Визиты россиян в зарубежные футбольные клубы стали весьма частой практикой. Тренеры изучают методику коллег, врачи постигают передовые новинки в области медицины. Отличительная особенность поездки во Францию, которую организовали компания RMA и специализация "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления, состоит в том, что ее участники - и среди них ваш покорный слуга - имели возможность ознакомиться с эдаким срезом французского чемпионата. Люди, которые работают или собираются работать в спортивной индустрии, посетили клубы разного калибра: богатенький по любым меркам "Лион", вполне благополучные "Марсель" и "ПСЖ", черпающий популярность в славной истории "Сент-Этьен", живущий за счет выращивания игроков "Осер" и скромный "Гренобль", который, впрочем, не лишен своеобразия хотя бы потому, что на 99,4 процента принадлежит японскому бизнесу. И пусть чемпионат Франции входит "только" в пятерку, а не в тройку сильнейших, почерпнуть в стране развитого и не дикого капитализма можно многое.
ВЕЛИКАЯ ТЕННИСНАЯ СТЕНА И ЗООПАРК-СПОНСОР
Гостей из России, знакомя с маркетинговой стратегией, забросали цифрами, как осеннюю землю листвой, рассказывали о работе со спонсорами и болельщиками. В обратную сторону летели вопросы в полном соответствии с девизом "Марселя" "Droit au but", в котором заключена не только игра слов - фразу можно перевести и "Прямо к воротам", и "Прямо к цели", но и переносный смысл: говорить откровенно, искренне, спрашивать в лоб.
Без чисел с большим количеством нулей в менеджменте не обойтись. Но помимо лекционной программы была и, по сути, экскурсионная. Нас провели по стадионам, включая такие святая святых, как раздевалки. При этом на марсельском "Велодроме" рассказали, что при всей французской демократии шкафчики в раздевалке распределяет главный тренер. Понятно, что он учитывает и личные отношения, и языковую общность. Таблички свидетельствовали, например, что бывший донецкий горняк Брандау соседствует в раздевалке с другим бразильцем - Илтоном, а испанец Морьентес - с аргентинцами Лучо Гонсалесем и Габриэлем Хайнце.
А еще там была такая "фишка", как купель, в которую насыпают лед! Говорят, погружение в эту "прорубь" быстро снимает усталость. Уже позже случайно узнал в разговоре с президентом "Локомотива" Николаем Наумовым, что такая ванночка есть и у железнодорожников, которые подсмотрели ее у "Челси". "Все ссадины и царапины мигом затягивает", - сказал руководитель красно-зеленых.
...Из раздевалки перешли в тоннель, ведущий на поле. "Здесь начинается вулкан "Велодром", - гласит надпись у начала коридора. Для полноты ощущений не хватало только гула марсельского кратера.
Побывали мы и в раздевалке Центрального корта на "Ролан Гаррос", пусть это из теннисной, а не футбольной оперы. Причем в женской, где гид рассказала симпатичную историю о Штеффи Граф. Прославленная теннисистка, шесть раз побеждавшая на турнире, из обычного для спортсменов суеверия пользовалась всегда одним и тем же ящичком, а когда она завершила карьеру, ей подарили на память дверцу от него. Ящик же получил номер 18 bis, то есть 18 "дубль" или, если хотите, "корпус 2". Но занимать его никто не решается, и сегодня он служит реликвией, экспонатом.
Что касается коридора, то он на Центральном корте превращен в своеобразную художественную галерею. На серых цементных стенах множество наклеек с фотографиями всех, кто там выигрывал, с указанием имен, а также дат победных матчей. Рядом автографы. Россияне, конечно же, радостно разыскали "следы", оставленные Маратом Сафиным, Марией Шараповой, Светланой Кузнецовой.
А в VIP-холле на "Велодроме", который носит теперь имя недавно скончавшегося владельца "Марселя" Робера Луи-Дрейфюса, устроена ретроспектива клубных футболок. Менялись спонсоры - чередовались названия фирм на майках. "ОМ" первым во Франции наряду с "Нимом" стал с начала 70-х годов рекламировать коммерческих партнеров, и самым необычным и забавным среди спонсоров представляется марсельский зоопарк, помогавший клубу в сезоне-1980/81. Вдоволь ли давали в тот год тиграм мяса?
