Велошоссе

17 июня 2015, 15:19

Ильнур Закарин: "После победы в Имоле со мной начали здороваться"

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
В нынешнем сезоне 25-летний российский гонщик "Катюши" громко заявил о себе, выиграв "Тур Романдии" и один из этапов "Джиро д’Италия". В четверг он будет бороться за высокие места в гонке с раздельным стартом на Европейских играх, а в воскресенье выступит в Баку в групповой гонке.

– "Джиро д'Италия"-2015 стал вашим первым гранд-туром. Что почувствовали, когда узнали, что примете участие в гонке?

– О том, что у меня есть шанс поехать на "Джиро д’Италия", я узнал примерно за месяц до старта. До этого ехать в Италию не собирался. Главной целью весны было выступление на "Туре Романдии", где получилось показать высокий результат. Когда точно выяснилось, что я поеду еще и на "Джиро", конечно, очень обрадовался. Всегда мечтал выступить на гранд-туре, тем более был в хорошей форме. Однако я никогда не ездил трехнедельную гонку и, конечно, она далась мне непросто.

– Какую задачу вы ставили перед собой на "Джиро"?

– После победы на "Туре Романдии" казалось, что я смогу побороться за победу в общем зачете. Но пик формы уже прошел, поэтому на первой неделе "Джиро" я чувствовал себя не слишком хорошо. В итоге потерял слишком много времени, и об общем зачете пришлось забыть. Поговорили со спортивными директорами и решили, что сосредоточимся на отдельных этапах. В итоге все получилось.

– Расскажите о своих эмоциях после победы на 11-м этапе?

– В первом отрыве допустил ошибку, потратил слишком много сил, но со второго раза удалось атаковать в нужном месте и в нужное время. Если честно, долго не мог осознать, что выиграл этап на "Джиро д’Италия". Тем более в таком легендарном месте, как автодром в Имоле, где побеждали многие великие чемпионы-автогонщики. Была огромная радость, но оценить произошедшее удалось лишь когда немного успокоился. Было много звонков от близких, друзей, знакомых, много сообщений от болельщиков. Все это было очень здорово!

– У вас была специальная диета при подготовке к "Джиро". В чем она заключалась и как вы с ней справлялись?

– Нет, не было. Видимо, кто-то не совсем точно процитировал меня о том, что я сбросил вес. Имелось в виду немного другое – в последние два года я сделал больший упор на свою горную подготовку, и, соответственно, сделал изменения и в своей диете. Так что за два года удалось сбросить около 10 кг, что помогло мне стать намного быстрее в горах. Конечно, сейчас я стараюсь правильно питаться, чтобы держать себя в хорошей форме и не подвергать организм ненужному стрессу из-за неправильного питания.

– На двадцатом этапе "Джиро" вы атаковали в горах, но затем вас настигли соперники. Почему не удалось удержаться впереди?

– Перед этапом было решено, что кто-то из команды должен попытаться уехать в отрыв, чтобы на заключительном подъеме помочь нашему капитану Юре Трофимову. В итоге, когда пошли атаки, мне удалось уехать вперед. Старался провести гонку умно, экономил силы. Пелотон не отпускал нас далеко, так что перед подъемом Колле делле Финестре наш отрыв почти настигли. Но я чувствовал в себе силы, поэтому решил не сдаваться – атаковал и пошел один. Думаю, это был хороший опыт для меня – такая сложная гора и в одиночку. Подъем был очень трудный, особенно вторая половина по грунтовке. Просто нескончаемый подъем. К вершине я очень устал, но когда Микель Ланда догнал меня, решил еще побороться. Думал, что переведу дух на спуске, но, когда мы начали последний подъем, почувствовал, что сил почти не осталось. Понял, что побороться за победу не получится. Посоветовавшись с директором, решил придерживаться нашего плана – подождал Юру Трофимова на подъеме и максимально помог ему сократить потери на том этапе. Ведь Юра заболел и чувствовал себя плохо.

– Давайте вернемся к "Туру Романдии". Какие эмоции у вас были после того успеха?

– Та победа тоже была достаточно неожиданна. Перед "Туром Романдии" я неплохо проехал "Тур Страны Басков" и настраивался побороться за пятерку сильнейших. Но сложилось по-другому. На единственном трудном горном этапе удалось атаковать из группы лидеров, они на мою атаку сразу не ответили, и я постарался удержать просвет. Пытался догнать еще и французского гонщика, который шел впереди, но не удалось. А потом получилось хорошо выступить в "разделке". В своем первом сезоне в Мировом туре хотелось добиться успеха для себя, для команды, для страны. И, когда это удалось, я был счастлив и горд.

