ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 6-й тур. Группа Е. Среда "БАВАРИЯ" – ЦСКА
Чемпион мира и Европы, победитель Лиги чемпионов – о матче "Бавария" – ЦСКА, ЧМ-2018 в России, шансах Нойера на "Золотой мяч", "Боруссии" и сборной Германии
Игорь РАБИНЕР
из Аугсбурга
В хоккее для таких редчайших фигур торжественно открыли символический "Тройной золотой клуб" – туда входят те, кто ухитрился за карьеру выиграть Олимпиаду, Кубок Стэнли и чемпионат мира. В футболе о чем-то подобном слышать не доводилось, но любой человек, выигравший первенства мира и Европы, а также Лигу чемпионов, – персона выдающаяся. Именно таков бывший защитник "Баварии", "Боруссии" Д, "Ювентуса" Штефан Ройтер, в бытность мюнхенцем поднявший над головой в 1990 году Кубок мира, а в дортмундские времена выигравший Euro-96 и Лигу чемпионов-97.
Уже два года он – спортивный директор главной сенсации сезона в бундеслиге "Аугсбурга", расположившегося ныне аж на третьем месте. В понедельник Ройтер выступил перед российскими студентами факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA с почти двухчасовой лекцией, глубокой и умной, о философии и стратегии клуба. А после ее окончания дал интервью спецкору "СЭ".
С УДОВОЛЬСТВИЕМ КУПИЛ БЫ ИГРОКОВ ЦСКА
– За три дня до вашего матча с "Баварией" мюнхенцы в Лиге чемпионов сыграют с ЦСКА. Видите у москвичей хотя бы один шанс? – спрашиваю Ройтера.
– Шанс есть всегда, когда речь идет об одной-единственной игре. Точно так же его в субботу имеем и мы. Кстати, в прошлом сезоне мы дома "Баварию" победили. Произошло это в схожих обстоятельствах с теми, что сейчас у ЦСКА: был последний тур, и "Бавария" себе все уже давно обеспечила. Хотя сейчас мюнхенская команда играет экстраординарно. И победить ее будет крайне тяжело.
– По-вашему, есть вероятность, что "Бавария" выпустит против российского клуба резервистов?
– Какая-то ротация будет, но небольшая. Потому что "Бавария" привыкла играть по два-три матча в неделю. А ЦСКА меня в этой Лиге чемпионов удивил. "Манчестер Сити" – большая команда с огромными деньгами, и если ты можешь победить на ее поле, значит, способен на многое и заслуживаешь уважения. Мы бы с удовольствием приобрели немало игроков ЦСКА, но "Аугсбург" не способен покупать футболистов уровня Лиги чемпионов.
– Российский рынок вас вообще не интересует?
– Пока нет. Во-первых, у нас в поисках новых игроков есть приоритеты: первый – Германия, второй – немецкоязычные страны. В последние годы, правда, мы взяли двух корейцев и одного южноамериканца, но возводить это в постоянную практику не намерены. А во-вторых, российские игроки для нас слишком дорогие.
– Рискнете дать прогноз на игру "Баварии" с ЦСКА?
– Думаю, "Бавария" победит – 2:0.
– Если бы "Бавария" выиграла в Манчестере у "Сити", возможно, это оказалось бы даже хуже для ЦСКА – ведь тогда у нее было бы пять побед в пяти матчах, а шести она в своей истории не одерживала никогда. Соблазн был бы слишком силен, чтобы не выпустить для этого сильнейший состав, не находите?
– (кивает.) Да, но "Бавария" сейчас такова, что стремится выиграть каждый матч. Не сомневаюсь в этом ни на секунду. И что еще важно – если она ведет в счете 1:0, то всегда продолжает наступать, чтобы забить еще и раздавить соперника. Несколько лет назад при 1:0 "Бавария" говорила себе: "О’кей, достаточно". Но сейчас этого нет, и не просто игра, а искусство, которое она демонстрирует, – это нечто невероятное.