"МАРСЕЛЬ" ПОЛУЧАЕТ ОТ ТВ ВТРОЕ БОЛЬШЕ ВСЕЙ НАШЕЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ
В "Марселе" гордо подчеркивают: их клуб - самый популярный и медиатизированный во Франции. Приводят данные исследования, согласно которым за него болеют 35,5 процента интересующихся футболом французов старше 15 лет, а за "Лион" - 20,3. "ПСЖ" и "Бордо" отстают значительно - соответственно 8 и 6,5 процента. Правда, справедливости ради надо заметить: успехами последних лет "Лион" оттянул на себя немало юных душ. "Марсель" же продает маек даже больше, чем сборная Франции (420 тысяч и 300 тысяч в 2008/09 году), его официальный сайт вне конкуренции по числу посещений - в среднем 120 тысяч в день. Клуб выпускает 45-тысячным тиражом журнал, располагает собственным телеканалом и круглосуточной телефонной службой заказа билетов.
Популярность приносит деньги. По итогам прошлого чемпионата Франции "Марсель", хотя и финишировал вторым, заработал больше всех при дележе телепирога, который существенно увеличился. По условиям 4-летнего договора на 2008 - 2012 годы Canal+ и Orange платят ежегодно 668 миллионов евро (раньше Canal+ в одиночку выкладывал 600 миллионов). Правда, не все эти деньги идут непосредственно клубам из класса сильнейших: 19 процентов направляются на поддержку второго дивизиона, кое-что перепадает аппарату лиги. После сложных калькуляций, при которых учитываются не только место в таблице и количество телетрансляций, но и послужной список (результаты выступлений в чемпионате за предыдущие 5 сезонов, а также число телепоказов на протяжении пятилетия), выяснилось: в прошлом сезоне "Марсель" заработал 47,5 миллиона евро, "Лион" - 43,6, "Бордо" - 41,5, "ПСЖ" - 34,7, "Лилль" - 31,9 миллиона. Меньше всех получили "Гавр" (13,1) и "Кан" (13,6). Поскольку оба клуба вылетели из L1, в статье "место в текущем чемпионате" у них значатся ноли. Главным образом их доход сложился из базовой суммы в 12,2 миллиона, которую получил каждый участник турнира.
Невольно вспомнишь, что российские клубы все вместе имеют от телевидения за сезон 23 миллиона. Долларов! Это на сегодня примерно 15,5 миллиона евро. "Гавр" мы сообща обошли, но от "Марселя", который за счет продажи телеправ покрывает примерно полбюджета, отставание троекратное.
К слову, полбюджета - не так уж много по французским меркам: у "Марселя" есть и другие существенные источники извлечения прибыли. А вот в "Гренобле" благодаря поступлениям от телевидения покрывают 60 процентов бюджетных расходов. В среднем же профессиональные клубы во Франции, как сообщил ответственный сотрудник ПФЛ Ксавье Даниэль, обеспечивают за счет ТВ 57 процентов доходов, а продажи билетов - 15.
ДЛЯ ПОЛНОГО СЧАСТЬЯ НУЖНЫ БУКМЕКЕРЫ
В "Марселе" додумались и до того, что заказали социологической службе TNS Sport отчет об отдаче от титульного спонсорства в сезоне-2007/08. С поразительной дотошностью подсчитали: логотип интернет-провайдера Neuf, который тогда был главным партнером клуба, мелькнул на экранах 9415 раз. Камеры выхватывали его на майках, тренировочных костюмах, рекламных панно, скамейках запасных, на фоновой стене во время послематчевых интервью. Набежало в общей сложности 6 часов 55 минут и 4 секунды эфирного времени. И если бы это были рекламные ролики, компания заплатила бы за них 33 174 миллиона евро, а не 3 миллиона. Хотя, конечно, все понимают: речь идет о косвенной рекламе, эффективность которой ниже.
