30 апреля 2011, 01:40
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Короткая программа в исполнении женщин вселила в российских болельщиков изрядную дозу оптимизма. Ксения Макарова и Алена Леонова завершили прокаты с третьим и пятым результатами. А в танцах лучшие из наших - Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев - идут на пятом месте.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из "Мегаспорта"
ЗНАЕМ, ЧЕГО ХОТИМ
Вчерашний день начался с грустной вести: в Ганновере на 68-м году жизни скончался супруг Татьяны Тарасовой выдающийся пианист Владимир Крайнев.
Когда смерть хорошо знакомого человека так беспардонно врывается в жизнь, это невольно вызывает мысли о жестокости спортивной и артистической судьбы. Крайнев сам настоял в свое время, чтобы жена продолжала заниматься в России любимой профессией, - и тем самым обрек себя на одиночество. Ибо его профессия уже много лет была связана с преподавательской работой в Германии.
В четверг Тарасова невероятно радовалась первым российским медалям и предвкушала, как сразу после соревнований полетит в Ганновер к мужу. А полетела вчера. Прощаться.
Вряд ли кто больше, чем она, хотел увидеть вчерашний женский турнир. Как консультант, Татьяна Анатольевна принимала самое деятельное участие в подготовке российских одиночниц Алены Леоновой и Ксении Макаровой. И искренне гордилась прогрессом обеих спортсменок.
В последние годы мы как-то свыклись с мыслью, что соревноваться в женском одиночном катании с японками Мао Асадой, Мики Андо и кореянкой Юной Ким - занятие бессмысленное и заведомо обреченное на неудачу. Но - заведомо ли?
В январе этого года на чемпионате Европы в Берне я была немало удивлена, услышав интервью темнокожей фигуристки Мей Беренис Маите. 16-летняя представительница Франции, намибийка по происхождению, приехала тогда на европейское первенство в связи с тем, что первых двух спортсменок французская федерация фигурного катания решила отправить на юниорские турниры.
Так вот свое место в будущей истории фигурного катания Мей в разговоре с журналистами определила четко: "Я выиграю больше медалей, чем в свое время выиграла Сюрия Бонали. И буду кататься лучше!"
И вот вчера Мей Беренис продемонстрировала, что слов на ветер не бросает. Достаточно мощная по телосложению девушка прыгала так легко (включая сложнейший каскад 3+3) и каталась столь вдохновенно, что продержалась на первой строке протокола вплоть до предпоследней разминки, где ее сначала чуть опередила японка Канако Мураками, а затем - Алена Леонова и прочая совсем взрослая и опытная компания.
Дело, конечно же, не в национальности. А в том, насколько четко понимает сам спортсмен, чего он хочет. Те, кто понимает, как правило, жестки: без каких бы то ни было сантиментов меняют тренеров, как только начинают чувствовать, что прежний наставник не в силах удовлетворить их запросы.
Именно так поступила в этом сезоне Ксения Макарова. Вчерашний прокат показал, что это было сделано не напрасно.
Леонова тоже откаталась великолепно. С очень уверенным "тулупным" каскадом 3+3, как и у Макаровой, на свой лучший результат в сезоне. По итогам своей группы Ксения и Алена заняли два первых места. Неким недоразумением, правда, выглядел третий, абсолютно аналогичный результат Каролины Костнер: итальянка упала с тройного флипа, но привычно компенсировала технические потери оценками за компоненты, и это выглядело не самым справедливым судейским решением. Тем более что клоунская полька Леоновой, поставленная фигуристке известным итальянским специалистом Паскуале Камерленго, впервые "прозвучала" в этом сезоне так, как она изначально и задумывалась.
Картину не портила даже категорически неудачная стрижка, которую Алене сделали накануне чемпионата. Усилиями стилиста это парикмахерское недоразумение удалось превратить (хотя и с большим трудом) во вполне органичную часть клоунского имиджа.
По логике фигурнокатательного судейства при чистых прокатах россиянок могли опередить сразу пять спортсменок из шести. Ибо с титулами у них было значительно богаче. Но сильнейшая разминка - это еще и невероятный стресс, с которым справились не все.
Например, двукратная чемпионка мира Мао Асада заработала себе множество симпатий благодаря прекрасной программе и поистине мужской решимости, с которой она продолжает включать в короткую программу тройной аксель. Но сделала Асада этот прыжок в недокрут (в результате чего прыжок не засчитали) и приземлилась на две ноги. Второй тройной прыжок в каскаде с тройным флипом японке тоже не удался: был двойным. А сам прокат по легкости и изяществу не шел ни в какое сравнение с акварельным катанием соотечественницы - Мики Андо.
Ну а под занавес выяснилось, что и у королев есть нервы. Юна Ким оступилась на тройном лутце, в результате чего сорвался запланированный каскад. Пришлось на ходу менять замысел и цеплять тулуп к тройному флипу, так что второй прыжок тоже получился двойным - не хватило скорости. Но все остальное было исполнено поистине по-королевски.
