ЕВРОТУР:
ОСТАНОВКА СЕДЬМАЯ - ГДАНЬСК
Автомобильная экспедиция "СЭ" прибыла в польский прибалтийский город, где все три матча группового турнира Euro-2012 проведут действующие чемпионы мира и Европы - испанцы. 10 июня они сыграют с итальянцами, 14-го - с ирландцами и 18-го - с хорватами. Кроме того, в Гданьске пройдет четвертьфинал чемпионата Европы, в котором может принять участие и сборная России. Произойдет это в том случае, если наша команда займет второе место в своей отборочной группе.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ,
Александр ФЕДОРОВ (фото)
из Гданьска
Не хочется желать России очковых потерь, но если наши все-таки станут вторыми в группе, в этом будет серьезный плюс: российские болельщики увидят Гданьск. Бригада "СЭ" увидела и переполнилась впечатлениями. Что город, что стадион - на выставленный вверх большой палец.
* * *
Хотя началось все с пробок - не то чтобы московских, но каких-то неделикатных. Въехали в город вечером, а кругом - одни машины. Пока вертели головами, как бы со всеми ними разминуться, вдруг оказались в малолюдном центре, где и заселились в гостиницу, не испытав ни малейших проблем с парковкой. Гданьск в этом смысле отличается от Вроцлава и Познани, где бесплатно оставить машину категорически негде.
Вышли на улицу обозреть окрестности - да так и нырнули в них с головой. Выяснилось, что детское воображение рисовало за холстом в каморке папы Карло что-то очень похожее на Гданьск.
Это место называют Труймясто или Тригород, имея в виду стершиеся границы между ярким Гданьском, курортным Сопотом и промышленной Гдыней. Обследовать все три населенных пункта мы не успели, да этого, пожалуй, и не требовалось. Ясно, что в них хватает заводов, самых обычных жилых районов, блочных домов, что жизнь здесь не у всех легка, а цены приемлемы не потому, что поляки чересчур щедрые, а потому что их средний доход не слишком высок.
Но все это отходит на второй план, когда вы оказываетесь в центре Гданьска. Декорация, наполненная историей и изяществом, - вот как мы назвали бы увиденное.
* * *
Хотя город считается прибалтийским, моря вы здесь не обнаружите. До него несколько километров, застроенных верфями, складами, промышленными предприятиями, пакгаузами, кранами, шпалами, рельсами и прочей портовой канителью. Если душа просит Балтики - отправляйтесь в Сопот. А в Гданьске - река Мотлава, неширокая и небурная.
Однако связь города с морем сомнению не подлежит. На Мотлаве стоят суда - как развлекательные, так и большегрузные. Велик парк частных яхт. Повсюду продается янтарь. А едва ли не главной достопримечательностью Гданьска считается Журав - грузовой подъемный кран времен царя Гороха. Это не стрела на ноге, что-то куда-то переносящая, а сонное здание-бегемот, чуть нависающее над рекой. Когда-то с него одним махом загружали в подплывающие корабли до четырех тонн груза - чем не повод для гордости? Кроме того, с Журава было удобно устанавливать мачты на суда.
По-русски, кстати, это слово означает "журавль".
* * *
Если во Вроцлаве и Познани рыночные площади строго квадратные, то в Гданьске центр вытянут. Его потому и называют не площадью, а улицей Dlugi, то есть Долгой, которая, однако, широка и наделена всеми полномочиями главного культурно-исторического места.
Улицу-площадь держит в каменных руках пара арок на манер нашей Триумфальной - Золотые и Зеленые ворота. Под одной из них висят увеличенные фото 1945 года. И видно на этих фото следующее: Гданьск после войны представлял собой одну большую руину.
Понятно, что почти 100-метровая ратуша или внушающий размерами трепет костел Пресвятой Девы Марии пострадали фрагментарно, иначе эти уникальные махины было бы просто не восстановить. Но все остальное поляки собирали по кусочкам, закончив реставрацию города совсем недавно. Сегодня центр пестр, шикарен, оригинален, мил - какое слово ни подбери, не ошибешься.
