DOTA

16 августа 2015, 11:55

Dota 2: главный матч года

На прошлой неделе состоялся гранд-финал The International 2015, который стал главным событием киберспорта и привлек внимание даже неигровых медиа. Хотя со времен прошлого TI Dota 2 заметно изменилась, случайному зрителю по-прежнему сложно разобраться в происходящем на экране. Компьютерные игры в этом плане сложно сравнивать со спортом, но отдаленно матчи по Dota 2 для неосведомленного человека должны выглядеть примерно как турниры по снукеру или керлингу. Кто, что, куда, зачем – надо иметь хоть какие-то представления о том, за чем наблюдаешь, чтобы начать получать удовольствие от происходящего.

Но публику привлекает вовсе не титул чемпионов мира по Dota 2: профессиональные игроки едва ли станут столь же узнаваемы, как Криштиану Роналду или Мария Шарапова. Всех интересует огромный призовой фонд турнира – 18 миллионов долларов. Львиная доля которого была собрана обычными игроками в Steam. Есть что-то символичное в том, что весьма недружелюбное сообщество Dota 2 скидывается на миллионы долларов, чтобы посмотреть на действительно качественную игру сыгранных команд. А в сыгранности CDEC из Китая и EG из США сомневаться не приходится.

Для первой карты CDEC выбирает боевой состав: Spirit Breaker для врыва в гущу врагов, Leshrac и Queen of Pain для их изничтожения магией, Phantom Lancer – для добивания с руки. EG тоже выглядит интересно: Spirit Storm для SumaiL, Gyrocopter в качестве главного бойца команды, Clockwerk для инициации, Crystal Maiden и Skywrath Mage на подхвате. В такой ситуации EG лучше не затягивать игру.

Но вперед идет CDEC: эти ребята – еще одно доказательство того, что термин "китайская дота" в смысле затянутой игры более не актуален. За первые пять минут CDEC трижды убивает Spirit Storm на центральной линии, но SumaiL к подобному не привыкать. EG играет осторожно, от обороны, зная, что китайцы не могут сидеть на базе и обязательно придут сами. И они приходят наверх, планируя застать американцев врасплох, но вместо этого погибают сами и проигрывают первую командную драку, теряя троих героев. В дальнейшем таких "разменов" "3 на 0" будет еще очень много.

Пылкий нрав ребят из CDEC не доводит их до добра: раз за разом они проигрывают командные схватки, SumaiL носится по карте, избивая всех и вся, Spirit Breaker врывается в EG, чтоб почти сразу отбросить копыта. К 34 минуте EG сносит нижнюю сторону CDEC и собирается идти на Roshan – эта драка очень важна, возможно – последний шанс для CDEC, но все проходит по уже знакомой схеме: китайский Spirit Breaker нападает первым, почти тут же умирает, "ульт" Gyrocopter калечит всех остальных. Когда SumaiL через половину карты догоняет убегающего Phantom Lancer, который так и не проявил себя в этой игре, китайцы сдаются. И оказываются в непривычной для себя ситуации: за весь плей-офф они не проиграли ни одной карты.

Для второй схватки CDEC серьезно обновляет подборку героев: к Leshrac (теперь не бойцу поддержки) и Queen of Pain добавляются Visage и Broodmother, которые видят карту благодаря своим подручным, и Tusk, в буквальном смысле снежным комом вкатывающийся в толпу противников. А Spirit Storm оказывается забанен – SumaiL приходится брать Windrunner.

Новый раунд проходит несколько сумбурно: EG по ходу меняет линии, но поведение CDEC не изменилось. Как и прежде, китайцы активно прессингуют с первых минут, а вкатываться компанией гораздо веселее, чем влетать одиноким Spirit Breaker. CDEC активно рушит вражеские вышки, зажимая EG на ее половине карты, но долгое время силы остаются примерно равными. Американцы по-прежнему хороши в командных схватках, но когда CDEC удается их разделить, они уступают. Точно как в первой игре, одна такая драка происходит в районе 33 минуты у Рошана, но на сей раз побеждает CDEC, они тут же идут рушить верхнюю сторону EG, Fear на Gyrocopter и его товарищи вроде бы прогоняют китайцев, но те лишь имитируют отступление (как это любят делать сами EG) и заставляют EG капитулировать. Счет в серии – 1:1.