СБОРНАЯ РОССИИ НА ЧМ-2014 НЕПРИЯТНО УДИВИЛА
– Вам нравится стиль игры Пепа Гвардьолы в применении к "Баварии"? Он ей подходит?
– Убежден, что да. Он привнес очень многое в игру "Баварии". Футболисты стали гораздо более гибкими в принятии решений. Против них очень сложно играть, потому что ты никогда не предскажешь, что они сделают в следующую секунду. Полагаю, кстати, что и на сборной Германии на чемпионате мира в Бразилии работа Гвардьолы сильно отразилась – ведь значительную часть команды составляли футболисты "Баварии".
– Нойер – наряду с Криштиану Роналду и Месси один из трех претендентов на "Золотой мяч"-2014. Заслуживает вратарь "Баварии" приз?
– Надеюсь, что Нойер выиграет трофей, но, если честно, думаю, что это второй раз подряд сделает Криштиану Роналду. Он забивает красивейшие голы и поэтому изначально находится в более выигрышном положении, нежели тот, кто не позволяет другим эти голы забивать.
– Как относитесь к призывам отдельных английских и немецких футбольных функционеров бойкотировать ЧМ-2018 в России?
– Надеюсь на то, что футбол обладает великой силой объединения, а не разъединения. И потому верю, что в чемпионате мира в России примут участие все сильнейшие, и это будет великолепный турнир.
– В курсе, что главному тренеру сборной России Фабио Капелло уже пять месяцев не платят зарплату?
– Да, слышал. В Германии подобного себе не представляю, потому что у нас очень сильная федерация.
– Как вам сборная России на ЧМ-2014?
– В отличие от ЦСКА, приятно удивившего в нынешней Лиге чемпионов, она удивила как раз неприятно. Ожидал гораздо большего, потому что российские команды всегда выглядят куда убедительнее. В целом же Капелло, считаю, способен привнести в команду идею. Он знает, как выигрывать крупнейшие турниры, у него огромный опыт. И итальянец может помочь России создать хорошую команду к домашнему мировому первенству.
КОГДА СТАЛИ ЧЕМПИОНАМИ МИРА, КУРИЛИ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ СИГАРЫ!
– Если выбирать из трех выигранных вами крупнейших турниров – ЧМ-90, Euro-96 и Лиги чемпионов-97, какая победа для вас наиболее дорога?
– Чемпионат мира.
– Как игрок сборной Германии на ЧМ-90, вы ведь наверняка считаете ее более сильной, чем та, что победила в Бразилии?
– Мы показывали очень стабильные результат и игру на протяжении всего турнира в Италии. С другой стороны, то же самое можно сказать и о нынешней команде. Поэтому не буду называть более сильной собственную сборную на основании того, что играл в ней сам – это будет необъективно. Считаю, они примерно равны по уровню.
– В том числе они близки потому, что и та, и другая в финальном матче со счетом 1:0 обыграла Аргентину. Что больше всего осталось в памяти о событиях 24-летней давности?
– Победный пенальти, который реализовал Бреме. Когда Андреас подходил к мячу, все мы испытывали такое... Нет, это невозможно передать никакими словами – как и радость в тот момент, когда мяч влетел в сетку. Ну и не забыть великую ночь празднования в Риме, в которой нашлось место и некоторому количеству алкоголя (смеется). И большим-большим сигарам!
– Скажите честно: пенальти, при помощи которого сборная ФРГ тогда стала чемпионом мира, был?
– Конечно! Конечно! (усмехается и подмигивает, так что мнение Ройтера по этому поводу очевидно. – Прим. И.Р.)
– Уникальность той победы в том, что ваш главный тренер, Франц Беккенбауэр, работал без тренерской лицензии. Какие качества позволили ему преуспеть?
– То, что Беккенбауэр – выдающаяся личность. В какой-то мере, думаю, ему помогло и то, что он был великим игроком.
– В России есть афоризм, что тренеру непременно нужно убить в себе игрока.