И в то же время через реку - большое пространство, представляющее собой присыпанные землей кирпичные стены: останки жилищ, торчащие из земли и обнесенные древним забором. На нем запреты на десятке языков. В том числе и на русском: "Не высовываться". Трое-четверо работяг потихоньку откапывают старые улицы лопатами. Тут же сидят рыбаки, свесившие удочки в Мотлаву.
Даже эта недоделка, недовосстановленность Гданьска смотрится как музейный фрагмент, а не как свалка истории.
* * *
Стадион здесь - не просто стадион, а СТАДИОН!
Поляки притащили и оставили километрах в шести от центра Гданьска исполинский кусок янтаря. Отшлифовали его до состояния морского голыша, развернули бочком к солнцу, выбрали через верх всю серединку и разместили внутри поле с 42 тысячами сидений. Ну, еще что-то под трибунами обустроили, но это так, мелочи.
Сильная идея немецких архитекторов воплощена в жизнь тоже сильно. Казалось бы, конструктивно арена совершенно стандартна. Не перегружена технологиями вроде выезжающего поля, не напичкана под завязку электроникой. Но задумка с крышей, переходящей в стены, делает стадион поразительно красивым и более основательным, чем он, быть может, есть на самом деле. Стоит этакий охряно-желтый монолит, сверкает янтарной поверхностью даже под тучами.
Цвет играет особую роль. Потому что эйндховенская арена Philips, к примеру, - та же летающая тарелка, только серебристая. Но польская - другая. Она не просто воспевает технологии, а отдает теплом, олицетворяя город, которому служит, и балтийский минерал, который знает весь мир.
Стадион носит название PGE-arena. Польская энергетическая компания купила право присвоить стадиону свое имя, заплатив 8,5 миллиона евро за 5 лет.
* * *
А всего-то и требовалось - покрыть геометрически выверенный каркас пластиком нужного цвета. Не забыв при этом про поле. В Гданьске с газоном проблем нет, поскольку строители грамотно рассчитали размер проема в крыше и использовали наверху прозрачный пластик, переходящий в янтарный ближе к стенам. Траве нравится. Трава растет.
Изнутри арена выглядит приятно, но не космически. Хотя имелся, конечно, определенный шанс. Первоначально цвет сидений должен был имитировать различные оттенки янтаря - от медового до красного. В сочетании с крышей это дало бы очень сильный эффект. Но тут восстали фанаты гданьской "Лехии", у которой зеленые клубные цвета. Не хотим, мол, и не будем на желтом восседать, чужое оно нам.
Только ведь если пойти на поводу у фанатов, зеленый с желтым - это уже не янтарный шик, а попугай какаду получается. Как быть?
В дело вмешался мэр Гданьска, распорядившийся поменять проектные кресла на другие, окрашенные в шесть оттенков зеленого. Но не заборно-военного и не кислотного колера, а мягкого, общечеловеческого. Теперь в том, что получилось, преобладают салатовые тона и цвет морской волны. Во-первых, смотрится. А во-вторых, такой янтарь в Прибалтике тоже сеть!
Не с 80-х ли годов прошлого века гданьские власти столь заботливо внимают мнению горожан, а в данном случае - фанатов?
* * *
Гданьск - родина Леха Валенсы и Дональда Туска. Последний пожинает плоды бурной деятельности первого: нынешний премьер-министр руководит страной, измененной бывшим электриком.
В 1980 году Валенса возглавил протестное движение "Солидарность", с которого, как считают многие, начался развал мировой социалистической системы. А зародилось все на гданьской судоверфи, носящей, что характерно, имя Ленина, - именно там работал пан Лех. В один прекрасный день у ее ворот собрались 17 тысяч человек - и пошло-поехало.
Мы наведались к этим самым воротам номер 2. Теперь там сильный монумент, цветы, свечи. Вовсю идет стройка, работают краны. Только краны эти - не портовые, и строятся не корабли - музей "Солидарности".
