Власти Москвы предпринимают третью попытку передать крупнейший спортивный комплекс столицы в частные руки. Перепрофилирование объекта запрещено, но новым хозяевам неизбежно придется начать реконструкцию устаревшей арены.
Как уже сообщал "СЭ", 15 мая на торги вновь будут выставлено 64 процента акций ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" – крупнейшей крытой арены столицы, которая была построена неподалеку от Садового кольца еще к Олимпиаде-1980.
Место, которое занимает спорткомплекс, – золотое с точки зрения компаний, работающих с коммерческой недвижимостью. Однако, по условиям торгов, перепрофилирование объекта запрещено. Кроме того, новому собственнику неизбежно придется решать многочисленные инженерные проблемы сооружения, которые копились более 30 лет.
Именно поэтому две предыдущие попытки продать долю столичного правительства (49 процентов принадлежит непосредственно городу, а 15 – "Фонду межостраслевых инвестиций", который держит свой пакет в интересах Москвы) не удались. Ни 24 декабря, ни 4 марта желающих купить "Олимпийский" не нашлось.
С одной стороны – в столице после закрытия на реконструкцию "Лужников", сооружений вокруг стадиона "Динамо" в Петровском парке и ледового дворца "Мегаспорт" сложилась сложная ситуация с крупными спортивными объектами. Сегодня кроме "Олимпийского" в Москве практически негде проводить соревнования высокого уровня. И если новый собственник вдруг захочет закрыть арену на реконструкцию (а для этого у него будут все основания), положение станет очень тяжелым.
Еще не утихли страсти после биатлонной "Гонки чемпионов", а только на этот год в "Олимпийском" запланирована масса спортивных мероприятий: этап "Мировой серии" по прыжкам в воду, отборочный на чемпионат Европы чемпионат России по плаванию, этап Кубка мира по тому же плаванию, "Кубки Кремля" по теннису и бильярду.
Вдобавок к этому в "Олимпийском" на регулярной основе тренируются представители семи видов спорта – гимнастики, художественной гимнастики, фигурного катания, плавания, прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Ежедневно заниматься спортом приходят порядка 4000 человек.
С другом стороны – всем понятно, что с "Олимпийским" в любом случае надо что-то предпринимать, и чем раньше, тем лучше.
НУЖЕН СЕРЬЕЗНЫЙ ИГРОК
– Очень надеюсь, что руководство страны и мэр города Сергей Собянин понимают значимость спортивного функционала нашего комплекса и не допустят какого-либо рода перестроек, – говорит генеральный директор "Олимпийского" Михаил Москалев. – К тому же если посмотреть коммерческим взглядом и изучить план застройки территории, то максимум, что можно выжать, – это 160 тысяч кв. м. При том что без парковки сейчас объективно никуда и трогать ее бессмысленно. Разве что на месте холодоцентра можно организовать какую-либо точечную застройку.
"Олимпийский" в его нынешнем виде – далеко не самый выгодный в экономическом плане проект.
– У нас три основных источника дохода, – объясняет финансовый директор спорткомплекса Алексей Сальдиков. – Первый – это физкультурно-оздоровительная деятельность (секции, абонементы, аренда спортзалов). На его долю за 2013 год приходится 29 % доходов. За счет второго источника – проведения мероприятий, в том числе и спортивных, – мы получаем 24 % доходов. Третья статья вынужденная, но в тоже время самая прибыльная (38 %) – аренда площадей под офисы, склады, торговлю и прочее. За последние три года общая выручка увеличилась на 30 %. Но и расходы велики – в первую очередь они связаны с ремонтом. Если не ремонтироваться, через два года комплекс надо закрывать.
– Хотелось бы, чтобы вместо торговых залов у нас были спортивные, но именно аренда помогает нам выжить, – объясняет генеральный директор. – Выступал у нас, например, Пол Маккартни. На стадионе – 26 тысяч зрителей. Но в те дни шли сильные дожди, а крыша у нас худая – 10 лет не было ремонта, и вода начала просачиваться прямо на оборудование Маккартни. Тот, не долго думая, заявил, что выступать не будет. В той ситуации мы выкрутились – у нас были растянуты паруса, поставили бочки и ведра. Но понятно ведь, что с этим нужно было что-то делать. Да, у нас небольшая выручка, но при этом не ремонтировать крышу – нельзя. В прошлом году на нее деньги и потратили. В этом – меняем трансформаторы, основная часть из которых стоит с 1979 года. Так что хотим мы этого или не хотим, но, чтобы поддерживать комплекс в рабочем состоянии, нужны заработки.
– Может, в итоге вам придется закрывать спортивные залы ради увеличения прибыли?
– Уверен, что Собянин не допустит выхолащивания спортивной функции. Хотя формальных ограничений по свободе действий у нового собственника не будет. Никто его не остановит, потому что он за это заплатил.
– Уже два раза торги "Олимпийского" срывались, потому что не нашлось потенциальных покупателей. Может, при стартовой цене 4 млрд 450 млн рублей они и не найдутся?
