6 декабря 2012, 14:00
Обозреватель "СЭ" – о причинах очередной европейской неудачи московского "Спартака"
Десятый год пошел с тех пор, как "Спартак" покинул Олег Романцев и клуб перестал что-либо выигрывать. Печальный юбилей красно-белые отмечают скромно: местом в середине таблицы национального чемпионата и вылетом из еврокубков и Кубка России.
Спартаковские руководители постоянно твердят о спорных судейских решениях, собственном невезении и везении соперников, неудачном календаре. Но если говорить не о притянутых за уши, а о реальных причинах очередного турнирного коллапса москвичей, то следует, на мой взгляд, выделить три из них.
ГОТОВНОСТЬ ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ
Ни в одном из последних сезонов, отмеченных нелепой тренерской чехардой (впрочем, если Леонид Федун по-прежнему подходит к тренерам с 10-процентной меркой, тогда – да, их можно менять каждые полгода), "Спартак" не представал командой, хорошо подготовленной к старту чемпионата, умело поддерживающей функциональное состояние на протяжении всего турнира и готовой к равномерному распределению сил в матче.
"Спартак", увы, не в состоянии с полной выкладкой играть полтора часа – просто не готов этого делать. Даже во встрече в Глазго - против клуба, и близко не входящего в число топовых, красно-белые относительно неплохо (слаженно, с осмысленными групповыми перемещениями) выглядели только в первом тайме. Во второй половине на поле снова была разношерстная группа футболистов, как будто впервые увидевших друг друга за несколько часов до игры.
Со стороны, понятно, невозможно определить, в чем дело. О проблемах, вызывающих невысокий уровень физической готовности, могут судить лишь спартаковские тренеры. Они, не сомневаюсь, и судят. Вот только до публики ничего от них, кроме как "соперник имел полтора момента и забил два мяча, а мы...", не доходит.
ПРОХОДНОЙ ДВОР
О неумении спартаковских тренеров выстраивать гармоничную игру в обороне уже неудобно говорить. О слаженности и скорости при переходах из одной игровой стадии в другую речь вообще не ведется. Опорная зона и зона центральных защитников в "Спартаке" - пирожное для соперников.
Унаи Эмери принципиально считает, что побеждать со счетом 4:3 – лучше, чем 1:0. Странный, надо сказать, принцип. Интересно, поведал он о нем спартаковским руководителям перед подписанием контракта. И если поведал, почему они его в таком случае взяли на работу?
После матча с "Селтиком" Валерий Карпин заявил, что первый тайм, на его взгляд, "был одним из лучших наших таймов по игре за последнее время. Как в атаке, так и в обороне". Выходит, "Спартак" нынче мерится с соперниками не матчами, а таймами, причем с соперниками из рядовых национальных чемпионатов.
По пропущенным мячам красно-белые везде в первых рядах. В России на данный момент больше пропустили только три аутсайдера: "Крылья Советов", "Алания" и "Мордовия". Из 32 команд Лиги чемпионов – лишь БАТЭ, "Аякс" и "Норшелланн". Так у "Спартака" и в самом деле есть все основания порадоваться оборонительным действиям в игре с "Селтиком". Пропущено ведь всего два гола – сущая ерунда на фоне последних лужниковских встреч с "Барсой", "Динамо" и "Зенитом".
Карпин, несомненно, прав, когда, объясняя ляп Инсаурральде, говорит о том, что выносить мяч от своих ворот должны учить в детских школах. Но современной тактике обороны, слаженности коллективных действий всех полевых игроков при защите собственных ворот, начинающейся в момент потери командой мяча, обязаны учить (в порядке пребывания во главе "Спартака") Микаэль Лаудруп, Валерий Карпин, Унаи Эмери и снова Валерий Карпин. Позволяет их квалификация делать это или не позволяет – иной вопрос.
ПРОМАШКА С ЭМЕРИ
Сложно сказать, кто стал инициатором приглашения Эмери в "Спартак". Было принято, говорят, коллективное решение. Не суть, впрочем, важно – чье-то личное или коллективное. Главное – решение, применительно к России и "Спартаку" непродуманное.
Не утверждаю, разумеется, что Эмери слабый тренер. Нет, наверное. Хотя больше он похож (когда находится в технической зоне во время матча) на высококлассного регулировщика дорожного движения. Вот только "водителям" - спартаковским футболистам, старавшимся заниматься мячом и следившим за тем, что происходит на поле, было не до его пассов пальцами, ладонями, локтями, плечами, ногами, бедрами, головой и языком.
Эмери оставили, по-моему, без поддержки, один на один с игроками. Его посадили на "пороховую бочку", из которой сразу же поперла недисциплинированность – игровая и бытовая – футболистов, мгновенно сообразивших, что привезли тренера, которому можно сесть на шею. Те, кто привез, наблюдали за событиями со стороны, не вмешиваясь (хотя имели возможность вмешаться и поставить, поддержав тренера, игроков на место), а дожидаясь своего часа.
Александр ГОРБУНОВ