ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/8 финала. Ответные матчи
МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД – РОСТОВ – 1:0
КРАСНОДАР – СЕЛЬТА – 0:2
Евгений ЗЫРЯНКИН
Не знаю, согласитесь вы или нет, но, на мой взгляд, теперь, после выхода из игры всех наших команд, идеальный состав финалов для России был бы таким: "Бавария" против "Атлетико" в Лиге чемпионов, "МЮ" против "Андерлехта" – в Лиге Европы. Этот расклад подтвердил бы непреложными фактами, что отдельные российские команды провели достойный, неплохой еврокубковый сезон. Не без помарок и огрехов, не без проблем и разочарований, но на вполне приличном уровне. Уступив только лауреатам и дипломантам. Прежде всего, конечно, "Ростов", прогремевший на всю Европу.
По большому счету, конечно, сколько бы мы ни говорили, что дончане сыграли с грандами на равных, надо честно признать, что те их, так или иначе, все-таки превзошли. И "Атлетико", и "МЮ", который мог решить судьбу ответной встречи 1/8 финала еще до перерыва, и "Бавария" в первом матче. Но мы ведь в здравом рассудке и не предполагали, что "Ростов" с ними справится, пусть и не сомневались в том, что характера и сыгранности у него в достатке, и это весомые козыри против звездности и класса.
Сейчас, задним числом, может казаться, что ростовчане были способны на большее, да оступились – но надо просто вспомнить, что перед каждой игрой, даже накануне "Спарты", ожидания были отнюдь не залихватскими, не преисполненными самомнения, а весьма тревожными, пусть и с обоснованными надеждами. И всякий раз "Ростов", по сути, прыгал выше головы. Или, точнее, выше планки, которую устанавливало ему собственное реноме, росшее от матча к матчу, как рекорды Исинбаевой. Все успехи дончан – это, в первую очередь, победы над собой и, заодно, – над обыденностью, над вечным нашим скепсисом насчет возможностей российских клубов. Благодаря ему мы заново узнали то, о чем давно позабыли, хотя когда-то прекрасно умели: с лучшими командами планеты наши могут играть на равных. "Ростов", можно сказать, раскрыл нам на это глаза, распахнул горизонт. Поднял на прежнюю высоту потолок притязаний.
И в то же время донские футболисты продемонстрировали всем, что можно уступить, и при этом – не проиграть. В сотый раз, но уже буквально на пальцах, по слогам, объяснив коллегам из других клубов мужскую сущность игры в футбол: не боясь, изо всех сил и до конца. Только так и куется репутация, а с нею приближаются, становятся реальностью большие, настоящие победы – не только моральные, но и материальные, с медалями и кубками.
***
Нет смысла подробно разбирать встречу в Манчестере. Она сама себя показала и все о себе рассказала. В ней не было скрытых течений и подводных камней, двойных трактовок, неучтенных возможностей и незамеченных тонкостей. Такую игру, где обе команды уважают и достойны друг друга, всегда решает эпизод, а не сокрытая в тайниках тренерских лабораторий и внезапно, в нужный момент, извлеченная на свет радикальная идея. Такой эпизод мог случиться и в первом тайме, но, словно сберегая интригу, в дело вмешивались штанги, и в начале второго, когда прицельно вырезал мяч в дальний угол Азмун.
А случился, как водится, на ровном месте, когда два просчета одного и того же футболиста в центре поля – неточный пас и обусловленная азартом попытка тут же отобрать мяч вместо того чтобы рвануть назад и прикрыть зону – обернулись фатальной атакой сквозь непривычно разреженную защиту "Ростова". Единственно верное толкование в этой ситуации: то же самое могло произойти в обратную сторону. Судьбу матча и четвертьфинальной путевки решило не мастерство (великие защитники тоже, бывало, вываливали мяч к чужим ногам), а мимолетное обстоятельство. Провидение, избравшее неудачником Кудряшова.
