Статьи
Статьи

Допинг

8 декабря 2016, 01:10

Стоит ли России ждать пощады от ВАДА?

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Завтра, 9 декабря, в Лондоне состоится презентация второй части доклада следователя ВАДА Ричарда Макларена о допинге в российском спорте

Олег ШАМОНАЕВ

Первая часть изысканий Макларена была опубликована 18 июля этого года и обернулась тем, что национальная сборная России едва не оказалась за бортом летней Олимпиады, а наша паралимпийская команда в полном составе пропустила Игры-2016. Именно необходимостью "успеть до Рио" объяснялась гонка с подготовкой доклада и его дробление на две части. Первая серия почти полностью была посвящена летним видам спорта, вторая, как ожидается, в основном нацелена на зимние дисциплины и, в частности, на якобы имевшие место злоупотребления во время Олимпиады в Сочи.

Поначалу публикация второй части доклада ожидалась в конце октября, но Макларен физически не успевал обработать всю собранную информацию. Поэтому все сдвинулось на середину декабря, на дату, которая из-за близости Рождества и Нового года менее выгодна для ВАДА с медийной точки зрения. С другой стороны, превращение дисциплинарной процедуры в антидопинговое пиар-шоу само по себе вызывает вопросы. Как вызывает недоумение и отсутствие у обвиняемой стороны шанса подготовиться заранее и дать немедленный ответ.

Также выглядят как насмешка сроки создания доклада, пусть и слегка затянутые канадским профессором. Даже большой группе сыщиков для расследования серьезного преступления обычно требуется не меньше года. А "детектив-одиночка" Макларен при помощи нескольких экспертов разобрался с "допинговой системой" огромной страны меньше чем за семь месяцев. При этом никаких следственных действий на территории этой самой страны не проводилось, и прямого доступа к допинг-пробам, сданным россиянами в Сочи, следователь ВАДА не имел.

Увы, мы дожили до того дня, когда весь этот фарс оказался не страшным сном, а реальностью. И последствия доклада могут круто изменить судьбы тысяч людей и развернуть вспять историю отечественного спорта, которой более сотни лет.

УДОБНАЯ МИШЕНЬ

Чего же России ждать от сиквел-доклада Макларена? К сожалению, ничего хорошего. Свойство любого репрессивно-обвинительного маховика – в том, что, раскачавшись, он не в состоянии резко остановиться. Иначе сразу же возникает вопрос об ответственности тех, кто запустил этот механизм. Пока у власти в ВАДА находятся Крейг Риди и нынешний монреальский офис, нападки на нашу страну в том или ином виде будут продолжаться. Вопрос в том, как долго и насколько эффективно президент МОК Томас Бах сможет сдерживать своих не в меру ретивых антидопинговых коллег.

В нынешней стадии информационной войны в окопах "русского допинга" значение имеет не то, насколько достоверны те или иные обвинения и какие аргументы приводятся в спорах, а то, какие последствия будет иметь конфликт. Очевидно, что торг по поводу "меры наказания для России" имеет место на исполкоме МОК, который проходит на этой неделе в Лозанне. С одной стороны, для нас это хорошо – олимпийские чиновники не испытывают давления СМИ, которые, несомненно, поднимут шум после публикации доклада Макларена. С другой – ситуация становится совсем уж сюрреалистической – суд выносит приговор еще до того, как предъявлены официальные обвинения.

И здесь уместно задаться вопросом: зачем инициаторам допинговых гонений на Россию весь этот цирк? Ведь одной лишь русофобией и желанием устранить сильного конкурента с мировой спортивной сцены это уже не объяснишь. Слишком далеко все зашло. Правды мы, наверное, не узнаем никогда – остается строить версии. Лично мне нравится идея о том, что в какой-то момент руководству ВАДА стала ясна нереальность задачи победы над допингом в глобальном масштабе. Но самораспуститься с такой формулировкой бюрократическая структура не может априори. Поэтому ВАДА была жизненно необходима мишень, на которую оно смогло бы обрушить всю мощь своей "эффективности". Увы, мишенью оказались мы. И такому повороту сильно способствовала общая политическая ситуация.

КАК НАКАЖУТ РОССИЮ?

Cпектр возможных последствий доклада небывало широк – от плохих до очень плохих. Самый печальный для нас исход – приостановка членства ОКР в МОК. Это будет означать немедленное изгнание наших спортсменов со всех соревнований, которые проводятся под эгидой международных федераций по олимпийским видам спорта, за исключением коммерческих стартов и, возможно, международных клубных турниров в игровых видах спорта. Но сборным точно придется несладко, и если приостановка затронет значительную часть нынешнего и будущего зимних сезонов, то мы точно пролетаем мимо Олимпиады-2018. Большинство наших "зимников" просто не успеет квалифицироваться в Пхенчхан.

Однако такой исход больно ударит по коммерческим интересам некоторых федераций. В частности футбольной, которая в 2018 году собирается проводить в России чемпионат мира. Провоцировать конфликт с федерациями МОК не будет, так что наиболее реальным здесь кажется, например, вариант с условной дисквалификацией нашей страны, которая может быть наложена одновременно с большим денежным штрафом. Следующим вопросом будет то, как отреагирует на такое развитие событий руководство России – сочтет ли оно данный выход приемлемым с имиджевой точки зрения.

Также есть вероятность, что МОК, как и перед Олимпиадой в Рио, самоустранится от конкретного решения, переложив его на плечи международных федераций и арбитражного суда. Тогда все будет зависеть от того, насколько крепки наши позиции в зимних федерациях. Прогноз на лыжные виды спорта и сноуборд – неблагоприятный, в хоккее и керлинге шансы избежать самого страшного очень высоки. В остальных видах спорта ситуация может качнуться как в одну, так и в другую сторону. Самое отвратительное – мы снова надолго останемся в положении неопределенности. Сага с дисквалификацией Паралимпийского комитета России показывает: даже самое страшное наказание при наличии "дорожной карты" по исправлению ситуации лучше, чем отсутствие света в конце тоннеля.

Но, чтобы ни произошло с нашим спортом в ближайшие дни, какие бы страшные обвинения ни предъявил нам в пятницу Макларен, надо помнить: Россия переживала и более тяжелые времена. Трудности всегда делают нас сильнее.

42