"Динамо" провело на своей подмосковной базе первую тренировку после скандального матча-"потопа" в Самаре. Она была открытой для болельщиков и журналистов, и все было сделано для того, чтобы отвести негативные эмоции команды на второй план. Тем не менее в общении с игроками и тренерами основной темой стала именно игра с "Крыльями Советов"
Андрей САМОХОТОВ
из Новогорска
- Все отметили, что на таком поле, какое было в Самаре, играть нельзя по двум причинам: во-первых, зрелищность футбола теряется, во-вторых, ставится под угрозу здоровье игроков, - подчеркнул главный тренер бело-голубых. - Кстати, во втором тайме один из самарских парней получил-таки травму. Но даже на этом поле, несмотря на то, что такие условия в данном случае были выгодны сопернику, мы бились до конца. Самое обидное, что, сумев в итоге сравнять счет, забитый гол у нас несправедливо отняли.
- Что надо делать, чтобы такого не повторилось?
- К сожалению, в нашей стране подобные явления имеют место во всех сферах деятельности. Это была преднамеренная ошибка, а не случайная. Кому-то невыгодно, чтобы "Динамо" набирало очки. Но ребята ко всему относятся с пониманием. И мы будем делать все, чтобы они и дальше показывали тот футбол, который так понравился зрителям.
- Судя по сегодняшней тренировке, наполненной самыми необычными и порой даже забавными упражнениями, настроение у игроков хорошее.
- Мы как раз и ставили такую задачу – поднять настроение. А дальше будем готовить их к следующей игре. Она будет не менее важной и трудной.
- Почему тренировку пропустил Самедов?
- У него небольшая температура. Поэтому сегодня мы его освободили. Ничего страшного. К матчу с "Краснодаром" он должен быть готов.
- Вы отмечаете для себя тот настораживающий факт, что в выездных матчах "Динамо" слишком зависит от фактора первого гола? Правда, если забивает его, то всегда выигрывает. Но если пропускает первым, то непременно проигрывает.
- Пока акцентировать на этом внимание не стоит, поскольку судейские ошибки повлияли на отрицательный для нас результат матча не только в Самаре, но и до этого – в Махачкале. Не страшно, что первыми пропускаем, – мы отыгрываемся. Но, конечно, говорим ребятам, что танцевать надо от печки: в атаку идти активно, но при этом и строго играть в обороне. Сейчас больше тревожит другая статистика: при судействе Егорова мы в четырех матчах набрали всего лишь два очка.
- Считаете, имеет место предвзятость?
- Я считаю, что очень многим было выгодно вытащить нас на такое поле. Еще за день до игры в Самаре даже под сухой травой было видно, что поле "плывет". А когда на следующее утро пошел дождь, мы с Димой Хохловым дважды просили инспектора Чеботарева по возможности перенести игру.
- Скандал вокруг этого матча способен помочь избавиться от подобных явлений?
- Я надеюсь на то, что общественный резонанс может принести больше пользы, чем решения каких-либо комитетов. Ведь это вопиющие моменты. Надо определиться, чего мы хотим: бороться и набирать очки или отбирать их друг у друга таким вот образом.
- Каково сейчас, на первой тренировке после матча в Самаре, ваше настроение?
- Такое, что за него должно быть стыдно руководителям нашего футбола, вынуждающим играть в таких условиях команду, которая борется за чемпионство. Ладно уж, результат - прежде всего, нужно понимать, что футбол существует не только для футболистов, но и для зрителей. Все это еще раз показывает, что наш чемпионат по-прежнему на очень низком уровне.
- Уже когда-нибудь сталкивались с такой же ситуацией, как в матче с "Крыльями"?
- Не сталкивался. После игры мне звонили друзья, знакомые, которые живут за рубежом, в Европе, – они просто в шоке. Говорю в ответ: "Теперь вам понятно, почему у нас на стадионы ходят по пять тысяч зрителей, тогда как в Англии, Испании – по 30-40 тысяч". Этой игрой все было доказано. Причем обеим командам надо отдать должное за то, что никто не стал ныть, а все вышли даже не на поле – бассейн – и были вынуждены пинать мяч в лужах. В самом начале еще было ничего, но вскоре стало заливать так, что уже минуте на пятой я сказал судившему матч Игорю Егорову, что, может, стоит закончить. Ну какой это футбол?! Помню еще, как два года назад мы начинали чемпионат в Томске при температуре "минус 22" и судил тогда тоже Егоров. К концу той встречи синтетическое поле окончательно замерзло. Для чего это?! Не могу понять. Уважение к футболистам отсутствует. Думаю, все наверху сейчас радуются, ведь в последнее время "Динамо" показывает хороший футбол и многие задаются вопросом, как нас обыграть. В воскресенье было показано, как это сделать: поставить в такие кошмарные условия плюс отменить чистый гол. Как могли, сражались на этом – подобрать бы наилучшее определение – водном поле. Теперь об этом надо побыстрее забыть и готовиться к предстоящим играм – двух дней на обсуждение было достаточно.
- Уже сегодня на тренировке настроение было самым позитивным, чему способствовали нетривиальные и вызвавшие много веселья на поле упражнения, предложенные тренерским штабом.
- Просто у нас было два выходных, успели соскучиться друг по другу. А упражнения эти, несмотря на кажущуюся легкость, - самые серьезные. Они бывают часто. Тренерский штаб варьирует занятия. Сейчас нужно было привести физические кондиции в порядок.
