Статьи

29 января 2011, 00:02

На Гуллита без сапог и портянок

Вечером 25 июня 1988 года в воинской части №16010 Закавказского военного округа пропал свет. В масштабах СССР ничего особенного, но для меня — кошмар! Еще бы, ведь я, рядовой Советской Армии, с нетерпением ожидал прямой трансляции из Мюнхена о финальном матче чемпионата Европы. Наши играли с голландцами. Права старослужащего позволяли мне не думать о вечерней поверке,  распорядке дня и т. п. Сиди да смотри, а тут - на тебе!

К началу игры аварию не устранили. Посмотреть матч можно было только у дежурного офицера части. Там запустили автономный генератор. Делать нечего  - направился туда. Не повезло! Главным в этот вечер был заместитель командира по кадрам. Мужик неплохой, но четко следующий уставу. Конечно, он мне не разрешил смотреть матч в дежурке, отправил в казарму.

"Вот уж фиг тебе!" -  подумал я и остался под крыльцом штаба - благо, в темноте меня было не видно. Не увижу  - так услышу! Но через несколько минут я понял, что запросто могу под покровом темноты пробраться внутрь, встать за дверью и сквозь окошко смотреть матч.

Сапоги в руке, портянки в кармане - и я тут как тут! Телевизор хоть и маленький черно-белый, но ведь видно же. Впрочем, зрелище было так себе. Если в первом матче в группе, где мы победили Голландию, сборная выглядела солидно, то в финале, команда Лобановского не была на себя похожа. Гол Гуллита на 35-й минуте выглядел закономерным.

Не естественным было мое поведение. Раздосадованный неудачей, я стукнул кулаком по стенке. Шум услышали и встрепенулись. Майор-кадровик решил посмотреть, что случилось. Делать было нечего. Пришлось отступить в темноту штаба. Майор наступал, простреливая лучом пространство темного коридора. Когда я уперся в какую-то дверь, понял, отступать больше некуда. Желтый круг приближался. Медленно полз по линолеуму, пока не остановился на моих босых ногах. "Все, пропал!" - решил я, когда свет от фонаря ослепил глаза. А за спиной к тому же оказалась табличка с надписью: "Хранилище секретных документов".

Матч я так и не досмотрел. Зато почти две недели не ходил в наряды, беседуя с особистом.

С той поры Руд Гуллит мне особенно дорог. Это моя молодость и почти сказочная история из армейской жизни.

Федор УСПЕНСКИЙ

25 июня 1988 года. Когда Руд жал руку Ринату Дасаеву, я прятался у крыльца штаба.

Фото AFP

15 июня 1992 года. Чемпионат Европы. Сборная Голландии — сборная СНГ — 0:0. Этот матч сделал знаменитым Виктора Онопко. Именно он не дал развернуться великому голландцу.

Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Удивительно, но Гуллита знают многие представительницы прекрасного пола, которым до футбола дела нет. "Это тот, с кудряшками?" - спрашивают они. Татьяна ДОРОГУТИНА, фотограф "СЭ", футбол знает, но все равно спросила у голландца о том, куда он дел свои косички во время визита тренера в Москву три года назад.

Обозреватель "СЭ" Александр ПРОСВЕТОВ во время командировки в Голландию в сентябре прошлого года не мог подумать о том, что запросто сможет взять автограф у чемпиона Европы 1988 года, не выезжая за пределы России.

Помимо футбола Руд Гуллит увлечен гольфом.

Фото AFP

Как и любой житель Голландии, он обожает кататься на велосипеде.

Фото REUTERS

В "Челси" Руд был не только игроком, но и тренером. Знаменитые косички в 1996 году он немного укоротил.

Фото REUTERS

Не добившись успеха с "Челси", Гуллит перебрался в "Ньюкасл". Его прическа была очень популярна у болельщиц.

Фото REUTERS

Наверное, поэтому голландцу пришлось сменить имидж в 2000 году, накануне свадьбы с Эстель Кройф.

Фото REUTERS

Нет сомнений, что в новом сезоне главный тренер "Терека" будет одним из самых популярных персонажей российской премьер-лиги.

Фото ФК "Терек"

4