Лига чемпионов. Статьи

14 сентября 2016, 12:00

Финн Похьянпало: бразильское имя, немецкая сущность

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 1-й тур. Группа Е. Среда БАЙЕР - ЦСКА

Лучшим бомбардиром "Байера" и всей бундеслиги на старте чемпионата стал нападающий сборной Финляндии, которому вчера исполнилось 22 года. "СЭ" изучил, чем силен соотечественник Романа Еременко и как его сдержать защитникам ЦСКА.

Евгений ЗЫРЯНКИН

ПОЧЕМУ ОН ТАК МНОГО ЗАБИВАЕТ…

В России имя Похьянпало, Joel, читают на немецкий манер - Йоэль, да с ударением на передний слог, хотя для германоговорящих стран оно, мягко говоря, редкое. В Леверкузене же и Дюссельдорфе, куда "Байер" дважды отправлял финна в аренду на год, его величают Жоэлем, и не доверять немцам, которые больше всех на этом свете любят пользоваться первоисточниками, у меня причины нет. При случае, конечно, можно уточнить у Еременко, но я думаю, Роман подтвердит: Похьянпало – Жоэль.

Почему парню с севера Европы дали имя, присущее скорее бразильцу, дело для нас сегодня десятое, тем более что, кроме имени, никаких иных "бразилопризнаков" у Похьянпало нет. По стилю игры, по комплекции, по повадкам и склонностям он типичный северянин, причем скорее немец, чем финн, поскольку сформировался как футболист и вышел на нынешний уровень в Германии, куда перебрался в 18 лет. У него небогатая техника, в его арсенале почти нет финтов и дриблинга. Но Жоэля, прямо как хорошего немецкого форварда, отличают выразительное голевое чутье, правильный выбор позиции и умение незаметно уйти от опеки и открыться внутри штрафной, поставленный удар, работа корпусом, скорость и ловкость…

Конечно, до той идеальной безупречности, какая характерна для топ-нападающих немецкого футбола, ему далековато, но уже имеющихся достоинств вполне достаточно, чтобы выйти на передовые роли в одном из ведущих клубов бундеслиги "Байере".

Похьянпало тонко чувствует ритм игры и моментально его улавливает. Этим объясняются не только его шикарные выходы на замену (он и до субботнего хет-трика "Гамбургу" забивал через считаные минуты после появления на поле посреди второго тайма), но и способность оказаться в нужном месте в нужное время при развитии атаки – как правило, в ее конечной фазе. Жоэль не лезет в комбинацию, пока до него не дойдет очередь, не пытается привлечь к себе внимание, чтобы партнеры поскорее его задействовали, не смущает их диагональными рывками и сближениями с игроком, владеющим мячом, – он пристраивается к наступлению параллельным курсом и движется либо в конкретную точку, куда мяч рано или поздно должен прийти, либо вообще поодаль – и благодаря этому остается совершенно один вблизи от ворот, причем нередко пустых.

…И КАК С НИМ СПРАВИТЬСЯ?

В "Фортуне" в ходе атаки с фланга Похьянпало всегда мчался к 11-метровой отметке, резким рывком ныряя перед защитником и ставя ему спину. Если подача получалась точной – что в командах уровня "Фортуны" уже событие, – финн зряче бил головой, бывало, и в падении: он хорошо скоординирован и пластичен. Но в Дюссельдорфе он был центрфорвардом, в "Байере" же оба игровых отрезка провел со смещением вбок и к штрафной подбирался по инсайдной просеке. Впрочем, там его тоже никто не ждал – и все три мяча Похьянпало забил, беспрепятственно получая мяч в острой позиции. Причем первый – в традиционные пустые ворота, а второй – с лета, здорово поймав мяч на подъем.

Как противостоять такому форварду, ничего эдакого с мячом не изобретающему и вообще склонному встречаться с ним редко, но метко, на финише атак? Держать в поле зрения перед собой, располагаясь по воображаемой осевой между ним и вратарем опасно: Жоэль фактурный и одновременно взрывной, он легко может оттереть и опередить защитника. Атаковать в момент приема бесполезно: Похьянпало редко делает больше одного касания. Скорее всего, наиболее действенный способ: в мгновения, когда "Байер" готов доставить мяч в штрафную, приклеиваться к финну и всячески мешать ему отозваться на пас. Он не симулянт, от жесткой мужской борьбы в туловище орать, падая навзничь и мученически страдая, не станет, но и сам в стыках ногу не уберет, полезет до упора. В ЦСКА хватает футболистов такого же нрава – Березуцкий, Игнашевич, Вернблум. Если не будут зевать, то наверняка возьмут верх в споре с леверкузенским снайпером.

Особое внимание отскокам перед воротами – Похьянпало шестым чувством предвидит, где их нужно подкараулить, причем ориентируется в доли секунды и добивает осмысленно и хитро. И еще обороне ЦСКА не стоит увлекаться искусственными офсайдами: Жоэль (как, кстати, и Чичарито) не курсирует вдоль этой линии, а вырывается из глубины, получая мяч на ход. Скорость у него очень приличная, а с вратарем он в подобных эпизодах, как всякий уважающий себя нападающий, разбирается уверенно.

Армейцам доводилось сдерживать и более классных бомбардиров. Похьянпало на их фоне далеко не грозен. Но недооценивать его ни в коем случае нельзя. Сейчас финн в хорошей форме и, что особенно опасно, в прекрасном настроении и на кураже, а матч с ЦСКА для него – новая возможность проявить себя и упрочить свои позиции в линии нападения "Байера". Не хочется этого допускать. Пусть лучше геройствует в бундеслиге.

1