Для спонсоров в "Марселе" разработаны четкие правила и даже градация, которая действует и в других клубах, хотя цифры могут отличаться. Компании, выкладывающие за VIP-ложи и рекламу 50 тысяч евро в год, получают статус членов клуба OM-Events и право на участие в различных мероприятиях развлекательно-представительского толка. Это и обеды с игроками, и приглашения на презентации новичков, и участие в турнирах по гольфу, бриджу или покеру вместе с ветеранами "Марселя".
Следующая ступень - официальные поставщики. Допуск на нее стоит как минимум 300 тысяч евро. Одолевшие эту сумму вправе размещать на своей продукции логотип популярнейшего клуба, как, например, Coca-Cola на пластиковых стаканчиках. Супермаркеты системы Casino, которая вообще-то стояла у истоков создания "Сент-Этьена" (именно от нее пошел традиционный зеленый цвет футболок) не чураются проводить в марсельском регионе разные торговые акции и лотереи, украсившись в бело-голубые цвета "ОМ". Да что там магазины, если логотип "Марселя" интересует группу компаний ONET, занимающуюся уборкой помещений, улиц и переработкой мусора?!
За 600 тысяч евро в год приобретается статус официального партнера с правом размещения названия фирмы на спине футболок, их рукавах и на трусах. Но не на груди. Это честь для главных партнеров, а чтобы удостоиться ее, нужно приобрести пакет услуг (ложи, реклама на электронных панелях) за 1 миллион евро. В этом сезоне главными партнерами "Марселя" помимо Adidas считаются энергораспределительная компания Direct Energie (поэтому, заметил ответственный в "ОМ" за организацию официальных мероприятий Пьер Сарфати, "Газпрому", имеющему тоже отношение к энергоносителям, пока внедриться на майку "Марселя" не удастся) и букмекерская BetClic, которая принимает в интернете ставки на спортивные состязания. Впрочем, об отношениях с Betclic и о том, почему на полях Франции ее реклама пока ни у кого на груди не красуется, стоит рассказать особо. Тем более что с этой компанией наладил связи не только "Марсель", но и "Лион".
Французское законодательство запрещает на сегодня футбольным клубам рекламировать букмекерские конторы, в то время как Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти ЕС - это разрешила. Противоречие устранится с началом следующего года, хотя потом, наверняка, еще некоторое время будут оформляться всякие бумаги. А взаимная тяга букмекерской компании и клубов налицо. "Марсель" открыто разместил на своем сайте ссылку на BetСlic, через которую можно зарегистрироваться и делать ставки. Как рассказал в связи с этим Сарфати, владелец компании Стефан Курби, числящийся среди приятелей президента Николя Саркози, обещал погасить любой штраф, если у клуба возникнут проблемы с властями.
В свою очередь, предприимчивый президент "Лиона" Жан-Мишель Олас, осознавая, что теряет спонсорские деньги, для начала отыскал лазейку в Лиге чемпионов. В домашних матчах его деловая изворотливость бессильна: рекламные вопросы регулируются национальным законодательством, и потому на свое поле игроки "Лиона" во встрече отборочного раунда Лиги чемпионов с "Андерлехтом" вышли в футболках вовсе без титульного спонсора. В знак протеста. Зато в Брюсселе бегали с надписью BetClic. И все же вышла неувязочка. В Бельгии, как выяснилось, тоже действует закон, ограничивающий рекламу азартных игр, так что "Лиону" (или BetClic) еще, возможно, придется за дерзость расплатиться.
Букмекерская компания, готовая платить 15 миллионов евро за сезон, очень нужна "Лиону", поскольку ввиду финансового кризиса от сотрудничества с клубом отказались прежние главные партнеры. В первую очередь группа Accor, крупнейшая в Европе в гостиничном деле, в ведении которой находятся системы Sofitel, Pullman, Novotel, Mercure, Ibis, Etap, Formule 1 и другие. Она приносила 10 миллионов. Еще пару обеспечивала Renault Trucks. А новым партнером - и без всяких проблем - стала страховая компания Apicil Sante.
