19 июля 2011, 01:30

Разучились стоять насмерть

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Три первых дня соревнований прыгунов в воду принесли четыре золотые и одну серебряную медали хозяевам соревнований - и ни одной награды представителям России.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Шанхая

Евгений Кузнецов - единственный россиянин, пробившийся в финал на однометровом трамплине, - завершил соревнования неудачно: в заключительной попытке он не рассчитал наскок на трамплин и слишком сильно улетел со снаряда вперед. В таких случаях думать о чистоте вращений уже не приходится. На первый план выходит задача выкрутить все обороты.

Вот и получилось, что с уверенной четвертой позиции вместо борьбы за медаль Кузнецов улетел на седьмое место. Хотя какая по большому счету разница - четвертое или седьмое?

Во время мужской разминки я обсуждала эту тему со своей хорошей знакомой Джейн Фигурейдо - тренером российской сборной. В команде под российским флагом американка появилась еще в конце 90-х. Сначала она взяла шефство над уехавшей в США известной российской прыгуньей Верой Ильиной, затем точно так же начала опекать Юлию Пахалину, еще позже - Анастасию Позднякову. Победа Веры и Юлии в синхронных прыжках на Олимпийских играх в Сиднее во многом заслуга именно этого тренера. Как и другие, менее значимые достижения типа серебряных и бронзовых наград Пахалиной/Ильиной, а затем Пахалиной и Анастасии Поздняковой.

Родилась Джейн в Южной Африке. И до сих пор любит шутливо (а может, и всерьез) повторять, что эта страна дала ей прекрасную закалку. Научилась всегда стремиться к лучшему, понимать разницу между первым и вторым местом и не видеть ее между вторым и двадцать пятым.

- Почему мне всегда было просто работать с Ильиной и Пахалиной? Потому что обе они смотрели на большой спорт точно так же, как я сама, - сказала Джейн, сидя на бортике бассейна. - Мне кажется, что заниматься спортом на таком уровне вообще бессмысленно, если ты не хочешь быть первым. Достаточно найти полчаса времени, сесть и выписать на листочек перечень всего, чем приходится жертвовать. Никто и никогда не убедит меня в том, что второе место стоит этих жертв. Да, ты можешь проиграть. Но очень важно чувствовать при этом, что сам ты отдал все силы для того, чтобы выиграть.

Невозможно представить, в каком состоянии Юля Пахалина была на Играх в Пекине, где они с Поздняковой заняли второе место в синхронных прыжках. Она была расстроена до такой степени, что не могла ни есть, ни спать. По нескольку раз в день пыталась заводить со мной разговор о том, как добиться, чтобы Позднякова на соревнованиях перестала ошибаться. Они ведь проиграли в Пекине не потому, что китаянки были сильнее. А из-за того, что была допущена грубая ошибка. При том что ошибки чаще случаются именно с теми, кто искренне полагает, что второе или третье место - это тоже хорошо.

- Обидно, что происходит это со спортсменами, которые и талантливы, и потенциально способны бороться с кем угодно.

- Потенциал не принесешь в бассейн и не вывалишь на трамплин. Как и талант. Нужно работать. А самое главное - человек должен понимать, что и ради чего он делает.

Знаешь, когда речь идет о спорте, я становлюсь очень жестким человеком. Помню, как смотрела Игры в Афинах - тот самый финал, где китайцы "завязались" в заключительном винтовом прыжке и получили ноль баллов, и размышляла о том, что, скорее всего, ни того, ни другого спортсмена на международных соревнованиях больше никто никогда не увидит. Так и произошло, кстати. С одной стороны, потерять ориентировку в воздухе может любой прыгун. Но с другой, ясно, чем руководствовались китайские тренеры. Этот пример - лучшая иллюстрация китайских намерений в спорте. Можешь себе представить, что китаец будет радоваться серебру или бронзе? Вот и я о том же...

- Джейн, это правда, что Пахалина может вернуться в спорт?