- Какой может получиться предстоящая игра с "Краснодаром"?
- Для нас, безусловно, тяжелой – над соперником необходимость достижения результата довлеет меньше. Краснодарцы на семь очков отстают от восьмого места и далеко ушли вперед от десятого, они будут спокойно играть в футбол. А нам набирать очки необходимо. Думаю, будет интересно, учитывая, что соперник показывает добротный футбол.
- Затем вам предстоит визит в гости к "Зениту". После Самары туда поедете без опасений?
- Не думаю, что в матче двух сильных команд судьи будут что-то выдумывать. И все равно наш не засчитанный гол никак не выходит из головы. Даже комментировавший этот матч Геннадий Орлов сказал про судей: "Глаза залило".
- Такой общественный резонанс, который получил матч с "Крыльями", может в дальнейшем помочь "Динамо"?
- Нет, это бесполезно. Все сейчас пошумят, покричат, и все стихнет. Это даже не череда ошибок, а закономерность нашего футбола. Надо быть готовым ко всему и, прежде всего, самим не допускать ошибок. Тем не менее, не можем же мы в каждом матче забивать по три-четыре гола!
- "Динамо" может как-то обезопасить себя от подобной несправедливости?
- Никак. Это чемпионат - им занимаются Премьер-лига, Российский футбольный союз. А наше дело – играть в футбол. Когда такие ситуации возникают, лишний раз задумываешься: может, кто-то не хочет видеть нас высоко в турнирной таблице.
- В финальной пульке, весной, считаете, они возможны?
- В нашем чемпионате все возможно.
- Вам доводилось когда-либо играть в таких условиях, как в минувшее воскресенье в Самаре?
- Нет, никогда. Очень мало футболистов, кому такое доводилось. Когда мы за полтора часа до игры приехали на стадион, надежда, что ее отменят, была.
- От вас во многом зависит настроение в команде. Руки не опустятся?
- Не должны опуститься, хотя, конечно, неприятно. Когда команда хорошо играет, такие матчи очень часто сбивают с толку. Настроение у всех было ужасное: и до игры, и во время, и тем более после нее, когда у нас отняли заслуженный гол. Надо не вешать нос и доказывать дальше, что мы не случайно находимся на третьем месте. Правда, такое происходит уже не в первый раз. За последние два месяца это уже второй инцидент – первый случай был в Махачкале. Все делается против "Динамо", сводится к тому, чтобы уже внаглую забирать у нас очки и остановить нас. Но после выездного матча с "Анжи" команда, наоборот, собралась и продолжала играть. Концовку второго круга надо провести на очень хорошем уровне и как можно больше пополнить очковый запас. Нам еще играть с "Зенитом", "Рубином", "Спартаком" – для нас эти встречи очень важны.
- В Англии, Германии с подобным, наверное, не сталкивались?
- Честно, в Европе я лично такого не видел, хотя, может, где-то и происходит. Надо привыкнуть к этому. После матча с "Анжи" ничего не поменялось, и сейчас не изменится. Если бы хоть раз пример показали, дисквалифицировали судью пожизненно, может быть, это был бы урок другим. Но все равно в премьер-лиге никогда этого не сделают - из своих соображений.
- Как вам "веселые" упражнения, предложенные команде Сергеем Силкиным на сегодняшней тренировке?
- Наш тренер в этом плане большой молодец. Жизнь ведь не заканчивается. Он знает, в какой момент стоит чуть-чуть сбавить интенсивность тренировки, чтобы ребята посмеялись, зарядились энергией. У нас часто бывает, что тренер вносит в занятие что-то новое.
- Финальная пулька, учитывая имена соперников, встречи с которыми вас ждут еще этой осенью, можно сказать, начинается для "Динамо" раньше, чем для остальных команд. Фактически уже в октябре. Вы предвкушаете эти игры с азартом или теперь уже больше с опасением в связи с нынешней ситуацией?
- С опасением я больше отношусь к матчам с такими соперниками, как "Краснодар" и "Томь", с которыми нам тоже предстоит сыграть. К остальным - точно не с опасением.
- То есть, к примеру, матч в Санкт-Петербурге может оказаться в чем-то даже проще для вас?
- Скажем так, игры с "Зенитом", ЦСКА, "Спартаком", "Локомотивом" нам в этом году давались очень неплохо. Интересные нас ждут матчи. Если мы будем демонстрировать наш футбол, ничего плохого не должно произойти. Конечно, если нам мешать не будут. Это самое главное. Но я уже ничему не удивлюсь. Выходя на поле, я просто стараюсь выполнять свою работу честно и правильно. А на судейские решения мы повлиять не можем, так что пытаюсь не обращать на них внимания. Нас уже предупреждали, что, к примеру, перед тем же матчем с "Зенитом" мы с Самедовым и Семшовым можем одновременно получить по четвертой желтой карточке. Надо быть готовым ко всему.
- Способ уберечься от этого есть?
- Если только не играть! Другого нет. Судья всегда может найти причину для того, чтобы показать карточку. Не идти в единоборства – это уже не футбол. Всегда что-то может произойти. В том году, помню, как раз Егоров предъявил мне четвертую желтую. Я его просил: "Не давай – я ничего не сделал!", - но он дал. (Смеется.)
- С ним у "Динамо" непростые отношения в последнее время?
- Да не только с ним. Такими темпами скоро всех судей из-за нас дисквалифицируют.