Евро. Статьи

9 июня 2012, 00:25

Сергей Овчинников: "Понял разницу между топ-тренером и просто тренером"

Интервью спецкору "СЭ" в Польше дал тренер вратарей сборной России.

Игорь РАБИНЕР
из Варшавы

На Euro-2004 в Португалии действующие лица были те же: Овчинников, Малафеев, Акинфеев. Вот только тогда они составляли трио вратарей нашей сборной, а теперь первый тренирует второго и третьего. Впервые за шесть "голландских" лет в национальной команде появился тренер вратарей - и им стал именно бывший главный тренер "Кубани", брянского и минского "Динамо", а также экс-первый помощник Юрия Семина в "Динамо" киевском.

В СБОРНУЮ ПРИГЛАШАЛ ЕЩЕ ХИДДИНК

- Насколько неожиданным стало для вас приглашение в сборную и как оно последовало? - спрашиваю экс-Босса.

- Месяца за два до чемпионата Европы позвонил Сергей Фурсенко, предложил поработать. Конечно, не скажу, что предложения из сборной ждал изо дня в день, но и неожиданностью это тоже не явилось. Наверное, у нас очень мало кандидатов на такую должность, поэтому в голове и раньше прорабатывались такие варианты. Знаю, что и Гус Хиддинк был не против того, чтобы я работал тренером вратарей в национальной команде, но тогда просто не срослось.

- Почему?

- Я не захотел. По объективным причинам. Это было в 2006 году, я еще был действующим игроком. Сказал спасибо за внимание к своей фигуре, но отказался, поскольку хотел играть. А теперь благодарен и президенту РФС, и в первую очередь, конечно, Дику Адвокату, да и вообще всем людям, которые хотели меня видеть в сборной. Это очень приятно.

- Согласились моментально?

- Ну кто от сборной отказывается (улыбается)? Хотя Фурсенко как нормальный руководитель дал мне время подумать.

- Вы уже в нескольких командах были главным тренером, являлись первым помощником Юрия Семина в Киеве. Не трудно после этого становиться тренером вратарей?

- Только в нашей стране, наверное, на такие вещи делается акцент. Правильнее меня называть "ассистент главного тренера". Мы же не называем, к примеру, Александра Бородюка "тренером нападающих". Так что я просто вхожу в тренерский штаб сборной России. И согласиться на это мне было совсем не трудно.

- То есть можете высказываться на собраниях штаба не только на вратарскую тему?

- Не просто думаю, а уже знаю, что Дик очень уважительно относится к своим помощникам, и мое мнение ему так же важно, как и мнение любого другого члена штаба.

- А каково разделение функций, например, между Бородюком и Бертом ван Лингеном?

- Об этом может говорить только главный тренер. На мой взгляд, чем меньше помощники говорят, тем лучше.

ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ В СБОРНОЙ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО

- Уже были конкретные тому подтверждения?

- Для меня - да. Но озвучивать это в прессе не считаю правильным. Адвокат никогда не говорит, что, мол, со своими вратарями делай что хочешь, а в другие дела не лезь. Кратко скажу так: я понял разницу между топ-тренером и просто тренером. Есть что почерпнуть для будущей тренерской карьеры.

Та атмосфера, которая создана в команде, - это заслуга Дика. Наверное, первый раз в жизни я почувствовал себя в сборной очень комфортно. Такого никогда не ощущал, даже будучи игроком национальной команды! А сейчас процесс так отлажен, что я боялся что-либо испортить. Самое главное тут - не испортить атмосферу и тренировочный процесс какими-то своими действиями. Не люблю слово "микроклимат", оно слишком узко для понимания того, что происходит в сборной. Поэтому скажу: атмосфера в сборной в высшей степени профессиональная.

- Хотите сказать, что, например, на Euro-2004 обстановка была менее профессиональной?

- Не хочу проводить параллелей. Излагаю лишь свои ощущения на данный момент.

- Тогда выход из группы считался для нашей сборной пределом мечтаний. А теперь каждый второй говорит о задаче выиграть весь чемпионат. Что случилось с нашим менталитетом?

- Не думаю, что та команда не могла на что-то большее претендовать. Но всегда есть какие-то причины, лимитирующие ее возможности или, наоборот, располагающие к успеху. На том чемпионате я не чувствовал, что наша команда ни слабее, ни сильнее других. Сложилось так, как сложилось, - это уже история. Очень рад за нынешнее поколение футболистов, очень уверенные в себе ребята. Слава богу, что наш футбол развивается, выигрываются еврокубки, сборная выходит на большие международные соревнования. Это добавляет уверенности не только действующим игрокам, но помогает и будущему поколению почувствовать свою причастность к мировому футболу. Люди становятся более устойчивыми и готовыми к большим свершениям.