- Я разговаривала с Юлей об этом, уже находясь в Шанхае. Проблема в том, что сейчас она вся с головой погружена в материнство. Знаю, насколько тяжело отрывать от себя ребенка. Это огромная жертва для женщины, чудовищная. Если Юле что-то и может помешать вернуться, так только это. Поэтому я сказала ей, что в данной ситуации она должна решить для себя: готова ли по-прежнему биться за победу? Хочет ли этого больше всего на свете? Если у Пахалиной возникнут в этом сомнения - возвращаться совершенно ни к чему. Спортсмены такого ранга не должны возвращаться для того, чтобы просто участвовать.

...Простившись с Джейн, я покинула бортик бассейна со смешанными чувствами. Никогда не думала, что когда-либо услышу подобные рассуждения от южноафриканки с американским паспортом. Хотя удивляться вряд ли стоило: год назад на чемпионате Европы в Будапеште именно Джейн, комментируя бронзовое выступление на трехметровом трамплине Дмитрия Саутина и Юрия Кунакова, не побоялась назвать вещи своими именами.

"Это нужно прекращать, - жестко сказала она тогда. - Необходимо включать в команду молодых ребят, которые уже сейчас делают сложнейшие прыжки, и давать им шанс набираться опыта перед Играми в Лондоне. Это, - Джейн кивнула в сторону пьедестала, где принимал поздравления российский дуэт, - не уровень. Это тупик".

Наверное, Фигурейдо была права. Не учла она, как мне кажется, лишь одного: того, что за спиной Саутина, закрывавшего своими победами бреши в российской команде на протяжении почти двух десятков лет, выросло поколение, не очень умеющее стоять насмерть ради результата. Невероятно талантливое, со сложными прыжками и очевидным потенциалом. Но не умеющее, хоть тресни. Соответственно и поражения давно перестали восприниматься как удар. Скорее стали закономерностью.

Не думать об этом на протяжении первых трех дней китайского чемпионата было очень трудно. Может быть, особенно - на метровом трамплине, где китайские тренеры выставили далеко не первый состав спортсменов. Это вообще характерно для Китая - относиться к неолимпийским видам программы достаточно равнодушно. Вот и получилось, что, имея в составе национальной сборной двух чемпионов мира именно на метровом трамплине (Цинь Кай выиграл состязания на этом снаряде в 2009-м, а Луо Ютон в 2007-м), выступать в этом виде были отправлены дебютанты. Которые отнюдь не выглядели недосягаемыми. Пусть Шиксин Ли и не терял лидерства на протяжении финала, но после четвертого раунда (из шести) его преимущество над Павло Розенбергом, выступающим за Германию, составляло какие-то жалкие пять баллов.

Ну а после вечерних состязаний на 10-метровой вышке у женщин оставалось констатировать, что вот уже в трех синхронных видах из четырех Россия не сумела квалифицироваться на Олимпийские игры в Лондон. Хочется надеяться, что это удастся сделать на Кубке мира в феврале следующего года.

Чемпионат мира по водным видам спорта. Прыжки в воду

Трамплин 1 м. Мужчины. 1. Шиксин Ли (Китай) - 463,90. 2. Минь Хе (Китай) - 444,00. 3. Розенберг (Германия) - 436,50. 4. Колвилл (США) - 427,15. 5. Иллана (Испания) - 402,40. 6. Росс (Канада) - 401,40. 7. КУЗНЕЦОВ - 388,10.

Вышка 10 м. Женщины. Синхронные прыжки. 1. Гао Ван/Руолин Чен (Китай) - 362,58. 2. Кроук/Ву (Австралия) - 325,92. 3. Штойер/Субшински (Германия) - 316,29. 4. Кауч/Барроу (Великобритания) - 314,52. 5. Потехина/Прокопчук (Украина) - 311,64. 6. Мун Е/Ринонг (Малайзия) - 305,34… 9. ГОВОР/КОЛТУНОВА - 291,24.