30 марта 2010, 03:15
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 3-й тур
Эксперты "СЭ" попытались раскрыть секрет коварных ударов японского новобранца армейцев.
Юрий Иванов: - Злоупотреблять фолами в современном футболе накладно: чуть ли не в каждой команде найдется мастер "стандартов", способный наказать за грубость. У "Спартака" - Алекс, у "Локомотива" - Алиев, но самое грозное оружие возмездия приобрел в межсезонье ЦСКА. Хонда - вот кто снится теперь голкиперам не иначе как в страшных снах. Каждый удар с "точки" в исполнении японца таит угрозу. Коварство легионера стало притчей во языцех. А вратарь "Севильи" Палоп и его коллега из "Анжи" Абаев уже "обожглись" о мячи, пущенные новичком премьер-лиги. Командам впору вообще от нарушений вблизи штрафной отказаться. Как считаете?
Валерий Рейнгольд: - Безработица армейскому новичку, уверен, не грозит - защитники безобразно играют. Чем больше их в штрафной и на подступах к ней, тем больше беспорядка. Никто ни за кого не отвечает. Отсюда и множество ненужных фолов. Опаздывают опекуны, зазоры дают подопечным, а исправлять ошибки приходится с помощью не игровых - хулиганских фолов: за майки атакующих хватать, за трусы, в подкатах стелиться. Но что делать, позиция ведь проиграна. Забыли оборонцы, как на опережение действуют. А расплачиваться приходится. Тогда и наступает время Хонды.
Иванов: - Удар, согласитесь, у японца сумасшедший. Мне он напоминает планирующую подачу в волейболе - тоже, кстати, ноу-хау его страны. Сейчас ведь в этой дисциплине с чего начинается розыгрыш очка? В 99 случаях из 100 с прыжка и мощнейшего удара. Но случается, выходит игрок в сектор и коротким тычком в центр мяча отправляет его на половину соперника. Ничто вроде бы не предвещает беды, принимающий все делает правильно, спокойно готовится адресовать пас партнеру, но в последний момент планы его рушатся: мяч отказывается подчиняться.
Рейнгольд: - Сравнение - лучше не придумаешь. Феномен армейского хава как раз и заключается в том, что по мере приближения мяча к вратарю не только его скорость нарастает, но и летит он с "наклевом". Для любого голкипера поймать такой "снаряд" - задача труднейшая. Но что еще более осложняет вратарскую жизнь - мячи после контакта с бутсой Хонды не вращаются, а потому блуждают из стороны в сторону. К тому же параболу в воздухе вычерчивают - и вершина кривой аккурат над "стенкой" приходится. Иными словами, ныряют у японца мячи.
Иванов: - Раньше, вспомните, результативный удар даже с забивных по нынешним временам двадцати метров исключительно старику Хоттабычу ставился в заслугу. Теперь же новейшие технологии и материалы, применяющиеся в производстве инвентаря, позволяют мячам с огромной скоростью перемещаться в пространстве, а специального кроя бутсам задавать им любые вращения. Если, конечно, обладатели столь совершенной обуви - талантливые исполнители.
Рейнгольд: - Мячи сейчас действительно летунки: наука дала им крылья. Они одним своим видом как бы просят футболистов: "Ребята, бейте почаще!". Но очень немногие игроки занимаются выработкой соответствующих умений на тренировках. Надо по сто-двести ударов за занятие наносить, тогда и результаты появятся. Хотя…
В наши годы "сухой лист" все освоить пытались. Бразильцам подражали. Сергей Сальников, помнится, стал его разучивать, чего-то добился, но до конца искусством подкрутки не овладел - поздновато начал. За океаном же с младых ногтей премудрости этой науки постигали и в зрелые годы, можно сказать, на автомате все делали.
Иванов: - Наука наукой, но и природные качества футболистов на удары влияли. Небольшая стопа, например. Вы ведь в "Шиннике" тоже слыли мастером "стандартов" и носили бутсы 39-го размера. Точно и сильно бить это на самом деле помогало?
Рейнгольд: - Это позволяло не загребать мяч, чего не избежать, когда нога внушительных габаритов, а бить с "прямого подъема" в центр. Удавалось - мяч выше ворот никогда не летел. В "Спартаке", правда, мне редко доверяли исполнять "стандарты", а вот в "Шиннике" действительно проделывал это регулярно и забивал. Меня еще Николай Дементьев учил: "Валера, бей по мячу, чтобы он стелился по газону, в крайнем случае не выше, чем на штык лопаты, от него летел. Для вратарей неудобно, да и рикошет может произойти". Я и накрывал мяч корпусом, бил отрывисто, без проводки.
Юрий ИВАНОВ - корреспондент "СЭ", бывший футболист "Локомотива", "Шинника", "Торпедо" Вл, молодежной сборной СССР.
Валерий РЕЙНГОЛЬД - бывший нападающий "Спартака", "Шинника".