Премьер-лига (РПЛ). Статьи

16 июня 2011, 02:50

Кто виноват в битве под Москвой?

Павел Алешин
Корреспондент

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Во вторник в центральном матче 13-го тура ЦСКА – "Анжи" (3:0) произошла потасовка с участием игроков обеих команд и представителей тренерского штаба махачкалинцев. Что стало причиной конфликта, кого следовало наказать и мнение главного арбитра - в материале корреспондента "СЭ".

Тренер "Анжи" Арсен Акаев дисквалифицирован на четыре матча. Как оказалось, на 33-й минуте он заработал удаление за удар В. Березуцкого. Красные карточки официальным лицам не показывают, а потому санкция, примененная к Акаеву главным арбитром встречи Вячеславом Поповым, осталась незамеченной.

Стоит отметить, что во втором тайме удаленный тренер гостей следил за игрой, стоя у входа в подтрибунные помещения. На это почему-то не отреагировал резервный судья Сергей Кузнецов.

Между тем в матче 6-го тура "Динамо" - "Анжи" удаленный с поля Семшов тоже попытался было остаться под козырьком у входа, но резервный арбитр Владимир Рогулев потребовал, чтобы тот ушел в раздевалку. Игрок в ответ вступил в конфликт с судьей и обругал его, за что впоследствии получил 4-матчевую дисквалификацию.

- Вы просили Акаева уйти в подтрибунные помещения? - спросил вчера корреспондент "СЭ" у Кузнецова.

- Я не могу комментировать, - последовал ответ судьи.

На мой взгляд, необходимо подробнее остановиться на том, с чего начался конфликт в первом тайме, приведший к продолжительной остановке игры и к удалению тренера "Анжи". Поначалу с Мамаевым невежливо обошелся Агаларов. Полузащитник красно-синих устоял на ногах, добежал до чужой половины поля и сделал передачу в центр Вагнеру Лав. Затем Мамаев продолжил движение к штрафной гостей, сопровождаемый Кебе, и неожиданно нанес удар рукой сопернику в лицо. Попов этого не видел - матч продолжился.

Спустя секунды, когда мяч вернулся к средней линии, хавбек ЦСКА, находившийся спиной к воротам гостей, вдруг развернулся и сделал несколько шагов по направлению к штрафной: то ли ему кто-то из махачкалинцев что-то крикнул, то ли Мамаев стал искать своего обидчика Агаларова. В этот момент его встретил Роберто Карлос, причем неласково - выставленным вперед локтем левой руки и толчком в лицо.

Тут же события на поле и вне его начали развиваться стремительно. К сожалению, ни Попову, ни его помощникам Андрею Малородову и Николаю Богачу не удалось быстро погасить страсти и верно определить тех, к кому стоило применить дисциплинарные санкции. В итоге главный арбитр вынес предупреждения Мамаеву, Буссуфа и выскочившему на поле запасному "Анжи" М. Гаджиеву, а также удалил Акаева.

- Какова официальная причина удаления тренера махачкалинцев? - вопрос Вячеславу Попову.

- Он вышел на поле и толкнул (именно так выразился главный арбитр. - Прим. А.Б.) в лицо Василия Березуцкого.

- С защитником ЦСКА схлестнулся главный тренер "Анжи" Гаджи Гаджиев. Похоже, нормативной лексики там было меньше, чем ненормативной. Почему к ним санкции не применили?

- К сожалению, на поле всего не услышать. Я стоял не рядом с ними - на отдалении (в этот момент Попов объяснялся с Буссуфа и другими футболистами "Анжи". - Прим. А.Б.).

- Причиной всего конфликта не в последнюю очередь послужили действия Мамаева, ударившего Кебе. Почему он не понес за это соответствующее наказание?

- Он не бил его. Когда это случилось?

- Когда Мамаев находился на половине поля "Анжи" - после того, как отдал пас.

- Мы долго смотрели видеозапись матча с инспектором. Никакого удара не увидели.

- То есть желтая карточка - адекватное наказание?

- Да. В той ситуации.

- За что был наказан Буссуфа?

- Когда страсти немного утихли, он снова начал провоцировать игроков.

- А почему не был наказан Роберто Карлос?

- К сожалению, этот момент я не видел.

Что ж, Акаев дисквалифицирован. Но накажет ли КДК (или комитет по этике) вместе с ним и других участников инцидента, едва не приведшего к серьезнейшим беспорядкам на трибунах, - Мамаева, Роберто Карлоса, Гаджи Гаджиева? Ведь наказаны же были в прошлом году Денисов и Валерий Карпин.

Александр БОБРОВ

Валерий Бутенко: "За неэтичное поведение тренеров стоит наказывать"

Известный в прошлом арбитр ФИФА убежден: конфликтные ситуации, возникшие в последних двух турах чемпионата между тренерами и судьями, недопустимы с точки зрения футбольной этики.

- Как вы расцениваете поведение главного тренера "Зенита" Лучано Спаллетти, выбежавшего на поле после матча 12-го тура с "Динамо" выяснять отношения с арбитром Игорем Егоровым?

- Считаю, что судьям не следует вступать в полемику с тренерами, а самих тренеров за такое поведение следует наказывать. Хотя повод, вызвавший эксцентричное поведение Спаллетти, достаточно щепетильный, тонкий. Согласно современной методике судейства, необходимо дать атакующей команде закончить наступление, даже если время игры уже вышло. Или же, как в данном случае, судья добавляет время, которое затратил, отодвигая "стенку" при штрафном ударе на положенное расстояние, хотя в том случае еще до ее установки он был вправе дать свисток на окончание матча. И все же в подобных случаях арбитра винить нельзя.

