Велошоссе

16 мая 2011, 01:40

Вулкан по имени Альберто

ВЕЛОШОССЕ

ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Вчера пелотон "Джиро" совершил незабываемое восхождение на Этну. Первым на крупнейший из действующих вулканов Европы забрался Альберто Контадор, который и возглавил общий зачет.

Сергей БУТОВ
из Мессины

Огромное то ли стеклянное, то ли пластиковое панно, с ритуального прикосновения к которому начинается каждое новое утро участника "лучшей велогонки на свете", как думает про "Джиро" вся Италия, исчерчено жирным черным фломастером.

Рутинная и довольно-таки бессмысленная процедура, когда гонщик должен поставить напротив своего номера закорючку, подтверждая готовность продолжать борьбу, приобрела на "больших" гонках обязательный статус. Если не распишешься - штраф, за этим следят специально обученные люди. Поэтому к панно не зарастет народная тропа: там редко где отыщется свободная строка.

На "Джиро"-2011 тоже есть такое панно. Среди других особо выделяется номер 108, когда-то принадлежавший 26-летнему Воутеру Вейландту из Бельгии. Напротив этого номера черным фломастером размашисто выведено: Sempre con noi. "Всегда с нами".

Италия не забыла бельгийского парня, нашедшего страшную смерть на одном из своих холмов. Она честно скорбела все последние дни. Но не стоит требовать от нее невозможного: это не та страна, которая умеет долго соблюдать траур по кому бы то ни было. "Джиро", а я имею сказать вам за нее пару слов, - это и есть сама Италия. Улыбки, смех, красивые женщины, теплое море и яркое солнце - такая же неотъемлемая часть гонки, как спринтерские разборки на финише, горные премии и "классифика" - общий зачет "Джиро", который жадно изучает за ужином каждый гонщик.

* * *

Со стороны забитого людьми стартового городка в прибрежном Сапри, принимавшем старт субботнего, восьмого по счету этапа "Джиро", стелился по земле божественный аромат свежесваренного кофе. Мы двигались к его источнику, можно сказать, на ощупь. Перед этим постояли недолго возле моторхоума нашей "Катюши", российской команды "Про-тура", выступающей в Италии не только в качестве участницы "Джиро", но и в качестве одного из ее бесчисленных спонсоров.

В моторхоуме "Катюши", этом домике на колесах, по рассказам очевидцев, работают две ослепительные блондинки (или брюнетки - здесь показания очевидцев противоречивы) с красивыми длинными ногами, которые зазывают к себе заинтересованных посетителей. И раскрывают им все преимущества "Глобального российского велосипедного проекта", частью которого сама "Катюша" и является.

Небольшая группа российских журналистов спешила в моторхоум - нам хотелось запечатлеть эти ноги своими камерами. Но запечатлевать оказалось нечего. Как, впрочем, и во всех остальных спонсорских домиках: "Джиро" в полном составе отправилась пить кофе.

За небольшими столиками на огороженной территории чинно восседали гонщики. Все как на подбор были в велотрусах и велотуфлях, что только усиливало эффект, каждый второй читал свежий номер миланской La Gazzetta dello Sport. Вокруг бушевало людское море. Чьи-то руки обнимали любимца Италии Стефано Гардзелли: тот влетел в толпу в пиратской бандане, как у Марко Пантани. С итальянским новичком "Катюши" Данилой Ди Лукой фотографировались целыми семьями: когда-то Ди Лука выиграл "Джиро", и с тех пор Италия готова простить ему все что угодно - в том числе положительную допинг-пробу. Ну с кем не бывает, в самом деле! Что вы к человеку прицепились!

Час тотального безделья в стартовом городке - редкие минуты счастья каждого гонщика. Они наконец-то предоставлены самим себе: не нужно работать в пелотоне, собирать/разбирать чемодан или выслушивать претензии чем-то вечно недовольных спортивных директоров. Они просто пьют кофе. Но всегда найдется масса людей, готовых нарушить их нирвану. Эй, одно фото! Эй, дай автограф!

* * *

На подходе к барной стойке - не протолкнуться. У самой стойки - война за выбор позиции. Вы работаете локтями, поднимаете вверх палец, привлекая внимание официанта, но вдруг натыкаетесь на чью-то мастерски подставленную спину - ба, да это Альберто Контадор.

- А, ну-ка, брат Контадор, подвинься. Двойной эспрессо, пер фаворэ! Грациа, рагацци!

