18 августа 2022, 18:00
Мы уже привыкли к эмоциональным разборкам фигуриста и бывшего тренера после того, как они решили разорвать свои отношения.
Но если раньше речь шла либо о специфике личных взаимоотношений, либо о старых рабочих конфликтах, то сейчас встретился крайне интересный кейс — тренер недовольна тем, что бывшая ученица не стала менять программу после ухода от нее. Оксана Булычева из «Самбо-70» говорит о постановке как об интеллектуальной собственности, которая должна оставаться за школой, разве что не будет достигнута особая договоренность на этот счет.
Чаще всего фигуристы сами отказываются от старых постановок при смене штаба, но, если серьезно подойти к этому вопросу, — имеет ли право тренер отстаивать свою правоту в суде, или это всего лишь вопрос этики?
Не может фигурное межсезонье в России проходить спокойно. Вот и тренерская команда Оксаны Булычевой, следуя давней традиции, обратилась к 12-летней фигуристке Елизавете Андреевой, которая ранее покинула группу и перешла к другому тренеру. «Дорогая Лиза, в мире фигурного катания среди профессиональных тренеров и добросовестных спортсменов принято негласное правило — менять программу при переходе в новую команду. Бывают исключения, когда переход совершается в середине сезона. Но это же не наш случай», — написала Булычева в соцсети. Булычева утверждает, что когда Елизавета решила покинуть ее группу, Андрееву и ее маму уведомили, что они не могут больше использовать ни готовые постановки, ни образы и идеи для будущих программ. Все это интеллектуальная собственность тренерского штаба «Булычева Тим». Оксана требует от бывшей ученицы изменить постановку.
«Тренерский штаб «Булычева Тим» оставляет за собой право сохранить созданную им идею, образ и постановку в своей школе, — продолжает Булычева. — Мы всегда желали и желаем успеха всем нашим бывшим спортсменам! Но мы также всегда будем отстаивать интересы нашей школы, нашей команды и нашего тренерского штаба. Поэтому менять что-либо необходимо тебе. Если, конечно, новый тренерский штаб заинтересован в этом». Булычева также попросила свою ученицу прекратить «споры и провокации» на эту тему. Судя по всему, конфликт разгорелся нешуточный, и только не самые известные имена участников процесса не сделали его масштабным. В итоге фигуристка отступила. «Решение относительно программы уже принято бывшим тренерским штабом. Жаль, мне она нравилась, мне нравился мой образ. Но я все понимаю», — написала в ответ на претензии Андреева и также попросила на этом споры вокруг ситуации прекратить.
Пока говорить о серьезных перспективах Елизаветы не приходится. Она не показывает выдающиеся результаты по своему возрасту, и новостей об ультра-си от фигуристки не наблюдалось. Булычева -известный тренер в мире фигурного катания. У нее своя группа в отделении «Хрустальный». Она не сотрудничает с Этери Тутберидзе, а ведет свой совместный с мужем Владимиром Булычевым проект. В их тренерский штаб также входит Анастасия Тараканова. Но здесь важнее не столько персоналии и их конкретный случай, а сама ситуация. Ведь ранее подобных претензий, по крайней мере публично, мы не слышали. Бывало, что, наоборот, споры из-за неудачной программы приводили к разрыву сотрудничества. Например, Алена Косторная эмоционально описывала свое отвращение к постановкам Даниила Глейхенгауза, от которых буквально сбежала к «Ангелам Плющенко». Но потом вернулась обратно к Тутберидзе — и спокойно выступала с теми программами.
Вероятно, на этом настояла Этери и принятие нелюбимых Косторной программ было частью программы по перевоспитанию своенравной спортсменки. Но вот вопроса о том, чтобы в группе Тутберидзе использовали наработки Евгения Плющенко или, наоборот, чтобы Плющенко брал идеи Этери, не возникало и близко. Это вряд ли было бы возможно хотя бы из-за антипатии двух специалистов друг к другу. Но ведь даже при относительно нормальных отношениях ситуации, когда со сменой тренера не меняют программу, крайне редки. Навскидку вспоминаются единичные истории, когда трансфер осуществляется по ходу сезона или ближе к его концу — когда времени наработать новую программу нет физически. В таких случаях, вероятно, и бывший тренер проявляет гуманизм к бывшему ученику, и новый вынужден смириться с обстоятельствами и работать по старым лекалам.
Но вот так, чтобы намеренно с самого начала сезона брать наработки предыдущего специалиста, — явный нонсенс. И речь даже не столько об уважении к бывшему тренеру. Как рассказали «СЭ» опрошенные эксперты, проблема скорее в рабочих сложностях. Программа требует постоянных доработок, и использовать чужие идеи здесь — скорее работать против самого себя. Не зная тонкостей образа от другого хореографа, постановщику в новом штабе проще создать новый, уже под принципы работы своей команды, нежели гадать, что хотели выразить этими деталями в прежней школе. К тому же наверняка захочется добавить что-то от себя, а изменение готового образа другими руками редко приводит к успеху — вспомните хотя бы попытки изменить музыку к программе Елизаветы Туктамышевой от Ше-Линн Бурн в группе Алексея Мишина. Туктамышева заплатила несколько тысяч долларов за работу со специалистом, и все впустую.
А вот с юридической точки зрения как таковых претензий быть не может. Как поясняют спортивные юристы, в их практике примеров закрепления прав на образ, программу и постановку как интеллектуальной собственности не было. А если нет закрепленного права, то нет и возможности предъявлять претензии. Так что вопрос здесь исключительно об этических нормах. Никаких инструментов повлиять на тех, кто «нагло украл идею», нет. Речь не только о программе от прошлого тренера. Можно хоть «Сеймея» Юдзуру Ханю скопировать от и до и показать на соревнованиях. Вопрос только в том, как это воспримет сообщество фигурного катания. А так как это субъективный вид спорта, где очень многое зависит от отношения судейского корпуса к спортсмену (особенно в части компонентов), подобные выходки могут стоить фигуристу очень дорого. Так что решение Андреевой отступить понятно — успеха с той постановкой она бы не дождалась.