Труднее понять, зачем японская Index Corporation приобрела несколько лет назад "Гренобль", который тогда ничего особенного собой не представлял даже в L-2. "Мы сами задаемся этим вопросом", - то ли в шутку, то ли всерьез поначалу ответил мне Фредерик Леонар из представленной в клубном капитале маркетинговой компании Territoires Conseil. И добавил: "Японцы хотели приобрести какой-нибудь клуб в Европе, сунулись в Англию, Италию, Германию, но нигде ничего подходящего не нашлось: то дорого, то готовы уступить лишь часть акций, а не контрольный пакет. "Гренобль" же продавали, и город, в котором много студентов, то есть молодежи, подходил компании, представленной в мобильной телефонии и желающей затвердиться в Европе".
ЦЕНТР ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛОК
Надо сказать, что вышеупомянутый Олас отличается редкостной деловой хваткой. До его прихода команда из благополучного города болталась между первым и вторым дивизионом, оставаясь своего рода фарм-клубом "Сент-Этьена", представляющего типичный промышленный центр, что в 80 километрах от Лиона, так что у сегодняшних дерби есть и некий "классовый" подтекст. Постепенно соотношение сил поменялось. Акции 10-кратного чемпиона Франции стали падать. С 1981 года он ничего не выиграл, дважды опускался в D-2. "Лион" же, напротив, упрямо карабкался вверх, стал вторым в 1995 году под предводительством Жана Тигана, с 1999 года принялся в обязательном порядке входить в тройку лучших и, наконец, выиграл подряд семь чемпионских званий. Подобное не удавалось ни одному клубу из "большой пятерки" европейских первенств. Так, в Испании "Реал" побеждал пять раз подряд в период с 1961 по 1965 год, потом выиграл еще три чемпионата, но в 1966-м позволил вклиниться в цепочку успехов "Атлетико". В прошлом сезоне "Бордо" сверг "Лион", и главный тренер Клод Пюэль решил теперь сидеть у бровки поля на "Жерлане" с другой стороны. А кресла у тренеров и запасных там, надо сказать, очень удобные - сделаны по образу и подобию болидов "Формулы-1".
Олас возглавил "Лион" в июне 1987 года в возрасте 37 лет и пообещал: через пять лет клуб, в то время пребывавший во втором эшелоне с бюджетом в перерасчете на евро в 3 миллиона и долгами в полтора миллиона, будет играть в еврокубках. На второй сезон команда под руководством небезызвестного Раймона Доменека поднялась в класс сильнейших, а в 1991 году, заняв с тем же тренером пятое место, пробилась в Кубок УЕФА.
Когда "Лион" вышел в высший дивизион и потребовалось повысить уровень зарплат, Олас призвал сто компаний инвестировать в клуб. Бизнес откликнулся. По сей день на "Жерлане" за 98 фирмами закреплено 400 мест. Как рассказала сотрудница клуба Стефани Перре, знакомившая нас с этой ареной, кто-то подсчитал, что именно в VIP-холле стадиона совершается наибольшее количество сделок в регионе Ронна-Альпы.
В финансовом отношении "Лиону" во Франции сегодня равных нет. В прошлом сезоне Le Journal du Dimanche опубликовал следующие данные по бюджетам французских клубов: "Лион" - 155 миллионов евро, "Марсель" - 105, "Бордо" и "ПСЖ" - 75, "Лилль" - 50, "Ренн" - 42. В свою очередь, генеральный директор экс-чемпионов Патрик Илиу, оперируя цифрами сезона-2007/08, последнего, по которому полностью подбит дебет с кредитом, сообщил, что доходы превысили 200 миллионов евро. При этом реализация билетов принесла 21,8 миллиона евро - наивысший показатель в стране, а телеправа - 75 (44 на внутреннем рынке и 31 - на международном). Видимо, причина расхождений в том, что гендиректор приплюсовал к прочим показателям 56 миллионов, полученных от продажи игроков - клубных воспитанников.