– Благодаря великому футбольному прошлому у Кайзера в команде был огромный авторитет. Ему не приходилось биться головой о стенку, чтобы что-то нам доказать – это Беккенбауэр, и мы автоматически ему верили. И, кстати, он очень много работал. Некоторые почему-то думали, что все ему далось легко. Но это только внешне выглядело так. А на самом деле было плодом тяжелейшего труда. Он был очень сконцентрированным и профессиональным тренером. Кстати, в "Аугсбурге" я на себе ощущаю, что такое выигранные трофеи! Поэтому общение с нынешними игроками дается мне легко.
– Вы расстроились, когда в начале 90-х Кайзер Франц решил уйти из тренерской профессии?
– Очень расстроился. Он выиграл чемпионат мира – самое большое в футболе, что только можно выиграть. Занимался и многими другими вещами. Все говорили: если бы Беккенбауэр захотел стать политиком самого высокого ранга, в Германии смог бы сделать это без проблем. Из-за всеобщей любви к нему в стране. А ушел из тренерской профессии он, думаю, потому, что не хотел заниматься ею каждый день. У него было и остается слишком много интересов в жизни, чтобы посвящать себя чему-то одному. А тренерская деятельность требует именно такой отдачи.
– Весь мир гадает и недоумевает, как стали возможными 7:1 в полуфинале ЧМ-2014 Германия – Бразилия. Ваше мнение?
– Думаю, что давление, которое оказывалось на бразильцев во время всего турнира, оказалось для них слишком велико. Вспомните: не только в том матче, а на протяжении всего чемпионата они не играли так, как умеют. Объяснение у меня только одно – они психологически не вынесли этого бремени.
– Основная разница между двумя золотыми сборными Германии видится мне в том, что в вашей команде был явный лидер – Лотар Маттеус, нынешняя же представляла собой команду сильных личностей. Согласны?
– Отчасти да, но все равно считаю, что хребет у нынешней сборной имелся. Это тройка баварцев: Нойер – Лам – Швайнштайгер. Без них эта сборная не была бы такой, какой мы ее увидели.
– Разница заключалась и в стиле – нынешняя команда играет куда более технично. Верно ли говорить о том, что у вашего поколения и близко не было такого футбольного образования, как у теперешнего?
– Однозначно да. Сейчас футбольная подготовка детей в Германии ведется неизмеримо лучше и профессиональнее, чем когда рос я.
– Довольны, что Йоахим Лев остался во главе сборной?
– Да. Эта работа словно создана для него. Лев очень хорош на протяжении длительного времени, и нет никаких оснований полагать, что ситуация может измениться к худшему.
– В России-2018 Германия будет главным фаворитом?
– Так категорично говорить бы не стал, но в том, что у нее там будет хорошая команда, – не сомневаюсь. И надеюсь, мы сыграем так же, как в Бразилии.
У БУТА БЫЛ КОЛОССАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
– Как человек, отыгравший 12 сезонов за дортмундскую "Боруссию" и явно неравнодушный к ней, объясните, что происходит с командой Юргена Клоппа в этом сезоне.
– Я был в Дортмунде не далее как в пятницу. Не сомневаюсь, что в ближайшее время "Боруссия" поднимется в таблице и сделает это резко и быстро. Там есть отличная команда, у которой есть все, чтобы находиться на высочайшем уровне. Да, у них были после чемпионата мира определенные проблемы. Сказалось то, что в прошлом году Дортмунд потерял Гетце, а в этом – Левандовски, и требуется время, чтобы залатать эти дыры и восстановить стиль. Но с тем, что Клопп якобы находится в кризисе, я категорически не согласен.
– Если возвращаться в прошлое, то вы в своей карьере играли с одним россиянином – Владимиром Бутом в Дортмунде. Каким он остался в вашей памяти?
– Странным. У него был колоссальный, невероятный потенциал. Но он, скажем так, не всегда был сфокусирован на футболе. А это необходимо, если ты хочешь провести долгую и успешную карьеру. Бут должен был достичь гораздо большего, чем достиг.
