Допинг
22 марта 2016, 21:00
Во вторник в Москве много говорили о допинге вообще, и в частности – о милдронате, на котором погорела большая группа наших звезд во главе с Марией Шараповой и Юлией Ефимовой. В Первом медицинском институте представители Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) поделились свежей информацией о сроках вывода запрещенного вещества из организма, а на итоговом заседании Коллегии Министерства спорта солировал Виталий Мутко.
СПАСИТЕЛЬНЫЕ ПОЛГОДА
Представьте, что вас в легком подпитии за рулем остановил полицейский. И соответствующий аппарат показал излишек промилле алкоголя в крови.
– Что вы, я сегодня не пил, это вчера было! – будете искренне возмущаться вы.
– А это неважно, есть факт наличия алкоголя, – скажет сотрудник ГИБДД, отберет права и отправит вас под суд.
Примерно в такой ситуации сейчас оказались перед лицом ВАДА все пойманные на милдронате спортсмены. Их единственная надежда – каким-то образом доказать, что препарат держится в организме необыкновенно долго, многие месяцы. Иначе "полицейские" из ВАДА обязательно скажут: раз решение о запрете препарата было опубликовано в конце сентября, именно тогда и надо было закончить его принимать. А не ждать до декабря в надежде проскочить.
Уже очевидно, что спасти наших спортсменов от дисквалификации можно только в том случае, если удастся доказать, что срок полного выведения препарата из организма в районе полугода. Только тогда мы можем уповать на то, что наши звезды принимали препарат задолго до вступления в силу официального запрета 1 января, и многочисленные положительные пробы – это всего лишь остаточное явление. ФМБА сейчас занято проведением научного исследования, о первых результатах которого сообщил директор Федерального научного спортивного центра спортивной медицины и реабилитации ФМБА Андрей Середа.
– Первичное исследование показывает, что срок выведения может достигать около полугода, – приводит слова Середы ТАСС. – В настоящее время проводится тестирование, и надеемся, что на основе результатов мы получим основание для оспаривания решений.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВАДА ИДЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО С РОССИЙСКИМ
Впрочем, даже если ФМБА удастся доказать полугодовой срок вывода мельдония из организма, совершенно не факт, что это спасет карьеры наших спортсменов. Россия – страна, заинтересованная именно в таких результатах исследования. Почему ВАДА должна верить нам на слово и как минимум не перепроверить эти данные с привлечением собственных экспертов?
По информации "СЭ", такое исследование ВАДА уже начала, и идет оно параллельно с работой российских ученых. Именно это тормозит вынесение решений по последним допинговым делам: видимо, международные федерации неформально попросили подождать, пока наступит ясность. Но если результаты этих двух экспериментов будут разниться, надо ли говорить, кому поверят больше – независимым экспертам, нанятым ВАДА, или нашим специалистам?
Не говоря уже о том, что, по словам заместителя начальника Управления спортивной медициной ФМБА Татьяны Пушкиной, срок проведения исследования составит полгода плюс еще две недели на подведение итогов. Можете себе представить, чтобы ВАДА ждала с вердиктом о дисквалификации столь долго?
В таком случае смысла в работе ФМБА нет: через полгода Олимпиада в Рио давно закончится, и пройдет она без Юлии Ефимовой, Марии Шараповой и других пойманных на милдронате звезд. Даже если потом их оправдают – кому от этого легче?
Конечно, ошибка международных чиновников тоже налицо: логично было бы провести все исследования по милдронату еще до вступления запрета в силу. В этом случае нынешней обстановки скандальности и неясности удалось бы избежать. Но что есть, то есть, и обстановка складывается таким образом, что в положении обвиняемого сейчас именно Россия, а не ВАДА.
КАК ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТИЦА "ПОЛУ"
Сделали специалисты ФМБА и ряд совершенно удивительных заявлений. Так Татьяна Пушкина ошарашила всех новостью:
– Официальные источники свидетельствуют о том, что сроки выведения милдроната у женщин и у мужчин различны. Даже национальность имеет значение.
Не менее странно смотрится высказывание Середы о том, что ФМБА сильно перестраховалось, прекратив выдачу спортсменам милдроната в октябре.
– Основываясь на данных исследований, которые были проведены производителем, мы могли его прекратить выдавать 30 декабря, потому что через шесть часов его не должно было быть, – отметил Середа.
А теперь открываем инструкцию к милдронату. Там написано, что "период полувыведения составляет 3-6 часов". Не надо быть доктором, чтобы заподозрить, что полувыведение и полное исчезновение следов из организма – это не одно и то же.
– Период полувыведения – это срок, за который из организма выводится половина принятого количества препарата, – объяснил "СЭ" врач одной из олимпийских сборных России. – Этот срок указывается для того, чтобы, например, врач-реаниматолог, который в экстренной ситуации вводит очень большой объем лекарства, мог рассчитать срок повторного приема и избежать передозировки. При этом срок полного выведения следов препарата из организма может отличаться от полувыведения очень значительно, во много раз.
ГОВОРИТЬ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНО
Неудивительно, что сроки полного выведения милдроната до сих пор никто не исследовал. А зачем, если лекарство не предназначено напрямую для спортсменов и используется для поддержки работы сердечной мышцы? Но и апеллировать к инструкции, как это сделала пловчиха Юлия Ефимова, в данном контексте бесполезно. Вопрос только в одном: когда именно каждый конкретный спортсмен прекратил принимать препарат. Чем раньше – тем больше у него будет шансов оправдаться перед ВАДА.
– Изучив профессиональные документы, можно сказать, что мельдоний используется давно и циклами, причем достаточно длинными: от 21 до 40 дней 3-4 раза в год. Говорить об его эффективности достаточно сложно – так, по данным ТАСС, Татьяна Пушкина объяснила, зачем и каким образом в спорте нужен милдронат.
К специалисту напрашивается вопрос: а зачем было спортсменам пить месяцами препарат, об эффективности которого "говорить сложно"? И к тому же, зачем было государству тратить миллионы рублей на закупку этого лекарства и его поставки в сборные? Как ни парадоксально, но в чем-то запрет ВАДА нам помог: по крайней мере, теперь хотя бы от этой бездарной траты ресурсов точно откажутся.