Допинг
24 июля 2020, 15:45
В Великобритании вышла книга известного журналиста Дэвида Уолша под названием «Русское дело: правдивая история пары, которая раскрыла величайший спортивный скандал». Она посвящена истории супругов Юлии и Виталия Степановых.
Казалось, откровениями Степановых или Родченкова никого не удивить. Виталий и Юлия периодически дают интервью или появляются в западных документалках. Их позиция и их образ жизни в целом понятны: супруги живут в США, Виталий работает советником МОК, Юлия продолжает спортивную карьеру, но бегает уже скорее ради собственного удовольствия. Это похоже на любую обычную семью, за исключением нестандартного жизненного пути, который остался позади.
Дэвид Уолш, в отличие от предшественников, не ставил перед собой цели вытащить из Степановых новые шокирующие факты о российском допинге. Скорее его интересовали их души, мотивы, их сомнения.
В книге много трогательных и забавных моментов. Вот, например, диалог между Степановым и Вячеславым Синевым — ныне покойным главой РУСАДА на тот момент, когда Виталий впервые рассказывает ему о знакомстве с Юлией.
— Вячеслав, прошлым вечером я был на свидании.
— Хм, свидание в воскресенье? Виталий, это не запрещено! Нельзя всю жизнь думать только о Outreach (образовательная программа РУСАДА. — Прим. «СЭ»).
— Вячеслав, мне нужно поговорить с вами кое о чем, что случилось на этом свидании.
— Без проблем. Только давай без лишних деталей, а то я только что пообедал.
— Она была спортсменкой.
— Но сегодня утром уже закончила карьеру, так?
— Нет. Она все еще спортсменка, и рассказала мне многое. Вам нужно об этом знать.
— Ну валяй. Только имей в виду, что нас с супругой не так-то просто шокировать.
— Она сказала мне, что принимает допинг. И что все, кого она знает, тоже сидят на допинге. И что тренеры даже не считают допинг обманом. Они думают, что РУСАДА существует, только чтобы им помогать.
— Хмм. Судя по всему, она интересная девушка.
— Я подумал, что обязан вам обо всем рассказать.
— Да. Конечно, Виталий. Спасибо за информацию. Удачное свидание. Мой тебе совет: не увлекайся слишком. Только два слова: будь осторожен.
Никакого пафоса, как у многих других «борцов с допингом», и много юмора. Юлия признается, что сначала воспринимала Виталия как щенка: милого, трогательного и жаждущего внимания. Для нее, прошедшей через трудное детство с пьющим деспотичным отцом, это было уже много. Достаточно сказать, что в юности Степанова переболела туберкулезом, а когда отец по пьянке попал в тюрьму — семья даже вздохнула с облегчением. По крайней мере, никто больше не поднимал на домашних руку.
Герои предельно откровенны, и с новой стороны открываются даже, казалось, давно известные события. Например, Юлия признается, что на момент встречи с Виталием состояла в отношениях... со своим тренером. Ничего особенного, если не знать, что Владимир Мохнев на тот момент уже был близок к пенсионному возрасту, имел семью и даже внуков. И сразу ясно, почему первоначально Степанова обвиняла во всем именно своего последнего тренера Казарина, но не Мохнева. Правда, того тоже в итоге дисквалифицировали на десять лет.
Уолш хотел не допинговых разоблачений, а настоящей литературы. История Степановых дала благодатный сюжет. Идеалистичный юноша, учившийся в Нью-Йорке, и девушка из неблагополучной семьи, с ранних лет усвоившая, что никакие идеалы не стоят того, чтобы рисковать собственным выживанием. Как они вообще полюбили друг друга? Виталием, очевидно, двигали романтические побуждения спасти заблудшую овечку из лап дьявола. Именно поэтому спустя два свидания он поехал знакомиться с родителями Юлии, а спустя две недели после знакомства — сделал предложение. Удивительно, но Юлия согласилась.
История Виталия Степанова как информатора (или изменника родины, если вам так ближе) началась еще в 2010-м году в Ванкувере. То есть почти за пять лет до того момента, как по-настоящему грянул гром. Все, как это часто бывает, решил случай: Виталия выбрали как волонтера участвовать в образовательной программе ВАДА. А он, расстроенный очередной ссорой с Юлией, рассказал коллеге, что в России творится допинговый ад. Уже спустя несколько дней состоялась встреча с участием боссов ВАДА и Руне Андерсена. Того самого, кто до сих пор рулит процессом восстановления российской легкой атлетики.
Внимание: впервые о многочисленных допинговых кейсах, с упоминанием фамилий, он услышал от Степанова зимой 2010-го. Но все названные тогда спортсмены спокойно продолжали выступать, выиграли медали Олимпиады-2012 и чемпионата мира-2013. И только ближе к 2015-му Андерсен вместе с международной федерацией внезапно прозрели. Спортсмены отправились в дисквалификации, а боссов до сих пор судят по обвинению в коррупции.
Как Степановы из пары на грани развода вдруг превратились в дружную чету информаторов? Кажется, они и сами не поняли. Произошло это прямо по дороге в ЗАГС, куда они ехали подавать заявление о том, что перестают быть супругами. А по дороге заглянули в родную федерацию, где Юлю и огорошили известием о допинге. Выбор был простой: согласиться с дисквалификацией, уйти в декрет — или начать бунт. Они выбрали все сразу. Только дисквалификация и декрет случились почти сразу, а бунт — некоторое время спустя.
Несмотря на некоторую наивность, книга Уолша однозначно достойна внимания. Особенно если человеческие отношения вам интересней допинговых разоблачений. Очевидно, что большинство событий записаны со слов Виталия — Юлия до сих пор не в совершенстве владеет английским. Но круто, что автор отнюдь не идеализирует супругов. В чем-то эта история похожа на культовый фильм «Дорога перемен» с Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. История семьи, которая проходит через непростые времена и пытается найти дорогу к свету. Ну а что такое свет — каждый понимает по-своему.