26 сентября 2013, 20:45
Завтра во Флоренции состоятся выборы президента Международного союза велосипедистов (UCI) – одни из самых скандальных в современной истории спорта.
Владас ЛАСИЦКАС
из Флоренции
Голосование приурочено к чемпионату мира по велошоссе и пройдет в палаццо Веккьо – бывшей резиденции великого герцога Тосканского Козимо Первого, а ныне городской ратуше. Круче этого здания во Флоренции только кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Так что атмосфера на выборах будет подобающей. Кандидатов на пост главы UCI всего двое – ирландец Патрик Маккуэйд (руководящий этой организацией с 2005-го года) и президент Федерации велоспорта Великобритании 62-летний Брайан Куксон. Между этими функционерами в последние месяцы шла жесточайшая борьба. Чего стоит одно лишь "досье с компроматом", собранное противниками Маккуэйда, в котором ирландец обвиняется во взяточничестве и сокрытии фактов применения допинга.
На стороне Куксона – поддержка Европейского союза велосипедистов, успехи представителей его страны в мировом велоспорте (19 золотых медалей на последних Олимпиадах, две подряд победы на "Тур де Франс" и многое другое), и желание сделать так, чтобы в UCI важные решения принимал не один человек – президент, но и руководящий совет организации. При нынешнем президенте такой вариант даже не рассматривается.
Что же в свою очередь припасено у Маккуэйда? Опыт и сторонники в велосипедных державах третьего мира. По ходу нынешней отборочной кампании у него по разным причинам так и не получилось пойти на выборы ни от родной Федерации велоспорта Ирландии, ни от Швейцарии, которая всегда прежде была на его стороне. В итоге он заручился только поддержкой представителей Марокко и Таиланда.
По инициативе круга заинтересованных в будущем велоспорта лиц (в который входил и президент Федерации велоспорта России (ФВСР) и владелец "Катюши" Игорь Макаров), на Маккуэйда было собрано досье, в котором перечислены факты коррупции UCI во время президентства ирландца и его предшественника Хайна Вербрюггена.
В этих документах указывается, что в 2010 году Маккуэйд пытался получить взятку, чтобы скрыть положительную допинг-пробу испанца Альберто Контадора на кленбутерол, но информация о позитивном тесте все равно появилась в прессе. А пару лет спустя глава UCI просил 250 тысяч евро у одной профессиональной команды для продвижения велоспорта в стране этого коллектива. Однако владелец отказался от столь выгодного предложения.
Подобных историй набралось в досье больше десяти. В прессу в полном объеме они не попали, а были отправлены на расследование в Американское антидопинговое агентство (USADA). Сам 64-летний Маккуэйд все обвинения, естественно, опроверг, заявив, что указанные факты полностью сфабрикованы.
Да, репутация Маккуэйда на данный момент, конечно, сильно подмочена, но его умение вести подковерную игру всем давно прекрасно известно. Так что сторонникам Куксона заранее расслабляться не стоит. Война еще не выиграна.
– На мой взгляд, все, что делалось Маккуэйдом и его предшественником – это прошлый век, – подчеркнул накануне на встрече с журналистами во Флоренции президент ФВСР Игорь Макаров. – Велоспорту давно нужны перемены, а они не происходят. Их никто не видит – ни гонщики, ни тренеры, ни команды. Куксон же своей работой в британском велоспорте, который добился больших успехов как на чемпионатах мира и Олимпийских играх, так и в Мировом туре – усилиями команды Sky, доказал, что способен работать по-новому и менять ситуацию к лучшему. Поэтому он может управлять современным велоспортом.
– А что, например, нужно менять?
– Как бизнесмен я могу сказать, что руководящий совет UCI должен принимать решения коллегиально. Сейчас это не так. На данный момент все решает один человек, а руководящий совет занимается порой второстепенными вопросами – совершенно неважными.
– Отмечается, что Куксон решил баллотироваться в президенты UCI после вашей встречи в Москве. Это так?
– Нет. Я как глава ФВСР встречаюсь со многими руководителями федераций. Нам же необходимо установить контакт для обмена опытом. Потому что после развала СССР получился большой разрыв, и отечественный велоспорт не финансировался вообще. Но вот уже четыре года мы вкладываем достаточно денег в его развитие и нуждаемся в обмене опытом с иностранными коллегами. Что касается встречи с Куксоном, то она была открытой.
– Многие полагают, что британец на этих выборах уверенно победит. Вы тоже так считаете?
– Я – бывший спортсмен, вызывался в олимпийскую сборную СССР, и у нас было такое правило: даже если ты уверен в своей победе, не говори об этом. Не то сглазишь (смеется). Но, конечно, мне бы хотелось, чтобы выиграл Куксон. Повторюсь, с ним велоспорт выйдет на новый уровень. Если же на своем посту останется Маккуэйд, это будет иметь разрушительные последствия для нашего вида спорта.
– Куксон сказал, что уйдет из UCI, если Маккуэйд выиграет. Что при таком раскладе сделаете вы?
– Я поступлю так же, как Брайан.
– Кто еще, кроме вас двоих, может покинуть UCI в случае победы Маккуэйда?
– Я не могу говорить за других людей. Каждый решает за себя сам.
– Почему вы решили не публиковать в прессе досье на Маккуэйда полностью?
– Этот вопрос нужно адресовать USADA. Мы передали досье им, и сейчас они ведут расследование. Мы никогда не стремились к тому, чтобы досье было публичным. Если, например, полиция ведет расследование по вашему запросу, вы же не будете у них спрашивать: "Что вы там тянете, когда же вы объявите результаты?".
– Маккуэйд говорит, что по ходу нынешней кампании вы оказываете влияние на ситуацию, благодаря своим финансовым возможностям.
– Я уже несколько лет оказываю спонсорскую поддержку европейским федерациям на официальной основе. Понимаете, я мультимиллионер, глава частной компании, но главное: в прошлом – велогонщик. Поэтому я вижу, как нуждаются в поддержке маленькие федерации – в таких странах, как Эстония, Латвия, Армения, Грузия. У них просто нет денег, и никто им их не дает. Так что я счел своим долгом оказать им поддержку. Конечно, я мог бы делать это и как глава ФВСР, но это было бы неправильно. Поэтому я оказываю им поддержку официально, от Европейского союза велосипедистов. Не понимаю, почему об этом начали говорить только сейчас, ведь это происходит уже несколько лет.
Остается добавить, что для победы на выборах кандидату на пост президента Международного союза велосипедистов необходимо будет набрать во время голосования минимум 22 голоса из 42-х.