- Во время отборочного цикла Euro-2012 не было предложений из сборной?

- На тот момент, когда команда готовится к матчам два-три дня, это было нецелесообразно. Если тренер вратарей как штатная единица РФС есть - хорошо, нет - не страшно. К тому же я работал в минском "Динамо", а действующего тренера никто не позовет.

- Главный инициатор вашего приглашения - Александр Бородюк, с которым вы вместе играли?

- Я на этом не зацикливаюсь, мне все равно. Благодарен всем, кто так или иначе этому поспособствовал.

МОЕ ДЕЛО - ЧТОБЫ ВРАТАРИ БЫЛИ В ПОРЯДКЕ

- Как строится ваше общение с Адвокатом, как часто вы разговариваете?

- Ежедневно. Бывает, что и по нескольку раз. Отличительная черта голландских специалистов - планирование всего, что касается сборной, изменения минимальны. Я и в академии имени Коноплева в Тольятти с голландцами много работал - это им свойственно. Поэтому с ними работать очень удобно. И профессионально, и по-человечески. До сих пор с Адвокатом я не работал, но сейчас был удивлен, насколько этот человек открыт, с каким глубоким уважением относится к тем, с кем работает. Это очень ценное наблюдение. Повторяю: у этого не только большого тренера, но и большого человека есть чему поучиться.

- Общаетесь через переводчика Евгения Савина?

- И через Женю, и через Сашу Бородюка, с которым Дик по-немецки разговаривает. Ну и сам по-английски понимаю. Если бы они еще разговаривали на испанском или португальском, мне было бы еще легче, но и так особых языковых проблем нет.

- Адвокат на днях в нашем разговоре вспоминал, что в роли главного тренера "Зенита" успел провести матч против вас-игрока.

- А также против меня как главного тренера, когда я работал в "Кубани". Мы с ним тогда разговаривали. Прекрасно помню все эти моменты. И очень любопытный факт: нас с ним уволили в один день! Хорошая компания. Посчитал такое совпадение для себя за честь.

- Когда-то Адвокат слыл поборником жесткой дисциплины - Андрей Канчельскис про "Рейнджерс" говорил даже о "солдафонских методах". Сейчас кажется, что он сильно изменился.

- Не думаю. У Дика очень хорошая дисциплина, но я бы назвал ее ненавязчивой. Все игроки четко знают его требования, и ему совершенно не обязательно каждый день стучать кулаком по столу или устраивать собрания. Это хороший метод европейских тренеров, с которым я тоже был знаком, поскольку играл за границей. В первый же день он оглашает конкретику - что можно, что нельзя - и последовательно ее воплощает. У нас в сборной умные, хорошие ребята, которые с пониманием относятся ко всему им предлагаемому - конечно, если это разумно. А дисциплина - разумная вещь.

- Дик говорил, что будет вас внимательно выслушивать, но решения по вратарям останутся за ним.

- А как может быть по-другому? Решения всегда принимает главный тренер. Знаю это, поскольку сам таковым был. Не собираюсь заниматься отсебятиной. Мое дело - чтобы вратари были в порядке на день каждой игры.

- Упражнения для голкиперов заранее с Адвокатом проговариваете?

- Отличие российских тренеров от зарубежных заключается в убежденности последних, что каждый должен заниматься своим делом. Многие наши специалисты, к сожалению, хотят охватить все - поваров учить готовить, докторов - лечить. Здесь же все отвечают за свои участки. Мне поставлена четкая задача, которую я озвучил чуть выше, и мне за нее отвечать.

- По-вашему, Акинфеев и Малафеев сильнее, чем вы в бытность действующим вратарем?

- Футбол не стоит на месте, он все время развивается. Слава богу, что я играл за сборную, за "Локомотив". Но, понимая, какими темпами растет футбол, какие сейчас скорость, мячи, как совершенствуются полевые игроки, признаю: нынче намного сложнее играть! В то же время нельзя сравнивать вратарей прошлого и настоящего - каждый заслуживает уважения в контексте своего времени.

- Как вас приняли в сложившемся коллективе сборной?

- В ней нет ни одного человека, с кем или против кого я бы не играл. Тот же Кокорин был в дубле "Локомотива", когда я был игроком основного состава. А как тренер - и подавно.