ПЕРЕДАВАЙТЕ ПРИВЕТ КАРПИНУ
Центр подготовки у "Лиона" что надо. Господин Илиу назвал его пятизвездным и попутно заверил, что некто 17-летний Бенфазиль - еще посмотрите - будет играть на уровне Бензема. Кстати, в самолюбивом "Марселе", школа которого имеет вторую категорию, признали, что не дотягивают до первой, к которой принадлежат школы "Лиона", "Осера", "Ренна", "Нанта".
В новом здании центра, который открылся прошлым летом и столовой которого охотно пользуются большие начальники, встретил знакомое лицо: Флориан Морис шесть раз играл за сборную Франции. Этот нападающий был лидером "Лиона"-95, взобравшегося на вторую строчку в национальном чемпионате. Его окрестили "новым Папеном", тем более что он и внешне походил на обладателя "Золотого мяча"-1991 года. Эме Жаке собирался включить его в состав команды для участия в ЧМ-98, о чем сам сообщил телефонным звонком, но позже передумал.
- С недавних пор работаю в селекционном отделе "Лиона", - рассказал 35-летний Морис. - Как скаут езжу по всей Европе, но в Москве пока не бывал. Хотя ваша столица мне знакома: играл в Лужниках в 1999 году за "Марсель" в финале Кубка УЕФА. Тогда мы уступили "Парме". У нас была очень хорошая команда: Блан, Пирес, Галлас, Дюгарри, Раванелли, но в полуфинале, играя с другим итальянским клубом, "Болоньей", мы нахватали слишком много дисквалификаций.
- Вы играли и в "Марселе", и в "ПСЖ". Какой клуб оставил наиболее яркий след в вашей карьере?
- "ПСЖ" и "Марсель" - это, конечно, незабываемо. Но я все-таки выделил бы два других клуба. Во-первых, "Лион", в котором вырос. Я родом из одноименного города, так что теперь вернулся в родные пенаты. А во-вторых, "Сельту". Все-таки чемпионат Испании - нечто особенное. Кстати, в "Сельте" играл вместе с русскими - Мостовым и Карпиным. С тех пор, правда, ни разу не виделись и не созванивались. Карпин теперь тренирует "Спартак"? Передавайте при случае привет.
БОЛЬШЕ ЛОЖ. И ПОДОРОЖЕ
В бизнесе "Лиона" немало нестандартных ходов. Так, клуб установил прямые связи с производителями текстиля из Китая, Турции, Пакистана и Испании и заказывает там продукцию со своей символикой. В Китае для него также производят различные школьные принадлежности. Мало того, "Лион" размещает заказы не только для себя, но и для "Бордо" с "Тулузой", обеспечивает бейсболками велосипедный "Тур де Франс".
- Мы реализуем 200 тысяч маек в год, что обеспечивает существенную прибыль, но "Барса" и "МЮ" продают по 2 миллиона, - заметил гендиректор Илиу. - Мы зарабатываем на телевидении внутри страны 44 миллиона евро, но "Реал"-то - 160 миллионов. За счет чего сократить финансовое отставание? Выход в сооружении нового стадиона. Его проект готов. Для нас пример - лондонский "Эмирэйтс". Построив его, "Арсенал" стал путем продажи билетов, а также напитков и еды извлекать прибыль в 100 миллионов евро - на 60 миллионов больше, чем прежде.
В первую очередь увеличение доходов достигается за счет дорогих VIP-лож. На современных стадионах для значимых персон выделяется порядка 10 процентов мест. На "Жерлане" же, который был построен еще в 1920 году и сегодня вмещает 41 тысячу человек, их только 1500. Новый стадион "Лиона" в предместье Десин рассчитан на 62 тысячи зрителей. Из них 6 тысяч будут размещаться в ложах, в которых также можно проводить различные семинары: "Стад де Франс" зарабатывает на таких мероприятиях 8 миллионов евро в год.