Чемпионат мира по фигурному катанию. Москва. "Мегаспорт". Короткая программа. Женщины
1. Ким (Корея) - 65,91. 2. Андо (Япония) - 65,58. 3. МАКАРОВА - 61,62. 4. Чизни (США) - 61,47. 5. ЛЕОНОВА - 59,75. 6. Костнер (Италия) - 50,75.
ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОЧЕК
Знаменитые канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир вышли на лед первыми из всех пар, претендующих на место на пьедестале и поблизости. То, что олимпийские чемпионы не ушли из любительского спорта сразу после Игр в Ванкувере, известный агент Ари Закарян назвал большой ошибкой. С его точки зрения (читай - с точки зрения ледового бизнеса), дуэту следовало ковать железо, пока горячо: создать собственное шоу, найти спонсоров, заручиться контрактами. Оставшись, Тесса и Скотт рисковали потерять не только потенциальные деньги, но и титулы. Давно ведь известно, что "свежие" чемпионы ценятся на Западе гораздо выше тех, кто имел титул и упустил его.
Тренировки канадцев в Москве сопровождались повышенным интересом. Двукратная чемпионка мира в танцах на льду Анжелика Крылова отметила, что в спокойном режиме Вирту/Моир катаются так, что захватывает дух. Но добавила:
- Все понимают, что их основные соперники - американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт - гораздо лучше скатаны. Они больше тренировались, много выступали, их танцы выкатаны идеально, чего не может быть у Тессы и Скотта, которые пропустили большую часть сезона из-за травмы партнерши. Но, знаете, надо просто хоть раз увидеть катание канадцев своими глазами. Между ними по-прежнему ощущается такая невероятная химия, такая гармония, они до такой степени располагают к себе, что все логические рассуждения немедленно вылетают из головы. Думаю, что и у судей тоже. Когда я посмотрела первую тренировку ребят, то весь остаток дня ходила под впечатлением.
Если же рассуждать беспристрастно, - продолжала Анжелика, - то вальс Дэвис и Уайта мне нравится больше, чем канадский. Они шире катят, мощнее выглядят. Да и шансов на ошибку в силу лучшей скатанности у них меньше. А Вирту и Моир в любой момент могут "напортачить". Особенно тяжело этим спортсменам придется в произвольном танце. Он у этой пары латиноамериканский, а я по своему опыту хорошо знаю, что такое катать "латину". С середины программы думаешь уже не об элементах, а лишь о том, когда же, наконец, закончится музыка.
- Короткий танец, основу которого составляет знаменитый "Золотой вальс", у всех одинаков. За счет чего, на ваш взгляд, можно в нем выиграть?
- Прежде всего за счет очень точной техники. Этот вальс очень сложен для исполнения. Не случайно за него обычно набирают больше баллов, чем за любой другой танец. В каждой из двух серий вальса есть четыре ключевых момента. Причем вторая серия технически заметно сложнее первой. И оценивается более высокими баллами. Нужно четко выполнять все элементы, четко выдерживать ребра. Если ты недоработал в каком-то элементе и получил низкий уровень сложности, разница в оценках может составить до восьми баллов. Ну и главное - как воспримут тебя судьи. Для этого танец должен быть исполнен так, чтобы его сложность была незаметной.
Оценка Вирту и Моира за короткий танец оказалась высокой - 74,29. Напомню, что результат канадцев в этом виде на февральском турнире Четырех континентов составил 69,40. Правда, потом Тесса и Скотт были вынуждены отказаться от дальнейших выступлений.
Вторую позицию накануне выхода на лед сильнейшей группы оккупировали Майя и Алекс Шибутани - еще один дуэт Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда. Причем набрал дуэт почти столько же, сколько на европейском первенстве лучший дуэт континента - французы Натали Пешала/Фабьен Бурза.
Зуева в своем интервью накануне чемпионата совершенно не случайно сказала, что их вторая американская пара готова к тому, чтобы сражаться за медали: чемпионы России Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев установили по результату личный рекорд и... остались позади дуэта Шибутани.
Возможно, сказалось то, что свою короткую программу Катя с Дмитрием меняли в середине сезона, впервые выступали с ней в январе в Берне, а нынешний прокат стал всего вторым по счету. Тем не менее проигрыш "вчерашним" американским юниорам и отсутствие мало-мальски ощутимого выигрыша у российских дебютантов чемпионата Елены Ильиных и Никиты Кацалапова стал весьма тревожным звоночком.
Впрочем, Лене с Никитой было обиднее: заняв шестое место, они лишились возможности выступить с произвольным танцем в сильнейшей разминке.
Танцы. Короткий танец. 1. Вирту/Моир (Канада) - 74,29. 2. Дэвис/Уайт (США) - 73,76. 3. Пешала/Бурза (Франция) - 70,97. 4. Шибутани/Шибутани (США) - 66,88. 5. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 65,88. 6. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 65,51.