпиона мира может быть получено лишь путем победы в матче над действующим чемпионом мира.
К 2002 году шахматы оказались в очень затруднительном положении. Было два чемпиона мира — Крамник и украинец Руслан Пономарев (по версии ФИДЕ), при этом многие эксперты считали сильнейшим шахматистом планеты Каспарова. Он имел самый высокий в мире рейтинг Эло и один за другим выигрывал супертурниры. Американский гроссмейстер Яссер Сейраван вынес на обсуждение так называемые Пражские соглашения, целью которых было объединение двух линий. Крамник к этому моменту организовал турнир претендентов, выигранный венгром Петером Леко. Сейраван предложил сначала провести матчи Крамник — Леко и Пономарев — Каспаров, а затем разыграть звание абсолютного чемпиона между их победителями.
Однако проведение объединительных матчей столкнулось с серьезными финансовыми трудностями. Матч Крамник — Леко состоялся только в конце 2004 года (ничья, но титул сохранился за Крамником), а ФИДЕ так и не сумела провести матч между своим чемпионом Пономаревым (позже Касымджановым) и Каспаровым. Хотя ФИДЕ даже назначила дату матча Касымджанова и Каспарова — апрель 2004 года. Но по странным причинам сначала ОАЭ, а затем и Турция отказались от его проведения. А пониженные финансовые условия не устроили Каспарова. Разочарованный ситуацией, сложившейся в шахматах, Каспаров завершил карьеру после 14-й победы в Линаресе. Тогда он все еще обладал самым высоким рейтингом в мире.
— Вообще, он рано оставил шахматы, — говорил «СЭ» Анатолий Карпов. — Но у Каспарова такой энергетический стиль, что, видимо, он понял, что ему уже не хватает энергии играть в шахматы на высшем уровне. А уровень ниже его не устраивал. Поэтому он шахматы и покинул. Последний чемпионат России (в 2004 году), который Гарри при большом везении выиграл, потребовал у него массу сил. По крайней мере борьба была очень острая, и помню, что [Виталий] Цешковский ему проиграл в совершенно выигранной позиции. Так что его выбор, может, оказался и вынужденным.
В итоге в 2005 году ФИДЕ решила проводить очередной чемпионат не по нокаут-системе и устроила вместо этого двухкруговой турнир в Аргентине (сейчас так играется турнир претендентов). И Каспаров, и Крамник отказались от участия в нем, а победителем (и новым чемпионом по версии ФИДЕ) стал Веселин Топалов.
Об объединительном матче между Крамником и Топаловым наконец-то удалось договориться в 2006 году. О скандальном противостоянии россиянина и болгарина есть большой материал на «СЭ».