НАУЧИЛ БЕЗРУКОВА СТОЯТЬ В ВОРОТАХ

- С кем легче работать - с вратарями сборной России или с актером Сергеем Безруковым, которого вы готовили к главной, вратарской, роли в недавно вышедшем на экраны фильме "Матч" о легендарном киевском "матче смерти"?

- С кем легче - не готов ответить. А про Сергея скажу: талантливый человек талантлив во всем. В этом я убедился за время нашего общения и подготовки к съемкам.

- Как вы оказались "тренером" Безрукова?

- Знакомые попросили помочь. Никаких вопросов! Занимались пять дней по часу. Он очень занятой человек, да и я большим временем не располагал. На тот момент был свободен от работы - вот люди и обратились.

- Чего конкретно Безруков от вас хотел?

- Он хотел, чтобы я научил его стоять в воротах. И я его научил.

- За пять дней?!

- В понятие сценического искусства входит пластика. Это им преподают. Сергей - умный человек. Сказал: "Можете подвигаться, половить, а я посмотрю?" Так и сделали, после чего Безруков просто скопировал. Он, безусловно, талантлив! И не понаслышке знает, что такое футбол. Мы все в детстве играли, и он очень спортивный парень. Не сказать, что ему это было в новинку.

Мне еще вот что понравилось. Хотя творческие люди - довольно специфические, мягкие, воздушные, он оказался очень классным и цельным парнем. Мне не нравится, когда люди, какими бы знаменитыми они ни были, высказывают свои частные мнения по любым вопросам как панацею от всех бед и нечто единственно правильное. У нас сейчас очень много таких специалистов и экспертов. Иногда с приставкой "псевдо" - при всем моем к ним уважении как к хорошим в прошлом игрокам.

Так вот, у Сергея многим из них стоило бы поучиться. Тому, с каким уважением он относится к нашей сборной и вообще к нашей профессии. Он понимает, насколько это сложно. Мы же не только тренировались, но и очень много разговаривали, в том числе и на футбольные темы. Поведение человека, его жизненные позиция и стержень мне очень понравились.

- Он о вас многое знал к моменту работы?

- Конечно, знал. Почему мы так себя недооцениваем? Почему, когда разговариваем с зарубежными футболистами, спрашиваем: вы знаете кого-то из сборной России? Разумеется, знают! Что же они, совсем дураки, что ли? А иным нашим журналистам только и хочется, чтобы ответ был: "Никого не знаю", - чтобы потом написать, как плох наш футбол и слабы игроки. Так же и здесь. Если я знаю Безрукова, почему он не должен знать Овчинникова?

- За кого он болеет?

- По поводу клубов мы не разговаривали. За сборную России - точно.

- А с Елизаветой Боярской, еще одной исполнительницей главной роли, пообщаться не довелось?

- Нет, ее же не надо было в воротах учить стоять!

- Логично. Что было самым интересным за те дни?

- Само знакомство с Безруковым. Чем больше умных, интеллигентных, одаренных людей из разных сфер деятельности узнаешь, тем больше обогащаешь себя. Получил массу положительных эмоций от общения с приятным человеком.

- Он абсолютно без "звездняка"?

- Да бог с вами, он же взрослый человек! Когда люди на равных разговаривают - какой может быть "звездняк"?

- Сам фильм потом с особым вниманием смотрели?

- Пока, к сожалению, не успел. Безруков меня приглашал на премьеру, но в тот момент меня не было в России. Если фильм получился хорошо и впечатление от него у людей органично, то я очень рад.

- Лично меня пару раз до слез пробрало. Кстати, и к вратарской технике Безрукова претензий не было.

- Если я чем-то помог людям, это приятно.

- Общение с актером после совместной работы продолжили?

- Он меня приглашал в театр. Если захочу пойти на него, могу Сергею набрать, и, конечно, он мне поможет. Но не назову себя большим театралом. И не знаю, когда удастся пойти.

- Вы Безрукова не приглашали в Польшу на Euro-2012?

- Я же не организатор этого первенства. Думаю, что есть много людей, которые его и без меня пригласят.

- А когда вас куда-то пригласят работать после Euro, в какой роли вы захотите куда-либо идти - только главного тренера?

- Любой человек время от времени меняет свои взгляды в зависимости от обстоятельств. Приглашения есть и в качестве главного тренера, и менеджера, и помощника. Может, даже жизнь заставит принять не совсем логичное решение. Какие приоритеты выберу - пока не знаю.