Александр Ефремов - руководитель компании, занимающейся подготовкой футбольных полей. В интервью "СЭ" он рассказал, почему в России такие плохие газоны, предложил сторонникам идеи играть в манеже попрыгать на бетоне и согласился со словами Романа Широкова.
- Вопрос, которым задаются все болельщики последние недели, - почему такие ужасные поля в чемпионате России? Вы знаете ответ?
- Конечно, знаю! Потому что ответ этот очень простой - газонами в России занимаются дилетанты. А их жизнь всегда наказывает. Надо знать, что делать, как делать. Не надо влезать в те вопросы, в которых не разбираешься.
Мне вот сейчас прислали фотографии поля в Самаре - оно зеленое. И почему, интересно? Вы думаете, там погода чудесная? Да там морозы были похлеще московских! Зима стояла семь месяцев. Но проблем с газоном почему-то нет. Как и на базе ЦСКА в Ватутинках, потому что команда Гинера профессионально подходит к своей работе. Как и в Махачкале, Грозном и так далее.
- То есть в словах Романа Широкова о том, что агронома "Петровского" надо просто уволить, есть доля правды?
- Да. Я не хочу никого конкретно обвинять, но поле в Питере ведь не первый год проблемное. Раньше его тоже "убивали" в феврале, только вот потом восстанавливали! В этом нет ничего невозможного. Да, весной восстановить поле сложнее, чем летом. Но если ты тщательно и планомерно выполняешь работу - поле будет нормальным. На дворе середина апреля, а в Питере все еще огород. Занимайся им профессионально - оно бы и к 15 марта позеленело бы! А сейчас вообще было бы абсолютно идеальным! Конечно, в нынешнем положении вещей виноват агроном.
В этом смысле очень показателен пример "Рубина". Еще недавно все плевались от поля в Казани. Но люди там качественно работали - и исправили ситуацию. В последнем матче "Рубина" оно уже позеленело. На днях мне звонили из Казани агрономы - говорят, сейчас газон вообще в прекрасном состоянии. Никакого чуда не произошло - просто работать надо нормально.
Есть обратный пример. В этом году одна команда премьер-лиги, несмотря на снегопад, решила провести тренировку на основном стадионе. И в итоге за одно занятие просто "убила" газон. Хотя могла потренироваться на искусственном. Вот и получили ужасное поле в матчах чемпионата…
Кроме того, мне обидно смотреть на состояние газона стадиона "Локомотив". Такое ощущение, что Ольге Смородской дает советы какой-то некомпетентный человек. Вот и не могут железнодорожники нормально восстановить поле. А ведь для этого не нужны бешеные деньги!
- Выходит, жалобы на погоду - это лишь оправдания?
- По большому счету, да. Естественно, я не говорю, что погода вообще не влияет на состояние газона. От природы никуда не денешься. Повлиять на снегопады и метели невозможно. Просто надо жестче подходить к ситуации. Плохое поле - переносить матч, и все. Как делают в Европе. А у нас - почти никогда.
- Многие футболисты сходятся на том, что лучше уж играть на искусственном газоне, чем на ужасном. Может, они правы - и стоит глобально переходить на синтетику?
- Это не выход. Посмотрите, сколько травм у "Спартака" и ЦСКА - команд, которые постоянно играют на синтетике. Это и есть ответ на ваш вопрос. Я полностью согласен со словами Анюкова, который в интервью вашей газете сказал: "Неверно тратить деньги на строительство искусственных полей. Нужно вкладываться в уход за естественными газонами". Так и есть.
Посмотрите на Европу - там играют на искусственных полях? Нет, конечно. Пусть даже дерьмовое поле - все равно на нем состоится матч. Потому что боссы клубов никогда в жизни не выпустят своих многомиллионных звезд на синтетику. Зачем им нужны травмы?
- Как вы относитесь к идее проводить некоторые матчи в манежах - благо как минимум в Москве и Питере есть подходящие - "Олимпийский" и СКК?
- Я предлагаю сторонникам этой идеи попрыгать как-нибудь на бетоне. Разок упасть на него. Интересно, им это понравится? А поля в манежах кладутся именно на бетон. Если играть на них регулярно - испортите себе и позвоночник, и опорно-двигательный аппарат, и паховые кольца. В общем, это тоже не вариант.
- Отличное поле в Махачкале связывают с тем, что стадион принадлежит клубу, потому о нем и заботятся, в частности, переманили отличного агронома из Томска. Если бы всем командам принадлежали их арены - ситуация с газонами реально бы улучшилась?
- Это отнюдь не определяющий фактор. На самом деле почти все российские клубы, за очень редким исключением, напрямую влияют на стадион. Но, как видите, в большинстве случаев ситуация от этого не особенно улучшается.