– Какая "Боруссия" сильнее – ваша, времен Оттмара Хитцфельда, выигравшая Лигу чемпионов-1997, или команда Клоппа, дошедшая до финала Лиги-2013?
– Думаю, наша команда середины 90-х была самой сильной в истории "Боруссии". Это было средоточие опыта, множества игроков различных сборных, выдающихся мастеров.
– Плохо ли для бундеслиги, что она превратилась фактически в две лиги – "Бавария" и все остальные?
– Тут есть две стороны медали. Внутри Германии действительно было бы лучше, если бы наверху таблицы ситуация была ровнее. Зато на международной арене "Бавария" представляет страну более чем достойно и тем самым популяризирует бундеслигу.
ХОТЬ "АУГСБУРГ" И ТРЕТИЙ, ЗАДАЧА ПРЕЖНЯЯ – НЕ ВЫЛЕТЕТЬ
– Как вам дался переход из игроков в менеджеры?
– Когда после долгой 20-летней карьеры я рассудил, что пора заканчивать, сразу решил, что пойду в менеджмент. С прежним руководством "Боруссии" у меня была договоренность, что они предложат мне место в спортивном департаменте. Но, как назло, как раз в момент, когда я закончил, наверху дортмундского клуба произошли кадровые изменения. Не то чтобы новые руководители заявили, что ничего мне не обещали – я сам счел, что многим обязан людям, с которыми прожил бок о бок 12 лет. И ушел.
Карьеру в менеджменте начал во второй бундеслиге, в "Мюнхен-1860", где проработал три года и накопил немало опыта. С 2009-го по конец 2012-го работал консультантом по футбольным вопросам, сотрудничал с различными клубами. А к зимнему перерыву-2012/13 меня пригласили в "Аугсбург", который тогда всем казался безнадежным аутсайдером – 9 очков после первого круга! Из такой ситуации до того никто в истории не выбирался.
Меня привлекло здравомыслие руководства клуба, вместе с которым мы решили, что главного тренера менять не нужно, это именно тот человек, который необходим для роста команды. Поменяли несколько игроков, а главное – менталитет команды. И, набрав во втором круге 24 очка, не вылетели.
По доходам наш клуб лишь на 17-м месте в бундеслиге, мы не можем позволить себе покупку звезд и делаем упор на командную игру. Когда финансовые возможности небезграничны, достижение целей требует сплоченности. В частности, еще и поэтому знание немецкого языка в "Аугсбурге" обязательно, и только один корейский футболист его еще не выучил. У нас компактный, но очень дружный и преданный своему делу коллектив. В штате "Аугсбурга" – 25 сотрудников, тогда как у "Баварии", например, около пятисот. Но вся эта скромность не мешает нам сегодня занимать третье место.
– В связи с непредусмотренным количеством побед у вас не возникло проблемы с выплатой игрокам не заложенных в бюджет премиальных? В России это для маленьких клубов, вдруг вырвавшихся в лидеры, стандартная проблема.
– У нас такого нет. Мы четко знаем, сколько получим от телевидения за то или иное место в таблице, и живем строго по средствам, стоим двумя ногами на земле, не допускаем никаких финансовых рисков.
– Оказавшись третьими, не мечтаете о Лиге чемпионов?
– Нет. Задача у нас прежняя – не вылететь. Если за нами в таблице по итогам чемпионата останутся три команды – буду доволен. Не знаю, хорошей ли вещью для "Аугсбурга" будет попадание в еврокубки, даже в Лигу чемпионов. Знаете почему? Потому что у нас короткая скамейка, многие футболисты проводят все матчи. А тут надо будет играть не только по выходным, но и в середине недели, к чему готовы будут не все и что может повлиять на травматизм. Поэтому пока нам туда рано. Говорю же: наш клуб твердо стоит обеими ногами на земле.
"СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за организацию командировки нашего корреспондента в Германию.