Тут и там слышится родная речь. Поневоле задумаешься: если наша "Катюша" привезла в Италию всего двух россиян, Павла Брутта и Эдуарда Ворганова, отчего столь народу вокруг говорит по-русски? Я не поленился, подсчитал количество уроженцев СССР, принимающих участие в "Джиро"-2011. Из 194 гонщиков, переживших первую неделю гонки, "наших" 18 - ошеломительная цифра! Россиян из них только треть: помимо Брутта с Воргановым, есть еще парочка из Geox - Денис Меньшов с Дмитрием Козончуком, Евгений Петров из "Астаны", да Максим Бельков из Vacansoleil. Остальные - белорусы, украинцы, казахстанец, литовец, узбек и даже настоящий француз из AG2R, которого зовут Юрием Кривцовым. Не далее как в субботу я своими ушами слышал, как соотечественник Жанны д’Арк и гасконца Д’Артаньяна на финише мастерски матерился с "лейтенантом" Меньшова Козончуком. Разного цвета паспорта не мешали им находить общий язык, можете поверить мне на слово.

* * *

Этой "Джиро" суждено было войти в историю еще до своего начала. Велосипедная Италия, кажется, еще не знала в современной истории более сложной и высокогорной гонки. Связки бесчеловечных горных этапов, после которых несчастных гонщиков выворачивает наизнанку, будут следовать одна за другой. Первая такая связка - в пятницу, субботу и воскресенье, когда запланирован штурм вершины Дзонколан. Общий перепад высот на этом отрезке достигает 6000 м! Ровно столько же - правда, за неделю - недавно накрутили участники "Тура Романдии" в Швейцарии, где наш Павел Брутт, не бог весть какой многодневщик, целых четыре дня ехал в лидерской майке. Короче говоря, не гонка, а какой-то один сплошной переход суворовской армии через Альпы.

Ну а в минувшую субботу организаторы гонки объявили пелотону почти что выходной: этап между прибрежными Сапри и Тропеа в "роудбуке" "Джиро" был отмечен одной звездой сложности из пяти возможных. Так что у гонщиков были все основания ожидать от этого этапа легкой велосипедной прогулки, они нормальные в общей массе люди, которым совершенно не все равно, где молотить педалями - вдоль кромки моря или по грязным узким улицам.

Мы мчались впереди пелотона в Тропеа, переглядываясь с сидевшим за рулем Сергеем Ушаковым - известным нашим профи 1990-х, без которого сегодня "Катюша" уже не "Катюша". И это они называют легким этапом: 218 километров дистанции, где заключительные сорок проложены по кривоватым улочкам южной Италии, идущим то вверх, то вниз, то по диагонали - как любовные настроения какой-нибудь южной красавицы?!

Спокойствие на таких этапах относительное. Скорее даже мнимое, почти эфемерное. В начале второй недели, когда уже начинают проявляться первые признаки усталости пелотона, а все берегут силы для третьей, самой трудной недели, привезти своего капитана на финиш свежим может лишь та команда, где все остальные собственного здоровья не жалеют. Привезут ему в нужный момент водички, прикроют от встречного - в лоб - ветра, отдадут собственное колесо в случае прокола. Сколько гонок было проиграно фаворитами на таких вот "этапах выходного дня": завал или внезапная смена направления ветра - и растянутый на добрый километр пелотон лопался, как гитарная струна. Попробуй догони!

* * *

Спустившись почти до самой Реджио-Калабрии, мы прибыли в Тропеа, где немногословные чернобровые мужчины надели ради "Джиро" свои лучшие пиджаки, где повсюду - старые, обшарпанные цирюльни, в которых их ровесники-цирюльники уже наточили с утра свои бритвы, ожидая первых посетителей, где по всему городу развешаны длинные палки с нашампуренными на них луковицами. Cipolla di Tropea - лук из Тропеа по своим вкусовым качествам родной брат лука крымского и одновременно главная городская достопримечательность.

Тропеа было совершенно все равно, кто из итальянцев победит в этой гонке. Но обязательно нужно было, чтобы это оказался кто-то из своих. Если выиграет иностранец, как объяснить это своему восторженному большеглазому вихрастому сорванцу, который бредит велоспортом и ради "Джиро" вырядился в этот день во все розовое? Какие слова найти, чтобы остановить ручьи детских слез?

* * *

Оскар Гатто атаковал за полтора километра до финиша. "Гатто, Гатто", - застонал Тропеа, и все нагловатые курортные коты (gatto по-итальянски - кот) попрятались по скамейкам. Спринтеры притихли и итальянца отпустили: во-первых, тот пошел действительно мощно, на все деньги, а во-вторых, из чувства вежливости и такта. Давай, Оскар, порадуй Италию!