– Я искренне удивлюсь, если будет иначе. На сегодняшний день максимум, которого можно здесь добиться, – это неубыточная экономика, при том что комплекс постепенно будет сам себя восстанавливать. Что в первую очередь сделал бы я? Надел новую "рубашку", поменял инженерию. На реконструкцию, по нашим подсчетам, нужно 4,7 млрд рублей. При том что сама чаша в порядке. Конструктивная часть простоит еще лет 50.
В то же время не стоит забывать, что 4,5 млрд – это только 64 % акций. Для получения полного контроля над комплексом нужно потратить еще примерно 7 млрд. Плюс реконструкция. Для всего этого нужен серьезный частный инвестор или, например, государство.
– А построить новую арену не дешевле, чем вкладывать 5 млрд в реконструкцию?
– Нет. Вот построили "Мегаспорт" за дешево и что с ним сейчас?
СОХРАНИТЬ ПАМЯТНИК СПОРТУ
– Уверен, что даже в случае продажи акций перепрофилизация "Олимпийского" невозможна, – говорит один из организаторов биатлонной "Гонки чемпионов", президент Федерации керлинга России Дмитрий Свищев. – Любой собственник, который приобретет акции Москвы, будет обязан сохранить этот памятник спорту. Другое дело, что настало время реконструкции.
Насколько я понимаю, капитального ремонта там не было с момента постройки. Поэтому не уверен, что на сегодняшний день вообще есть желающие купить эти акции. Явной коммерческой составляющей здесь не видно. А вот спортивная значимость очевидна – огромное поле, которое может замораживаться, трибуны на 30 тысяч зрителей, бассейн. Это же целый город! Очень важно его сохранить и не раздербанить по частям.
– Как этого добиться?
– По моему мнению, Москве нужно искать не покупателя, а, наоборот, выкупить все акции и найти деньги на реконструкцию объекта. Это принесло бы огромную пользу москвичам. А если "Олимпийский" будет продан с молотка, то любой собственник будет искать коммерческую составляющую. Например, в "Олимпийском" есть бесплатные детские спортивные школы, но не факт, что частник будет их поддерживать. Даже при том что объект обязан сохранить спортивную составляющую, ту же спортивную школу можно переделать в платный фитнес-центр.
– А с "Гонкой чемпионов" в следующем году уже есть какая-то ясность?
– Еще не понятно, чем закончатся выборы на пост президента Союза биатлонистов России. Но, думаю, кто бы ни пришел – биатлонный праздник будет продолжен.
– Если покупатель "Олимпийского" все-таки найдется и вложится в реконструкцию, где пройдет следующая "Гонка чемпионов"?
– Не бывает такого, чтобы реконструкция ни с того ни с сего началась завтра. Это же проект, и прежде чем начнется реконструкция, пройдет несколько лет. Как минимум. К тому времени откроются другие арены. Кстати, однажды мы проводили "Гонку чемпионов" в "Лужниках". Пусть там было не так ярко, как в "Олимпийском", но это тоже опыт, и в случае необходимости мы им воспользуемся.
ПОСТЕПЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
По неофициальным данным, в торгах 15 мая собирается участвовать основатель MosCityGroup девелопер Павел Фукс, который сейчас является крупнейшим частным владельцем акций ОАО "Спорткомплекс Олимпийский" (27,45 %) и членом его совета директоров. До сих пор MosCityGroup была известна в основном благодаря проектам в деловом районе "Москва-Сити". Опыта управления крупными спортивными объектами у этой компании нет.
– Будет странно, если на месте бассейна вдруг возникнет аквапарк или дельфинарий, – считает президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников. – Тем более что у нас подписан контракт с FINA на проведение этапа Кубка мира на ближайшие пять лет, это согласовано с комитетом по спорту города Москвы. Наверняка эти обязательства будут соблюдены.
– Руководство "Олимпийского" – профессионалы высокого уровня, с которыми у организаторов "Кубка Кремля" и нашей федерации, проводящей в спорткомплексе также матчи Кубка Дэвиса и Кубка федерации, давно сложились добрые рабочие отношения, – говорит Алексей Селиваненко, вице-президент Федерации тенниса России, директор турнира WTA Tour "Кубок Кремля". – Наш турнир – знаковое мероприятие для Москвы и всей России, и думаю, что "Олимпийский" заинтересован в его проведении не меньше, чем Федерация тенниса. Поэтому никаких других площадок для проведения "Кубка Кремля" мы не ищем. Разумеется, любая арена время от времени требует реконструкции, и "Олимпийский" – не исключение. Однако на несколько лет закрывать весь стадион, думаю, никто не будет. Вестибюли, систему вентиляции, освещение и звуковое оборудование можно модернизировать постепенно, шаг за шагом. Наиболее сложные работы, видимо, предстоят по реконструкции инженерных систем, но и этот вопрос наверняка удастся решить оптимальным способом, минимизируя временные потери.