Скандалы
25 марта 2020, 12:15
Вчера стало известно о начале следственной проверки в отношении одного из руководителей «Хрустального» Эдуарда Аксенова — начальника Этери Тутберидзе и ее тренерской группы. История длится с января, но только сейчас стала достоянием широкой общественности. На новогодних каникулах с размахом прошло шоу «Спящая красавица — Легенда двух королевств», главную роль в котором исполнила Алина Загитова. Шоу получило госсубсидию от «Росконцерта», подведомственного Министерству культуры. Этот факт вынудил организаторов публиковать часть контрактов на сайте госзакупок.
В начале января в сети появились скриншоты некоторых из них. Оказалось, что Росконцерт в лице генерального директора Андрея Малышева заключил договор с Эдуардом Аксеновым на оказание услуг «в качестве артиста», Аксенов предстал в роли ИП. Схема для ледовых шоу обычная — как правило, фигуристы именно так и подписывают контракты, это самая простая и выгодная с точки зрения налогообложения схема. Татьяна Навка получила за свою роль 6,6 миллиона рублей, Петр Чернышов — 2,8 миллиона, актеры массовки — около 187 тысяч рублей.
Аксенов получил больше всех — 8,1 миллиона. При этом Алина Загитова, будучи главной звездой — 0. Странно, не правда ли?
Все написано на этой бумаге.
И спустя два месяца в отношении Аксенова начата следственная проверка. Информацию подтвердили «СЭ» в «Самбо-70», материалы находятся в Следственном управлении по Юго-Западному округу. Аксенова обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями (статьи 159 и 285 Уголовного кодекса РФ). Разумеется, Аксенов на льду не появлялся и в шоу не выступал, а его появление в контракте, вероятно, связано с несовершеннолетием фигуристки из «Хрустального» — Алины Загитовой.
— В каждой организации по-разному составляются договора, есть разные схемы, 12-14-летние фигуристы выступают многие годы, и на моей памяти никаких сложностей не было. Юридически это решается очень легко, прозрачно и так, чтобы всем было удобно. Всегда в «Хрустальном» была профессиональная команда, они работают на высоком уровне. Надеюсь, что ситуация разрешится, разрулится, и ни у кого не будет сложностей, — сказал «СЭ» знаменитый продюсер Ари Закарян.
Действительно, в схеме, при которой контракт подписывает представитель Загитовой, которым может быть Аксенов, ничего особенного нет. Да и все равно впоследствии доля от гонорара оказывается у тренеров — как правило, порядка 30 процентов, это обычная практика в российском фигурном катании. Но здесь важна точность формулировок — а «участие в роли артиста» не появлявшегося на льду человека открывает следственным органам пространство для действий. Тем удивительнее, что в такую ситуацию попал Эдуард Аксенов — на редкость профессиональный менеджер, который всегда шел навстречу и помогал журналистам.
Фактом проверки, по нашей информации, не очень довольны и в «Самбо-70», в чью структуру входит «Хрустальный». Руководитель центра Ренат Лайшев в разговоре с корреспондентом «СЭ» был дипломатичен, но намекнул на автономию отделения фигурного катания.
— У меня нет никаких вопросов или недовольства в отношении Эдуарда Михайловича, — сказал Лайшев. — Как сотрудник «Самбо-70» он отлично выполняет свои трудовые обязанности. Что касается организации ледовых шоу — это его личное дело как индивидуального предпринимателя. Фигурное катание — это особый мир, который порой близко граничит с шоу-бизнесом. В частности, ледовые шоу — это серьезная индустрия, которая давно сформировалась и успешно функционирует по всему миру. Мы как государственное учреждение занимаемся исключительно спортивной подготовкой и, должен заметить, делаем это хорошо.
Этери Георгиевна Тутберидзе — гениальный тренер, Эдуард Михайлович — талантливый организатор, менеджер. Но, повторюсь, к вопросу участия воспитанниц «Самбо-70» в различных ледовых шоу мы не имеем никакого отношения. Этот вопрос лучше адресовать в Федерацию фигурного катания на коньках.
Как стало известно «СЭ» от сотрудников «Самбо-70», группа Тутберидзе и «Хрустальный» давно действуют автономно от руководства школы. Центр благодарен за прославление «Самбо-70» в мире, создает условия и «не лезет» в дела фигурного катания. Но теперь, возможно, Аксенову придется объясниться перед своим официальным руководством.
Сам Аксенов на вопросы «СЭ» отвечать не стал. «Не комментирую», — сказал замначальника «Хрустального» в ответ на вопрос о том, ведется ли следственная проверка. Росконцерт на запрос «СЭ» не ответил.
18 мая Загитовой исполнится 18 лет, и вопросы по договорам в будущем должны отпасть. Но темп производства на фабрике звезд Тутберидзе таков, что разрешение ситуации необходимо — еще не одна несовершеннолетняя фигуристка пройдет через шоу, и вполне возможно, они будут с государственным участием и привлекут внимание контролирующих органов.