Только один человек не согласился отдать Гатто гонку, и это был Контадор. Он выпрыгнул из группы и поехал за победой. Не доехал - Гатто оказался сильнее, хотя удивительно другое: зачем Контадору понадобился скальп с равнинного этапа, чего ради он тратил драгоценные силы? Неужели все дело лишь в нескольких бонусных секундах, идущих в общий зачет? Фавориты в борьбе за розовую майку обычно так себя не ведут. Не комильфо.

- Нервничает Альберто, - рубанул воздух Слава Екимов, знаменитый наш велогонщик, а на "Джиро" - главный тренер американской RadioShack, команды Лэнса Армстронга. - Здоровья у парня вагон, а вот спокойствие и хладнокровие приходится брать в долг, своих еще не хватает.

Екимову, когда он говорит о Контадоре, я верю на двести процентов: Слава помогал испанцу выиграть в 2007-м первый его "Тур де Франс", еще в составе Discovery Channel. Но если нервничает сам Контадор, что же тогда должен испытывать остальной пелотон?

Нервная "Джиро", трудная, кровавая. И все здесь только начинается.

* * *

Электронные часы показывали пятьдесят три часа ровно. Это немного не соответствовало действительности: на самом деле было семь утра с небольшим.

Мы прибыли в Мессину, которая должна была принять старт девятого этапа, с огромным запасом по времени. Но город уже не спал. Мы тезисно познакомились с ним, сделали выводы. Мессина - не лучшее место, с которого стоит начинать знакомство с Сицилией. Город, который жестокое землетрясение около ста лет назад сравняло с землей, впоследствии отстроился, но в 1943-м союзники подвергли его сильнейшей бомбардировке. Лучшего места для начала похода на выжженную землю Этны найти было трудно - тут с драматургией явно угадали.

Величественный профиль вулкана мы впервые увидели в районе живописнейшего городка - Таормины. Этна с ее заснеженными пиками и дымящимися кратерами издалека напоминала голову старого седого бродяги, задремавшего с бычком во рту.

Не далее как в минувшую среду, то есть за четыре дня до приезда пелотона, бычок крайне не вовремя упал на ковер, спровоцировав извержение, кое-кого серьезно напугавшее. На Этну была отправлена специальная комиссия "Джиро", которая должна была определить степень опасности, грозящей пелотону. После гибели Вейландта организаторы гонки в вопросах безопасности стали крайне щепетильны. Хотя могли бы стать таковыми и до того, как случилась трагедия.

Ничего страшного на Этне в среду, конечно, не произошло. Вулкан попыхтел, подымил, поплевался лавой, перевернулся на другой бок и захрапел себе дальше. Аэропорт Катании, что в полутора сотнях километров от Мессины, оперативно закрыли, но кого вообще такой мерой можно удивить на Сицилии?

* * *

"Тема Этны" всплывала в разговорах о "Джиро" почти ежедневно. Тренеры и обслуживающий персонал рассказывали про вулкан всякие ужасы. Гонщики изо всех сил делали вид, что они стреляные воробьи и ни черта не боятся, но одновременно с этим проявляли чудеса осведомленности о ситуации на Этне. Брутт за завтраком в субботу сообщил о том, что в окрестных с Этной населенных пунктах городские службы счищают с дорог осадок пыли и сажи в два пальца толщиной.

Вообще-то Этну побаивались, разумеется, не столько из-за возможной сейсмической активности, сколько из-за трудностей восхождения на нее на велосипедах. Как и любая серьезная вершина, стоящая посередине маршрута "большой" гонки, она редко дает ответ на вопрос, кто в итоге станет победителем. Зато очень хорошо может продемонстрировать, кто ее точно проиграет.

* * *

Еще на подъезде к Таормине в страшных муках родился отрыв. В него попало с десяток гонщиков во главе с чемпионом Италии Джованни Висконти - кстати говоря, уроженцем Сицилии. Там же оказался и представитель "Катюши" - вечно хмурый испанец Хоан оррак. Отрыв постепенно увеличивал преимущество над группой, но в его итоговый успех верилось с трудом: слишком много смелых парней работало позади, слишком многое стояло на кону.

Всего на Этну предстояло подняться дважды, с северной и южной сторон. Поднимались, конечно, не к самым кратерам, что на высоте 3500 м, это уже чересчур даже для "Джиро". Остановились у подножия собственно вулкана, где-то на уровне 2000 м. Первое восхождение прошло относительно спокойно, рисковать не захотел никто. Но когда началась работа с южной стороны, карты были раскрыты.