Новый стадион будет с прозрачными стенами и крышей, как у мюнхенской "Алльянц Арены". Рядом вырастут центр развлечений и две гостиницы. А проход на трибуны будет осуществляться через клубный магазин, где внимание посетителей так или иначе будут привлекать клубные товары. Впускать болельщиков планируем часа за два до начала матча, чтобы они больше тратили на территории стадиона. В Штутгарте 50 тысяч зрителей потребляют 60 тысяч литров пива! Каждый расходует на различные напитки в среднем 13 евро, а на "Жерлане" - 50 сантимов.
…Послушаешь - и невольно задумаешься о бизнесе по-русски. Понятно, что у нас условия иные, степень агрессии в обществе выше, но пока главная задача на наших стадионах не в том, чтобы заработать, а в том, чтобы не допустить распития алкоголя и разгула хулиганства.
Ориентировочная стоимость строительства лионского стадиона - 350 миллионов евро, гостиниц - еще 100 миллионов. Плюс 150 миллионов требуется для сооружения подъездных путей, но то забота не клуба, а государства. Так где же "Лион" собирается взять 450 миллионов?
Как рассказал Илиу, 150 миллионов должен обеспечить так называемый naming, то есть наречение стадиона именем какой-нибудь бизнес-компании. В данном случае речь идет о 15-летнем сроке, и есть четыре-пять претендентов, готовых за деньги даровать стадиону свое имя. На десять лет подписан контракт с Adidas, который потерял сборную Франции в пользу Nike, но cменит, начиная со следующего лета, Umbro в роли партнера "Лиона". 100 миллионов принесла клубу продажа акций. В остальном - расчет на кредиты.
Лионские акции - это отдельная история. В недалеком прошлом футбольные клубы во Франции не имели права выходить на биржу. Олас и здесь исхитрился: создал группу компаний OL Land ("Олимпик Лионнэ Лэнд"), которая занимается бизнесом, непосредственно к футболу отношения не имеющему. В ее ведении магазины, пиццерия, бюро путешествий, компания такси, парикмахерские. На одной из улиц на глаза мне попалась даже школа автовождения с логотипом "Лиона". Через OL Land и были выставлены два с половиной года назад на продажу 15 процентов клубных акций. Как показала жизнь, очень вовремя. С той поры цена за акцию упала с 24 евро до 8,50 в ноябре прошлого года. Теперь выходить на биржу клубам можно, да желающих не находится.
Несмотря на кризисные времена и затяжку со сроками строительства, в "Лионе" уверены в успехе. Сооружение планируется начать в июне 2011 года, а завершить в конце 2013-го. В жилу пришлась французская заявка на организацию Euro-2016, которую в cтране рьяно взялись пропагандировать.
ЧАСТНИК ЭФФЕКТИВНЕЕ ГОСУДАРСТВА
Между тем стадионы во Франции, несмотря на сравнительно недавнее (1998 год) проведение чемпионата мира, в большинстве своем устарели. Их средний "возраст" - 65 лет, средняя вместимость - 27 577 зрителей. VIP-места, в которых сейчас везде видят резерв для извлечения прибыли, составляют лишь 4 процента. Французы с завистью посматривают на Германию, где в связи с ЧМ-2006 произошла стадионная революция. Как рассказал Ксавье Даниэль, ответственный во французской ПФЛ за стадионы, в соседней стране спортивные арены вмещают в среднем 45 тысяч зрителей и способны принять 5 тысяч VIP-гостей.
- К ЧМ-98 правительство выделило на строительство и реконструкцию стадионов 600 миллионов евро, но из них 400 миллионов "съел" "Стад де Франс", - заметил месье Даниэль. - Теперь требуется в общей сложности 1,7 миллиарда, и мы хотели бы, чтобы государство покрыло 10 процентов суммы.
Пожелание лиги было в общем-то услышано. На днях министр спорта Розелин Башело, выступая на волне RTL, обещала, что правительство предоставит на обновление инфраструктуры 150 миллионов евро, но только в том случае, если Франция получит чемпионат, борьбу за который она ведет с Италией, Турцией, а также совместной кандидатурой Швеции и Норвегии.