Дивный штрафной Нобоа на последней секунде, возведший в герои вечера голкипера Ромеро – точно такой же эпизод, порожденный не логикой, не ходом событий, а ситуацией, стечением обстоятельств в конкретной точке времени. Не скажешь же, что до этого удара ростовчане били, били, били, ближе и ближе подбираясь к голу, или "МЮ" фолил, фолил, фолил и дофолился. Нет, эта игра не катилась по руслу, гонимая ветром, привычно пенясь на порогах, – она двигалась от момента к моменту, от случая к случаю, и закручивалась именно в них, а не стежками и петлями в намеченной канве. И разбирать ее такую полезно внутри команд, чтобы понять, кто где недобежал, недоиграл, недоработал; несмотря на тотальную самоотдачу, этого "добра" в действительности-то было – хоть отбавляй. Но для истории и публики эта анатомия с извлечением внутренностей ни к чему. Такую игру нужно запомнить живой. А последний шанс Нобоа, гениально им использованный и еще более гениально разрушенный Ромеро – подлинный символ завершенного для нас евросезона, в котором были и возможности, и роскошные фрагменты, и воля, и стремление, и каждый раз не хватало самой малости в концовке.
Эти злополучные концовки – наш главный бич и широкое поле для работы над ошибками. Страшное дело: три из пяти российских команд – "Спартак", "Зенит" и "Краснодар" в первой встрече с "Сельтой" – пропустили роковые голы на самом финише. В этом, в общем-то, и заключается вся разница между Россией и "основной", не заоблачной Европой. Не случись этих срывов на последних минутах, – как знать, прощались бы мы сейчас с международным футболом до августа или прикидывали свои шансы в нескольких четвертьфинальных парах?
***
"Краснодар" при всей неоднозначности его выступлений тоже запомнился праздничными чувствами: разгромом "Ниццы" и самоотверженной битвой с "Фенербахче". В их тени, где-то вдалеке, на заднем плане, скрывается даже такой неприятный факт (другим клубам за него наверняка устроили бы дикую обструкцию), что из последних восьми еврокубковых матчей "быки" проиграли пять, выиграв только один. Опять же, нет неутолимой, крайней нужды распиливать футбол "Краснодара" на гранулы, чтоб докопаться до истинных причин поражений и вылета: и без того всем понятно, что команда меняется, сезон застал ее в переходном состоянии, – или, правильнее сказать, она самолично решила посвятить его масштабным переменам и в рамках этих условий живет, работает и чем-то даже время от времени нас радует.
Простой факт: из состава, уничтожившего "Ниццу", на тот момент лидера французского чемпионата, в ответном матче с "Сельтой" с первых минут вышли пятеро (Гранквист, Налду, Каборе, Газинский и Подберезкин), а Лаборде и Жоаузинью – на замену. Причем, если не считать Смолова, команда отнюдь не стала слабее, всего лишь видоизменилась. Другое дело, что из основы, наигрывавшейся на сборах, не смогли выступить оба крайних защитника – Рамирес и Калешин, ключевые звенья в цепи, а на смоловских достоинствах построена вся атакующая деятельность. Не случайно, может быть, оба голевых момента возникли после того, как упускал подопечных на фланге переквалифицировавшийся сюда из центра Мартынович, а угрозы воротам испанцев стали возникать, лишь когда на краю заиграл мастер этого дела Лаборде – единственный таковой в распоряжении Шалимова в этот вечер. Конечно, можно было рискнуть и задействовать колумбийца, не склонного к командной игре, зато искуссного в индивидуальных проявлениях, раньше, но тренер рассудил иначе, предпочел игровую целостность, и ему наверняка виднее. В конце концов, Кононов тоже не жаловал Лаборде – и никто за это на него не жаловался.
Суть же в том, что требовать от нынешнего "Краснодара" слишком многого – больше, чем он сейчас способен – было, по меньшей мере, наивно. Тем более, в споре с ладно скроенной и крепко сшитой, да злой, кусачей и щипучей "Сельтой", у которой каждую неделю битвы с такими вот "быками" и еще похлеще. Вот в премьер-лиге с краснодарцев, уже зарекомендованных топ-командой, надо спрашивать по полной программе. А счет за международные отношения им нужно предъявлять не раньше следующей осени.
Это относится, между прочим, и к другим нашим лидерам – "Зениту", ЦСКА, "Спартаку". Все они в этом сезоне взялись за перестройку, стараясь при этом не утратить завоеванных позиций, а кое-кто – и приумножить. Винить их за еврокубковые неудачи в этом ракурсе не очень вежливо. Но не пройдет и полгода, как с них потребуется подробный отчет о проделанной работе, подкрепленный результатами в еврокубках. После того, что показал "Ростов", спрос со всех российских делегатов в турниры УЕФА отныне будет максимальный, без скидок.