Километров за десять до финиша, примерно на середине заключительной горы, активизировался Контадор. И эта активность никак не была похожа на нервы, как днем ранее, в ней присутствовал холодный расчет. Раздергав соперников, усыпив их контратакующий пыл, Контадор ринулся в атаку на розовую майку.

И как ринулся! Остановить его на пути к цели могло разве что извержение!

Мужская многодневная гонка "Джиро д`Италия". 7-й этап. Маддалони - Монтеверджине ди Меркольяно. 110 км. 1. Ле Клерк (Бельгия, Lotto) - 2:54.47. 2. Скарпони (Италия, Lampre). 3. Крейцигер (Чехия, "Астана"). 4. Гарцелли (Италия, Acqua & Sapone). 5. Нибали (Италия, Liquigas). 6. Родригес (Испания, "Катюша")… 9. Контадор (Испания, Saxo Bank)… 17. МЕНЬШОВ (Geox) - у всех время победителя… 29. Морено Фернандес (Испания, "Катюша") - отставание 0.10… 48. РОВНЫЙ (RadioShack) - 0.44… 52. БЕЛЬКОВ (Vacansoleil) - 1.04… 58. Лосада (Испания) - 1.11. 59. Карузо (Испания) - 1.11… 62. Ди Лука (Италия, все - "Катюша") - 1.34… 72. ПЕТРОВ ("Астана") - 3.14… 112. Оррак (Испания) - 12.43… 115. ВОРГАНОВ - 12.43. 116. Кучинский (Белоруссия) - 12.43… 137. БРУТТ - 15.09… 169. КОЗУНЧУК (все - "Катюша") - 15.09.

8-й этап. Сапри - Тропеа. 217 км. 1. Гатто (Италия, Farnese Vini) - 4:59.45. 2. Контадор - то же время. 3. Петакки (Италия, Lampre) - отставание 0.05. 4. Кристофф (Норвегия, BMC). 5. Феррари (Италия, Androni Giocattoli). 6. Апполлонио (Италия, Sky)… 27. Родригес. 28. МЕНЬШОВ… 51. ПЕТРОВ - у всех то же отставание… 66. Морено Фернандес - 0.26… 82. ВОРГАНОВ - 0.26… 92. РОВНЫЙ - 0.38… 105. БРУТТ - 1.11… 114. Кучинский - 1.22. 115. Карузо - 1.22… 126. БЕЛЬКОВ - 1.24… 154. Оррак - 1.43… 156. Ди Лука - 1.47… 163. Лосада - 1.51. 164. КОЗОНЧУК - 1.51.

9-й этап. Мессина - Этна. 169 км. 1. Контадор - 4:54.09. 2. Руано (Венесуэла, Androni Giocattoli) - отставание 0.03. 3. Гарцелли - 0.50. 4. Нибали. 5. Крейцигер. 6. Арройо Дуран (Испания, Movistar) - у всех то же отставание… 23. МЕНЬШОВ - 2.16… 25. Морено Фернандес - 2.21. 26. Родригес - 2.21… 34. Карузо - 4.25… 60. Оррак - 11.10. 61. Лосада - 11.10… 80. ВОРГАНОВ - 16.27… 97. Кучинский - 23.46… 117. Ди Лука… 128. ПЕТРОВ. 129. КОЗОНЧУК - у всех то же отставание… 136. БРУТТ - 23.59. 137. БЕЛЬКОВ - 24.31… 149. РОВНЫЙ - 24.46.

Общий зачет. 1. Контадор - 33:03.51. 2. Сивцов (Белоруссия, HTC) - отставание 0.59. 3. Ле Мевель (Франция, Garmin-Cervelo) - 1.19. 4. Нибали - 1.21. 5. Скарпони - 1.28. 6. Арройо Дуран - 1.37… 20. МЕНЬШОВ - 3.18… 22. Родригес - 3.34… 35. Карузо - 8.26… 39. Морено Фернандес - 14.16… 67. ПЕТРОВ - 31.34… 70. Лосада - 33.59. 71. Ди Лука - 35.05… 74. Оррак - 36.03… 81. РОВНЫЙ - 38.25. 82. ВОРГАНОВ - 39.02… 97. БЕЛЬКОВ - 46.16… 111. Кучинский - 51.04… 145. КОЗОНЧУК - 1:02.44… 148. БРУТТ - 1:05.16…

1