На днях канал BeIN Sports признал Андрея Канчельскиса лучшим российским легионером в истории английской премьер-лиги. Полузащитник перебрался в «Манчестер Юнайтед» из «Шахтера» в 1991 году, а в 1993-м помог «красным дьяволам» выиграть первый чемпионский титул за 26 лет. За четыре года в «МЮ» он провел 162 матча, в которых забил 36 голов, и завоевал семь трофеев.
В общей сложности Канчельскис отыграл в Британии 11 лет, помимо «Юнайтед» став своим для болельщиков «Эвертона» и «Рейнджерс». Сейчас наш главный специалист по Англии тренирует «Навбахор» и во время паузы в чемпионате Узбекистана остался в изоляции на базе клуба из Намангана.
— Как вообще проходят ваши дни? — первый вопрос Канчельскису.
— Играем в настольный теннис, шахматы, шашки, нарды. Казино скоро здесь откроем (смеется). Общаемся друг с другом. У ребят есть PlayStation, и они в FIFA играют, а я пазлы собираю. Скоро надо будет новый заказать.
— Вас уже научили играть в виртуальный футбол?
— Нет, это просто смешно, но ребята отвлекаются. А мне интереснее поиграть в карты или шахматы. Попробовал с одним футболистом сыграть на сборах — поставил детский мат, а ему 30 лет — катастрофа! Недавно посмотрел интересный фильм про Яшина.
— Понравился?
— Да, получше, чем «Тренер» Козловского — это вообще смешно. Про Яшина сняли хорошо и отобразили действительность. С самим Львом Ивановичем я встречался, но скоротечно — только автограф взял. Пообщаться с ним было бы интересно. Но уже тогда понял, насколько это легендарный человек и как здорово поднял нашу вратарскую школу.
— Какие у вас любимые фильмы?
— С удовольствием пересматриваю «Собачье сердце» по Булгакову. Люблю советскую классику — «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», много шуток и реплик из них ушли в народ. Люблю и те, что основаны на реальных событиях, про войну. А то смотришь новые фильмы и не понимаешь, о чем они.
— Следите за чемпионатом Белоруссии?
— Белоруссию смотрю, чтобы отвлечься. Интересно хоть какой-то футбол посмотреть вживую. Видел три матча минского «Динамо», которое тренирует Гуренко. Наверное, Сергей строит новую команду, поэтому нет возможности приобрести классных футболистов.
— Канал BeIN Sports признал вас лучшим российским легионером в АПЛ. Как отреагировали?
— Все это очень приятно. Сейчас у людей появилось время, поэтому многие позвонили и поздравили в сообщениях. Спасибо всем за признание.
— С теплом вспоминаете годы в Британии?
— Естественно, с Англией у меня связан в основном позитив, особенно с Манчестером. Помню, как первый раз вышел на «Олд Траффорд». Меня тогда признали лучшим игроком матча. Перед финалом Кубка Англии с «Челси» сама королева Елизавета II пожелала удачи — такое не забыть! Бывали и тяжелые времена, но в футболе все не бывает гладко. В том же фильме про Яшина мы увидели, как мир может перевернуться после одной ошибки. За 20 минут даже Лев Иванович превратился в антигероя. Надо всегда быть к этому готовым. В Италии тоже сначала было неплохо, но дальше получил травму. В Шотландии тоже помню каждый сезон.
— Болельщики «МЮ» и «Рейнджерс» вас тепло вспоминают.
— Много общались. Раньше часто ездил в Британию, когда сидел без работы. Меня всегда отлично принимали и даже в этом сезоне приглашали фан-клубы «Манчестера» и «Эвертона». На матчах отличная атмосфера. Сейчас работаю в клубе, поэтому отлучиться не могу. С теплотой вспоминаю тот этап моей жизни, когда из СССР я попал в новый мир. Меня тепло приняли, а ведь я считался коммунистом из Советского Союза.
— Новые партнеры по «МЮ» действительно посоветовали вам обратиться к Алексу Фергюсону, используя бранное слово, воспользовавшись тем, что вы не знали английский?
— Да, это правда (улыбается). Надо мной подшутили. Я сам сразу понял, что нельзя так говорить, но главное — тренер тоже посмеялся над той шуткой. Вообще, Фергюсон и Валерий Лобановский всегда могли признать свою ошибку. Это говорит о том, что они — великие. После ухода из «Динамо» в «Шахтер» и потом в «МЮ» мы увиделись в Москве, и Лобановский признал, что я правильно сделал. Хотя сам не хотел отпускать из Киева. Когда я уходил из «Юнайтед», Фергюсон готов был извиниться перед всей командой.
— Почему после вас никто из россиян так хорошо и так долго не выступал в Англии?
— После развала СССР мы растеряли все наследие — систему, идеи и традиции. Закрыли спортивные школы и интернаты, из которых выходили великие футболисты. Раньше нашу сборную боялись. Кроме того, раньше уже в 30 лет футболист считался старым, а сейчас играют до 40 лет, причем ветераны не хуже, чем молодые.