- Чем кардинально отличается работа с газонами в Европе и у нас? Наличием тех самых "гринкиперов" - людей, которых специально учат работать именно с полями?
- Нет. "Гринкипер" и агроном - одно и то же, просто названия разные. Главное, что в Европе газонами занимаются специализированные фирмы. Скажем, Германия разделена на пять регионов - и в каждом есть своя компания, отвечающая за состояние газонов тех футбольных клубов, которые находятся в ее области. В этих фирмах работают профессионалы, знающие свое дело.
- Нет опасения, что матчами в нынешних условиях команды окончательно убьют поля - в тех же Химках, например?
- Да никто ничего не убьет! Просто полем надо заниматься. Даже если не умеешь ты ничего - сей семена, и все! К маю вырастут… Только вот в мае уже играть никто не будет.
- Где сейчас лучший и худший газоны в премьер-лиге?
- Лучший - в Грозном. Ну а худшие поля вы видели сами - в Химках и Черкизове.
- Кто виноват, определились, теперь осталось понять - что делать? Или в следующем сезоне опять будем "кур и коз на полях пасти"?
- Нужно учить агрономов. Или обратиться к тем, кто специализируется на газонах. Зачем изобретать велосипед - если есть люди, которые могут профессионально и в сроки подготовить поле? Повторюсь, газонами в России часто занимаются дилетанты. Если бы над ними работали специалисты - никакая погода не помешала бы сделать нормальное поле.
Антон МАТВЕЕВ
Главный агроном "Анжи" Геннадий Иванов, подготовивший одно из лучших на сегодня полей премьер-лиги, убежден, что против злой российской погоды, как и против лома, приема нет
"Я в поле", - голос Геннадия Ивановича пробивался из телефонной трубки сквозь шум ветра, и я будто почувствовал чудотворный запах свежескошенной травы. Год назад повеяло бы еще и холодом: с 2005-го Иванов трудился в Томске. А теперь пошел на повышение. С 1 февраля 2012-го он сотрудник ФК "Анжи", у которого, как следует из большинства отзывов, сейчас лучшее натуральное поле в первой восьмерке.
- Что творится с газонами в чемпионате, Геннадий Иванович?
- Да уж, поля - бич всей нашей премьер-лиги, конечно… - вздохнул агроном. - Я считаю так: чтобы проводить турнир по системе "осень - весна", играя поздней осенью и ранней весной и порой даже залезая в зиму, необходимо иметь либо синтетические поля, либо выдвижные. Такие встречаются в некоторых европейских странах и в Японии. Только тогда газоны у нас будут в идеальном состоянии.
- Иными словами, погоду не победить.
- Естественно. Я диву даюсь: Европа собирается менять схему проведения соревнований и больше играть летом, а мы, наоборот, переходим на "осень - весну". Хотя нам, россиянам, такая система не подходит совершенно!
- То есть агрономы ни при чем? Почему тогда у вас в Дагестане нормальная поляна, а в Питере, в Химках или в Черкизове - болота?
- С одной стороны, Махачкала - это юг, но в этом году зима была аномально холодная, поэтому пришлось постараться, чтобы поле было хорошего качества. Какие бы благоприятные ни были условия, без правильного ухода и кропотливой работы ничего не будет. Но как содержать поля в Санкт-Петербурге или в Москве, когда такая погода? Конечно, можно предпринять какие-то меры, выкручиваться. Но в целом проведение чемпионата с осени по весну не позволяет делать хорошие натуральные газоны. Да дело не только в этом. Мы же для болельщиков в футбол играем?
- Вроде бы да…
- Помню, в Томске один матч проводили при "минус 24". Какой комфорт? Какие условия? Без бутылки там не высидишь! Зато когда приходит лето и народ готов идти на стадион, в премьер-лиге объявляют каникулы. Нелепица какая-то. Но наши футбольные руководители так решили.
- Тем не менее, работая в Томске, вы и в Сибири умудрялись делать так, чтобы футболисты падали лицом в траву, а не в грязь.
- Вы бы знали, на какие ухищрения я шел… Делал, к примеру, так: сверху газон накрывали дышащей пленкой, которая пропускает ультрафиолетовые лучи и защищает от снега. Стоило выглянуть солнышку и прекратиться снегу, тут же эти рулоны убирали. Работа - тяжелейшая. В том году перед матчем с "Динамо" у меня трое ребят сорвали спины. Они пленку эту с навалившим на нее снегом скручивали и вытаскивали за бровки.
- Кошмар.
- Другая проблема: постоянный подсев. В прошлом году "Томь" купила тонну семян. И она почти полностью ушла на подсев! Хотя когда засеиваешь газон, требуется килограммов 370, плюс оставить кое-что на подсев. Итого 450 кг примерно получается. А у нас уходила тонна!