- В следующем туре вместе с финальным свистком того же Егорова на окончание матча "Томь" - "Спартак" к нему прибежал с претензиями уже наставник красно-белых Валерий Карпин. Может быть, дело в судействе Егорова?

- Если арбитр будет вступать в дискуссии с тренерами, выход которых на поле остается безнаказанным, мы можем рассчитывать на такие миниатюры после каждой игры. Карпин и игроком был проблемным для судей, и сейчас его поведение противоречит канонам футбольной этики. После матча "Спартака" с "Рубином" он заявляет о 500-процентном пенальти на Дзюбе, хотя налицо была очередная симуляция, и арбитр Безбородов с эмблемой ФИФА на рубашке не прав был лишь в одном: не решился показать спартаковцу вторую желтую карточку. А в прошедшем туре, по мнению Карпина, мяч из аута ввели не те, что привело к ответному голу в ворота "Спартака".

Даже если судья ошибается в столь незначительном эпизоде, в развитых футбольных странах на это не обращают внимание. У нас же малейшая ошибка судьи служит для тренера оправданием потери очков. Не лучше ли разобраться в том, почему спартаковцы позволили нанести сопернику голевой удар? Атака на арбитров может привести к тому, что игроки "Спартака", среди которых сейчас немало молодых, поверят в свою непогрешимость, а причиной неудач команды начнут считать несуществующие судейские происки.

- И все же почему Егоров судит матчи с участием топ-клубов из тура в тур? Не хватает арбитров высшей квалификации?

- Есть у нас небольшая группа арбитров, на которых повесили ярлык незаменимых - Егоров, Баскаков, Безбородов… О Егорове не скажешь, что он летает по полю, с физической подготовкой у него не все в порядке, а при работе в нескольких турах подряд на него ложится еще и предельная психологическая нагрузка. Частые назначения отрицательно влияют на судейство. Неужели матч "Томь" - "Спартак" такой уж важный, столь невероятного накала, что на нем не мог отработать кто-то из молодых, перспективных арбитров?

- Вы таких можете назвать?

- Уже адаптировались в премьер-лиге и неплохо работают москвич Еськов, Мешков из подмосковного Дмитрова, нижегородец Вилков. Если уж доверять молодым - так до конца. Хотя уровень судьи определяется стабильностью его качественной работы хотя бы в одном сезоне. Ушли в прошлое советские времена, когда авторитетные, уважаемые арбитры проводили матчи на высоком уровне десятилетиями, когда в судейском корпусе было немало подлинных личностей. К сожалению, времена меняются.

- А как должен был поступить судья матча ЦСКА - "Анжи" Вячеслав Попов, увидев, что главный тренер махачкалинцев Гаджи Гаджиев вступил в перепалку с футболистами ЦСКА?

- Конечно, наставник команды должен быть выше этого. Великие наши тренеры Гавриил Качалин, Михаил Якушин никогда не позволяли себе ничего подобного. Не оправдываю ни тренера, ни футболистов. Особенно удивлен поведением Гаджиева, всегда очень корректного во время матчей. Я был свидетелем его разговора на повышенных тонах со стороны, но что он говорил, естественно, не слышал. Если же там присутствовала нецензурщина, судья обязан был удалить тренера со скамейки запасных.

- До последних туров вроде бы на судейство в премьер-лиге не было серьезных нареканий…

- Да, все шло неплохо. Однако весной обычно с нашим судейством только цветочки - ягодки поспевают к осени. А расцветает все это на почве взаимного неуважения, недоверия между судьями и тренерами. Считаю, что многое, если не все, тут зависит от самих судей, их способности признавать собственные ошибки. Платят им сейчас очень хорошо, проводят судейские сборы, семинары, надо отвечать на это качеством работы, а не ждать, когда РФС назначит руководить судейским корпусом иностранца. Мол, приедет испанский барин, который нас рассудит.

- То есть вы хотите сказать, что с руководством судейским корпусом у нас все в порядке?

- Как раз нет. Разве это дело, что судейско-экспертную комиссию возглавляет Никита Павлович Симонян? Преклоняюсь перед ним как великим игроком и тренером, но судейство совершенно другая, специфическая область футбольной деятельности. И нередко случается, что эта комиссия одних судей топит, а других вытягивает. А надо, чтобы она, с одной стороны, защищала судей, а с другой - выявляла недобросовестных, справедливо наказывала за ошибки.

Для характеристики работы этой комиссии приведу красноречивый пример истории двухлетней давности. В одном из эпизодов матча второго круга чемпионата-2009 "Спартак" Нальчик - "Ростов" форвард гостей Ахметович оказался в голевой позиции, но защитник хозяев Феррейра ударил его бедром, да так, что босниец вместо того, чтобы пробить по мячу, улетел в сетку ворот. Арбитр - все тот же, кстати, Егоров - не обратил внимание на этот эпизод, за что получил "двойку" от инспектора матча Макарова. Нарушение правил было очевидным, но судейско-экспертная комиссия во главе с Симоняном встала на сторону судьи, а инспектора отстранила от работы на несколько матчей. И Макаров, сам в прошлом арбитр, ныне заведующий кафедрой серьезного петербургского вуза, заявил, что в связи со столь несправедливым решением покидает инспекторский корпус.

В общем, каждый должен заниматься своим делом: футболист - играть, тренер - тренировать, судья - судить. Только тогда в нашем футболе наметится хоть какой-то порядок.

Павел АЛЕШИН