Франция

1 сентября 2016, 14:45

Штаты покупают "Марсель"

Легендарный "Марсель" переходит на заокеанские хлеба. Русская владелица Маргарита Луи-Дрейфюс договорилась о продаже клуба своего покойного мужа группе инвесторов во главе с 63-летним американским бизнесменом Фрэнком Маккортом.

На официальном клубном сайте сообщается, что окончательно сделка будет завершена до конца года. Американский миллиардер, в свою очередь, заявил, что это дело нескольких недель, не противореча, впрочем, тем самым формулировке, содержащейся в коммюнике. У бизнесмена из-за океана отыскалась даже эмоциональная семейная связь с французским Провансом – отец Маккорта участвовал в его освобождении от нацизма во время Второй мировой войны.

На пресс-конференции в марсельской мэрии Маккорт назвал "Марсель" самым великим клубом во Франции и одним из самых великих в мире, а также анонсировал будущий OM Champions Project, план, реализуя который, клуб будет из года в год бороться за чемпионский титул. Не забыты и горячие болельщики столицы Средиземноморья – им обещана лучшая во французской лиге атмосфера на стадионе.

Согласно L’?quipe Маккорт собирается вложить собственные средства, чтобы поднять бюджет "Марселя" на уровень 200 – 250 миллионов евро, что сделает его вторым в финансовом отношении французским клубом. Впрочем, до катарского "ПСЖ", бюджет которого превышает 400 миллионов, и в этом случае будет очень далеко.

Маккорт не новичок в спортивном бизнесе. Ему, например, принадлежат права на лос-анджелесский марафон. С 2004 по 2012 год он владел известным бейсбольным клубом "Лос-Анджелес Доджерс", и тот при нем достиг серьезных спортивных успехов. Вот только кончилось все банкротством. Сказался развод миллиардера с женой, занимавшей пост клубного президента. Да и методы управления были небезупречными. Если верить Los Angeles Times, сыновья владельца состояли в клубе на ставках, получая 400 и 200 тысяч долларов в год, хотя один работал в Goldman Sachs, а другой и вовсе был студентом.

Фрэнк МАККОРТ уже в Марселе. Фото REUTERS
Фрэнк МАККОРТ уже в Марселе. Фото REUTERS

Определяя десятку худших спортивных боссов, американская телекомпания ESPN отвела Маккорту высокое второе место. Хотя в итоге бизнесмен продал "Доджерс" за 2,15 миллиарда долларов, и, как теперь справедливо отмечается в коммюнике "Марселя", это самая крупная сделка в области спорта. Малколм Глейзер приобрел "Манчестер Юнайтед" в 2005 году за полтора миллиарда.

Не всем во Франции нравится, что популярный клуб страны продается американцу. В телерепортаже France 3 Provence-Alpes болельщики говорили, что предпочли бы видеть боссом люксембуржца испанского происхождения Жерара Лопеза. Увы, переговоры с ним зашли в тупик.

В то же время большинство испытывает облегчение, придерживаясь мнения, что хуже, чем при MLD, как называют по инициалам Маргариту Луи-Дрейфюс, все равно не будет. Недаром по Марселю с начала сезона развешаны наклейки с надписью MLD GO, сделанные по типу игры Pokemon GO.

Болельщики гонят Маргариту Луи-Дрейфюс. Фото twitter.com
Болельщики гонят Маргариту Луи-Дрейфюс. Фото twitter.com

Ситуация напоминает ту, что сложилась вокруг "Спартака". От "Марселя" ждут только побед и при этом оглядываются даже не на 15 лет, а на четверть века назад.

В декабре исполнится два десятилетия с тех пор, как клуб стал собственностью Робера Луи-Дрейфюса. Но при жизни этого увлеченного футболом человека команде фатально не хватало последнего шага. Она по два раза проиграла в финалах Кубка УЕФА (1999, 2004) и Кубка Франции, трижды финишировала в национальном чемпионате второй. Ни одного титула за 12 с половиной лет, если не считать победы в Кубке Интертото-2005, что звучит, право, как насмешка.

Летом 2009 года Робера Луи-Дрейфюса не стало. Клуб, как и прочий бизнес, унаследовала вдова Маргарита – и надо же, будто по мановению волшебной палочки, пришли победы! В первый же сезон "Марсель" выиграл и чемпионат, и Кубок лиги, который покорялся ему и в последующие два года. Но на этом все.

Маргариту принялись критиковать за недостаточное внимание к клубу, скупость в трансферных вопросах. Она же никогда не скрывала, что для нее мир не сошелся клином на футболе, что это исключительно дань памяти покойному мужу, что есть еще семья и прочий бизнес. Впрочем, теперь она сохраняет 5 процентов акций для сына Кирилла, который в отличие от прочих потомков Робера всерьез заразился футбольной страстью.

Рорбер и Маргарита ЛУИ-ДРЕЙФЮС. Фото AFP
Робер и Маргарита ЛУИ-ДРЕЙФЮС. Фото AFP

Масла в огонь подлила год назад отставка Марсело Бьельсы, при котором "Марсель" выиграл в чемпионате-2014/15 первый круг, хотя финишировал только 4-м. Болельщикам нравилась атакующая игра при аргентинце. К тому же его упреки в адрес руководства в отношении селекции были созвучны их чувствам. Непредсказуемый тренер подал в отставку уже после 1-го тура прошлого чемпионата, а клуб, расставшийся с целым рядом исполнителей, финишировал только 13-м.

В конце концов, весной фанаты переключили свой гнев с вечно проклинаемой фигуры президента Венсана Лябрюна на Маргариту, развернув против нее баннерную войну. Жертвовать на футбол, к которому хозяйка относилась без трепета, да еще подвергаться обструкции? Увольте. В апреле было объявлено о грядущей продаже клуба.

Согласно французским СМИ во время марсельского матча Euro-2016 Франция – Албания Маргарита встречалась на "Велодроме" с Маккортом. При этом присутствовали руководители французского футбола, города и даже президент Франсуа Олланд. "Марсель" – ведь еще и национальное достояние. И вот почти свершилось.

Винсен ЛЯБРЮН. Фото REUTERS
Венсан ЛЯБРЮН. Фото REUTERS

Опрос на сайте lephoceen.fr, посвященном делам "Марселя", по состоянию на полдень вторника свидетельствовал о сдержанном оптимизме: 49 процентов поддержали смену владельца, 31 процент испытывает сомнения, остальные воздержались.

В то же время статья на этом портале вышла под однозначным заголовком "Наконец-то!".

– Наконец-то "Марсель" отдан в другие руки, о чем мечтало подавляющее большинство болельщиков, – отмечается в ней. – Надоело медленное сползание вниз и потеря перьев, пока не случился проклятый прошлый сезон, когда хлопнул дверью Бьельса, приобретения производились произвольно, произошел разрыв с объединениями болельщиков.

Почувствовать разницу еще только предстоит. Пока же марсельцам придется привыкать, как звучит их девиз Droit au But ("Прямиком к цели" или "Прямиком к воротам") в устах будущего, судя по всему, американского хозяина. С первой попытки журналисты не поняли, что Маккорт произнес именно эти слова.

1