— Юрий Жирков продолжает играть за «Зенит», а ведь он уехал в Англию после бронзы ЧЕ-2008, как и Роман Павлюченко. Потом к ним присоединились Андрей Аршавин и Динияр Билялетдинов.
— Эти ребята неплохо зарекомендовали себя в Англии, ведь мы вспоминаем их достижения. Все они — выходцы из спортшкол, которым удалось выжить. Такого поколения сейчас нет, и в ближайшее время не будет.
— Аршавин, которого в рейтинге BeIN Sports поставили на второе место, признал ваше первенство и отметил, что вы дали дорогу Дэвиду Бекхэму, когда перешли в «Эвертон».
— Бекхэм написал, что если бы я не ушел из «Манчестера», он не заиграл бы. Приятно, что я ему дал дорогу (улыбается). В итоге меня больше узнают в Англии, чем в России.
— У кого из нынешнего поколения россиян есть потенциал заиграть в АПЛ?
— Пока не вижу ни у кого. Хочется, чтобы пробились, но вряд ли сейчас кто-то будет уезжать. Мы топчемся на месте. В год домашнего чемпионата мира закрылось 11 профессиональных клубов. Недавно «Луч» прекратил существование. Куда девать футболистов? Надеюсь, наши футбольные власти понимают, что на коронавирус все проблемы не списать. Молодых интересуют только деньги, а надо думать о футболе. Клубные руководители развращают юных футболистов, называя их суперталантами после одной удачной игры.
— Ваш подопечный из «Навбахора» Иван Соловьев в интервью «СЭ» признался, что при переходе в «Зенит» агент Денис Лахтер получил за него все подъемные — 1,3 миллиона евро.
— Таких жуликов вообще нельзя пускать в футбол! А у нас, наоборот, в следующий клуб приглашают. Они ходят по кругу и рассказывают сказки руководителям и всей стране.
— Летом Федор Чалов едва не уехал из ЦСКА в «Кристал Пэлас». Как бы он там смотрелся?
— Это достойный клуб из Лондона с богатыми традициями. Тренирует его Рой Ходжсон, у него хороший подбор исполнителей. Я на месте Федора настоял бы на трансфере, ведь ЦСКА и АПЛ — два совсем разных мира. В свое время я рискнул, ведь в Донецке великолепно себя чувствовал. У меня была двухкомнатная квартира, мне дали «Волгу» и в день я получал больше, чем в «МЮ». В итоге мой риск оправдался.
— Стоит ли рискнуть Элдору Шомуродову, который отлично раскрылся в «Ростове»?
— Почему бы нет? Элдор — способный парень. Перед ним другой узбек — Одил Ахмедов — здорово играл в «Анжи» и «Краснодаре». Он из Намангана, открыл здесь детскую школу, поля с искусственным газоном, а недавно помогал местным больницам.
— В конце 2020 года у Ахмедова заканчивается контракт с «Шанхай СИПГ». Позовете в «Навбахор», где он начинал?
— (смеется) Один Ахмедов (Азим. — Прим. «СЭ») у меня уже есть. Предлагаете второго брата в связку взять? Посмотрим, время покажет.
— В Узбекистане серьезно соблюдают карантин?
— Да, его ввели уже две недели назад. Если появишься на улице без маски, оштрафуют на месячную зарплату. После девяти вечера — комендантский час. Машины не выпускают из города, народу на улицах мало.
— Есть ясность, когда возобновят местный чемпионат?
— Недавно обсуждали ситуацию по видео с главным тренером «Бунедкора» и сборной Узбекистана Вадимом Абрамовым, наставником АГМК Мирджалолом Касымовым, Шотой Арвеладзе, который возглавляет «Пахтакор», и федерацией. Пока никто ничего не знает. Нам рекомендовали сидеть спокойно и ждать новостей.
— Как думаете, нам еще долго придется оставаться в изоляции?
— Все очень надеются на жару, потому что утверждают, что при температуре выше +25 вирус умирает, а летом здесь очень жарко. Когда остановится рост заболевших, то наверняка последуют глобальные решения, в том числе и футбольные.
— Никто не хочет повторить судьбу Италии, Испании и США, где больницы переполнены.
— Сейчас народу не до футбола. Главное — не заболеть и защитить людей. Все равно, находясь взаперти в четырех стенах, надо обязательно заниматься спортом. Мы сидим на карантине, но все равно двигаемся.
— Часто общаетесь с родными?
— Мама сейчас на Украине в карантине. Дочь — в Москве, сын застрял в Греции, а я — в Узбекистане. Мы постоянно разговариваем по видеосвязи. Когда был перерыв на матчи сборных, планировал съездить в Россию, но потом начался коронавирус и решился остаться с командой. Надо соблюдать гигиену, быть осторожным, и просто перетерпеть это время. Медики по всему миру трудятся без устали и спасают жизни. Всем нам нужно их поддержать. Надеюсь, наши лучшие умы скоро откроют вакцину против коронавируса.