– В прошлом году вы выиграли "Тур Азербайджана". Насколько можно использовать тот опыт на предстоящих Европейских играх?

– Вряд ли можно сравнивать многодневную гонку и Европейские игры. Это два совершенно разных соревнования. Скорее уж мне поможет выступление на "Джиро д’Италия" и те кондиции, на которые удалось там выйти.

– В Баку собираетесь выступать в обеих гонках?

– Да – и в "разделке", и в групповой гонке. Задачи самые высокие у команды – завоевать медали.

– Какие еще гонки есть в ваших планах в 2015 году? Есть ли среди них гранд-туры, чемпионат мира в Ричмонде?

– После Европейских игр планирую выступить на чемпионате России, после чего будет небольшой перерыв. Затем обсуждается участие в "Туре Польши", для того, чтобы попробовать завоевать очки в Мировом туре. О "Вуэльте" и чемпионате мира пока говорить рано. Но, конечно, выступить там очень хотелось бы.

– Вы проводите первый сезон в "Катюше" в Мировом туре. Сильно отличается работа здесь от работы в континентальной команде "Русвело"?

– В "Русвело" все было здорово, отличная атмосфера, классный коллектив, менеджмент, который организовывал отличную подготовку. В "Катюше" тоже все супер – но на более высоком уровне. Сразу чувствуется, что я выступаю в одной из лучших команд мира. Все-таки это Мировой тур – здесь другая организация, другой подход к подготовке, совершенно другой календарь гонок, включая гранд-туры, которые нельзя сравнить ни с одной другой гонкой в мире.

– Какую гонку вы бы назвали пока самой трудной для себя?

– Возможно, сольную атаку на Колле делле Финестре на 20-м этапе "Джиро". Это был хороший опыт.

– А как начали заниматься профессиональным велоспортом?

– Как и многие другие ребята – пришел в секцию с другом. Достаточно быстро пошли результаты, и останавливаться было глупо. Тренироваться, кстати, начал в велошколе в Набережных Челнах. Выступал на российских соревнованиях, затем попал в сборную России, поехал на чемпионат Европы, где получилось добиться успеха. Так и пошло дальше.

– В вашей карьере был эпизод с допинговой дисквалификацией. Что произошло?

– Ничего особенного – я был молод и наивен. В 18 – 19 лет трудно во всем разбираться и все понимать. А совершить ошибку очень легко, даже не осознавая этого. Это очень печальный момент в моей спортивной карьере, и сейчас я воспринимаю его исключительно как ошибку. Стараюсь не думать об этом и двигаться только вперед. Это был сложный период, но он давно прошел.

– Чувствуете, что постепенно становитесь более популярным и узнаваемым спортсменом?

– Да, определенная популярность появляется. Особенно в Европе, где мы проводим большую часть времени. Люди подходят на старте и после финиша, фотографируются, просят автографы, фанаты пишут в социальных сетях. Опять же, больше внимания журналистов. Я отношусь к этому нормально – как к части работы. А недавно попал в пятерку лучших спортсменов месяца в России, по-моему, в тройку вошел. Было приятно, что и в нашей стране о велоспорте знают, следят за нашими результатами.

– Изменилось ли по ходу сезона отношение к вам со стороны соперников? Чувствуете ли, что они стали больше вас опасаться?

– Конечно, какое-то изменение есть и в пелотоне. Особенно, после победы на 11-м этапе "Джиро". Жизнь это не облегчает, но ситуация нормальная. А еще многие начали здороваться, даже те, с кем не знаком вообще.

– Какова ваша главная мечта в велоспорте?

– Победа на чемпионате мира и Олимпийских играх. А как по-другому?

– Хобби или увлечения есть? Как и где любите проводить выходные и отпуск?

– Во время сезона сложно заниматься чем-то кроме велоспорта. В качестве хобби назвал бы музыку. Выходные? А это что вообще такое? В сезоне с выходными проблемы. Отпуск же провожу как все нормальные люди – с близкими и родными, с друзьями, и не важно где – дома, на природе, на море…

– Мечтаете ли вы о выступлении на Олимпийских играх-2016? Знаете ли что-то о трассах в Рио-де-Жанейро?

– Да, очень хочу выступить на Олимпийских играх в Рио, тем более, что там будет очень трудная горная трасса. Наш спортивный директор Дмитрий Конышев ездил в Бразилию и смотрел ее. Еще будет время все в деталях обсудить. Кроме того, в августе там будут проводиться тестовые соревнования. Надеюсь поехать туда в составе сборной, чтобы увидеть все вживую.

1