Euro-2016 может подстегнуть и перемены в имущественных отношениях. На сегодня во Франции только два стадиона принадлежат профессиональным клубам - в Осере и Аяччо. Лионский должен стать третьим. Остальные в собственности муниципалитетов, которым клубы оплачивают аренду. За эксплуатацию "Жерлана", например, "Лион" выкладывает 40 тысяч евро за матч, то есть 1,5 миллиона за чемпионат. В "Марселе", в свою очередь, назвали сумму в миллион евро за сезон.
Кроме того, клубы должны делать в местную казну отчисления с доходов от продажи билетов. Закон в данном случае гибок. Официально установленный размер налога - 8 процентов от выручки. Однако городская администрация вправе своим постановлением как упразднить его, так и повысить до 12 процентов. В итоге в Лионе и Марселе билетных отчислений нет вовсе, а в Париже они взимаются по максимуму. А это - 1,5 миллиона евро в год. Причем футбол подвергается "дискриминации" - на концерты, скажем, поборы не распространяются. Но центр не вправе своей властью просто отменить налог и восстановить "справедливость". Ведь если государство указом "сверху" лишает город какого-то дохода, оно по закону и должно компенсировать потери.
С другой стороны, местная казна несет расходы по содержанию стадиона. Так, этим летом, когда вследствие аварии при возведении сцены для так и не состоявшегося концерта Мадонны потребовалось заменить газон на "Велодроме", сделано это было за счет города. Но прямую помощь профессиональным клубам по закону местные органы власти оказывать не вправе. "Гренобль", например, получает 800 тысяч евро за сезон от муниципалитета, но то поддержка опосредованная - путем приобретения мест на стадионе, включая ложи, и размещения рекламы во время матчей.
Стадионы под Лиллем и в Ле Мане строятся с привлечением частного капитала, то есть на базе так называемого партнерства, и будут отданы клубам в аренду ("Лиллю" на 35 лет). Получить стадион в собственность на длительный срок хотели бы и другие клубы. В частности, об этом толкуют в "Марселе" в связи с планами модернизации "Велодрома", как одной из потенциальных арен европейского первенства. Клуб, мол, готов взять на себя часть расходов на реконструкцию, но при условии, что станет хозяином стадиона.
Как заметил Ксавье Даниэль, в стране медленно утверждается понимание того, что спортивные сооружения, когда они принадлежат государству, используются малоэффективно - в основном раз в две недели, то есть в дни домашних матчей в национальном чемпионате, в то время как частный инвестор, желая "отбить" затраты, включает энергию и изобретательность. Так, в "Лилле" разработали программу, которой предусмотрено проведение в год 90 мероприятий, включая концерты, семинары и различные конференции.
Пока же, не владея стадионами, клубы вынуждены сразу после матчей убирать все рекламные панно. Казалось бы, абсурд, и в применении к данному случаю Незнайка был прав: зачем раздеваться, если завтра одеваться опять. Тем более что на пустом стадионе рекламу, почитай, никто не увидит и под ее чары соответственно не подпадет. Но порядок есть порядок. Более того, уносят футбольные ворота. Осиротевшие поля предстали взору и на новеньком гренобльском "Стад д’Альп", и на "Жерлане", где ответственная за проведение официальных мероприятий Стефани Перре дала следующее объяснение: ворота привлекают юных любителей футбола - пару раз засекали незаконные вторжения. Среди россиян тотчас зазвучали шутки на тему, что сделали бы с теми, кто проник втихаря, допустим, в Лужники.
Параллели с нашей действительностью иной раз неуместны и даже смехотворны. Но в любом случае полезно знать, как оно там, в других краях. Глядишь, постепенно и в России спортивный менеджмент расстанется с теми сохраняющимися национальными особенностями, которые наш футбол не красят.
* * *
"СЭ" благодарит компанию RMA и специализацию "Менеджмент в игровых видах спорта" ГУУ за организацию командировки нашего корреспондента во Францию.