На третьей карте за китайцев выступает Slark, за американцев – Ember Spirit. Игра идет на встречных курсах и растягивается на час. Раскачанные и хорошо экипированные команды регулярно обмениваются ударами, но на 58-ой минуте EG заходит на чужую половину карты и застает противника врасплох. CDEC сначала начинает убегать в сторону вражеской базы, а затем в крайне невыгодной ситуации принимает неравный бой. И сдается. Очевидная ошибка, которую можно объяснить, например, усталостью. Но ведь именно CDEC чуть ранее выбила EG в нижнюю сетку турнирной таблицы: для участия в гранд-финале EG пришлось незадолго до него сразиться с LGD. Казалось, что именно американцы должны были обессилеть после стольких часов практически непрерывной и очень напряженной нервотрепки.

Тут важно отметить, что EG и CDEC – команды абсолютно разные. Первые – коллектив известный, он получил приглашение на The International от Valve. Вторых до сих пор почти никто и не знал, тем более – никто не ожидал, что CDEC пройдет так далеко. Ведь эти люди – практически вчерашние любители, их команда была сформирована менее года назад, они в жизни не выигрывали по-настоящему больших денег. Попав в гранд-финал TI5, китайцы гарантировали себе 2,8 миллиона долларов – по сути, призовой фонд всего TI3. По собственному признанию, ребята очень переживали на этапе отбора, но попав в число 16 лучших команд, расслабились и просто играли в свою игру. Которая и довела их до гранд-финала главного соревнования по Dota 2 в мире.

И перед четвертой картой, при счете 1:2, игроки CDEC, кажется, вдруг снова начали нервничать. Они уже все всем доказали, в том числе и обыгрывали ту же EG, но близость титула чемпионов и астрономических 6,6 миллионов долларов не могли не повлиять на них. Китайцы отдают EG их любимого Storm Spirit, Fear в четвертый раз получает Gyrocopter. CDEC уже не бежит сломя голову вперед, но EG выглядит чуть предпочтительнее. В какой-то момент CDEC ловит зазевавшегося SumaiL и решает, что пришло время забрать Roshan. И на тридцатой минуте после "ульта" Ancient Apparation капитана EG ppd в толпу китайцев влетает Earthshaker от UNiVeRsE (у которого CDEC забрали Clockwerk и отыграли на нем не особенно хорошо), делая противнику очень больно и моментальные "минус 4". И, вероятно, лучший момент всего турнира.

CDEC уже не оправится от этого удара: еще один неудачный бой растягивается в нескончаемую череду смертей китайцев с очередными -4 от EG. CDEC больше не может ждать и бросается в атаку, которая теперь уже точно гарантирует американцам титул чемпионов. Agressif в полном одиночестве бессильно ковыряет ppd копьем, но на последнем издыханий решает вернуться на базу. Впрочем, уже можно не спешить: CDEC сдается. Команды обмениваются рукопожатиями, EG выстраивается около постамента с главным призом. Капитан американцев поднимает над головой Aegis of Champions. Зал ликует. Камера наконец ловит мимолетную улыбку Fear: Клинтону Лумису 27 лет – он стар по меркам киберспорта и этот The International, возможно, станет для него последним. SumaiL тоже улыбается: он даже не снял с шеи свою подушку. Впрочем, какая разница: Сумаилу Хассану всего 16, он только что стал миллионером, и у него все еще впереди. Лучшего сюжета для домашней публики и не придумаешь.

Очередной The International – это всегда большое событие в мире киберспорта, но Valve пытается вывести Dota 2 на новый уровень. Отныне крупные события под ее эгидой будут происходить четыре раза в год: к летнему TI добавятся осенний, зимний и весенний турниры. Интересно, правда, до каких пор публика будет спонсировать чужие победы и когда уже остановится ежегодный рост призовых на TI. Пока что этот и другие турниры Valve обязаны быть успешными, ведь в Dota 2 ежемесячно играет свыше десяти миллионов человек. И пусть Dota 2 зарабатывает намного меньше League of Legends, конца этой истории не видно: бесплатная игра приносит Valve большие деньги. Как долго Valve рассчитывает заманивать в сообщество, варящееся в собственном токсичном соку, новых игроков? Честно говоря – не знаю, но для компании это явно выгоднее, чем разработка Half-Life 3.

21