Судостроители не справились с последствиями выстраданной ими свободы. "Мы не спасли наши верфи. И не могли тогда спасти, так как именно мы вызвали крах системы коммунизма. А сейчас наши корабли никому не нужны", - говорит сегодня Валенса. Он оказался на обочине большой политики и критикует нынешнюю польскую власть.
* * *
Мы спросили сотрудницу гданьского оргкомитета Euro Асю, показавшую нам стадион, готов ли город к наплыву испанцев. И услышали в ответ: пиренейских болельщиков, несмотря на три игры их сборной в Гданьске, ожидается меньше, чем хорватов и особенно ирландцев. А также немцев, которым ехать совсем недалеко.
Что делать здесь немцам? Во-первых, база их сборной будет как раз в районе Гданьска. Во-вторых, этот город, бывший немецкий Данциг, очень гостеприимен, демократичен и готов удивить Западную Европу восточноевропейскими ценами.
Чтобы вы понимали, о чем идет речь, рассмотрим Гданьск под гастрономическим углом. Производство леденцов на улице Длуги оставим в покое - гастрономии в нем ни на грош. Хотя процесс интересный: конфетчики прямо на ваших глазах раскатывают в шесть рук двухметровую карамельную колбасу, рубят ее кондитерскими шпателями, что-то добавляют, чем-то подмазывают... А в витрине почему-то выставлен гигантский леденец-опахало на палочке, на котором по-русски написано "Их нравы. НТВ". Спросили, в чем дело, нам сказали: "Заезжали, снимали..." Хм.
Ладно, леденцы проехали. Но рядом - еще один отсыл к России. В самом центре Гданська, у ратуши, работает "русский ресторан и danсing". Заходить не заходили, зато видели меню: сельдь под шубой, уха, солянка, курник, пельмени, блины с икрой, пиво российское, хлебный квас. Самое дорогое блюдо - шашлык из осетрины, около 420 рублей. Остальное - от девяноста до трехсот.
* * *
Есть за рубежом русское всегда казалось нам противоестественным и не слишком познавательным процессом. Так ведь нет в Гданьске проблем и с местной кухней! Знакомство с ней мы бы порекомендовали начать с супа журека - густой, пахучей, сытной похлебки, способной заменить субтильным людям первое, второе, третье, а при желании и компот. Но не уставшим от дальних странствий корреспондентам "СЭ". Их, то есть нас, привлекали в Польше в зависимости от настроения борщ с колдунами, пироги, утка и гусь, голенка, фляки по-варшавски, горячие колбасы всех видов и размеров с тушеной капустой бигосом...
Средние цены - примерно как в русской ресторации. Можно найти дешевле, можно - значительно дороже. В последнем случае вы отдадите деньги за то, чтобы приобрести ценный опыт и больше так не делать.
* * *
Однако Гданьск - не просто Польша, а Польша прибалтийская. Это значит, что меню без рыбы в здешних заведениях вы практически не встретите.
Готовьтесь к тому, что гданьские рестораторы не станут искушать вас моллюсками и ракообразными. Может, не много их в Балтике, а может, несолидны они, по мнению поляков, в сравнении с настоящими рыбными ценностями. На этих ценностях и сконцентрируйтесь: треска, камбала, лосось, речные окушки и карпы, форель, судак, морской язык. Порции большие, прожарка сочная, гарниры нескучные. Самое дорогое кушанье - микс из трех сортов рыбы, но и он в центральных ресторациях не разорит вас на сумму больше 500 рублей.
Мы заглянули в одну такую со странным названием Pod Bandera, так и не добившись в итоге от официантки, что оно означает. В соседнем заведении давали футбол, завлекая посетителей матчем краковской "Вислы" в Лиге Европы и российским арбитром Безбородовым. Но в нашем было как-то уютнее. За окном - проливной дождь, темная река, редкие прохожие. А у нас - вкуснота в тарелках, глинтвейн в чашках и полтора часа неожиданно свободного времени.
Летом в Гданьске все будет иначе. Еще лучше - так нам кажется.
Фотогалереи: ДОНЕЦК // ХАРЬКОВ // КИЕВ // ЛЬВОВ // ВРОЦЛАВ // ПОЗНАНЬ // ГДАНЬСК