- Люди спины срывают, а футболисты порой ранят их еще и словом. Как вы реагируете, когда футболисты вроде Романа Широкова критикуют вашего брата-агронома?
- Я считаю, футболисты вправе выражать свое мнение. Им ведь мучиться-то! Плохие поля нивелируют класс игроков. И сверхтехничный футболист на плохом поле играет так же, как обыкновенный. Да, некоторым агрономам нашим не хватает опыта. Но как им обучиться? В Москве два-три года назад проводили семинар на эту тему, но по сути то была рекламная кампания: предлагали синтетику, рассказывали, где и почем брать. А почему не сделать семинар, на котором агрономы, у которых есть реальный опыт и большая практика, могли бы поделиться опытом? Никто даже не задумывается…
- Газоны на "Арене Химки", "Локомотиве", казанском "Центральном" мертвы или их можно привести в чувство?
- А сколько там игр осталось: шесть туров? Значит, до мая будут терпеть и добивать эти поля. Чтобы перестелить, нет толком ни тепла, ни времени. Травка не успевает прижиться: только взошла - а на нее игрок наступил или мороз прихватил, она и погибла. Убить поле - элементарно. Оно же живое! Это не деталь какая-то, которую выкинул, если сломалась, заменил на другую - и все в порядке.
- Через год, выходит, опять всем играть на болотах.
- Да мы уже лет шесть-семь начинаем слишком рано и заканчиваем слишком поздно. Так что всякий раз в марте и апреле - одни и те же разговоры. Природу не обманешь.
- Давайте о хорошем. Все положительно отзываются о газоне на махачкалинском "Динамо". Как удалось?
- Ну да, хвалят… - заскромничал Геннадий Иванович. - Действительно, поле у нас хорошее. Но клуб еще в прошлом году принял решение и поменял газон. Как видим, сделано это было вовремя и не зря. Теперь поддерживаем на должном уровне. Хотя иногда и нам приходится бороться с погодой. Во время одного матча полило как из ведра. Мы заранее включили подогрев, высушили почву, она быстро впитала дождевую воду, и не образовалось луж.
Параллельно работаем над полем арены "Хазар". Им занимается волгоградская фирма, я в ней четыре года главным агрономом работал. Ребята ответственные, дело знают. Сейчас они получили отмашку и на следующей неделе приступают к работе. Главное - не затянуть! Подготовить плодородный слой, а потом будем стелить рулонами дернину. Не дай бог в это время начнется пекло. Перестелить потом, если что, можно, но придется ждать недели три. Лучше сразу сделать на славу. Эх, успеть бы до жары… Я все усилия приложу, чтобы у нас на "Хазаре" было самое лучшее поле в России!
- Сколько у вас людей в подчинении?
- Пять человек. Это норма. В Томске у меня работало 12. Там условия тяжелей, нужны дополнительные руки.
- А техника?
- В Махачкале есть все, что нужно. А в Томске все на собственных плечах. В 2005-м купили технику, хоть и не всю, но она уже вышла из строя. А новой нет: безденежье, сами понимаете. "Рад бы тебе помочь, - говорил мне гендиректор Степанов. - Но еле концы с концами сводим". Вот такие дела.
- В "Томи" до сих пор, наверное, поминают добрым словом?
- Да почти каждый день звонят, совета просят!
- Кто именно?
- Да кто только не звонит! Даже из областной технической лаборатории, позавчера. В Томске приняли на работу молодого агронома. Но уже затюкали. Не дают парню работать. А чаще всего звонит моя любимая, самая хорошая бригада! За время совместной работы кое-чему да научились!
- Вот мы с вами говорили про критику со стороны футболистов. А бывает, что игроки, наоборот, подходят и руку жмут: "Геннадий Иваныч, большое вам человеческое спасибо за газон!".
- В Томске случалось. Помню, поблагодарил как-то тогдашний президент "Локомотива" Наумов. Или играли против "Динамо". После матча подошел, кажется, их спортивный директор. Подарил вымпел и повел к руководству своего клуба. "Вот, - говорит, - познакомьтесь, это лучший агроном премьер-лиги!" Не скрою: мне было очень приятно.
Дмитрий СИМОНОВ
В премьер-лиге считают, что при профессиональном подходе в клубах футбольные поля можно было бы уберечь в любую погоду.
Антон МАТВЕЕВ
из Дома футбола
- Вам приходили какие-нибудь документы, связанные с возможной заменой газона в Черкизове? - спросили на вчерашней пресс-конференции у исполнительного директора РФПЛ Сергея Чебана.
- Нет, - ответил он. - В "Локомотиве" опытный менеджмент, и я уверен, что железнодорожники справятся с ситуацией. Уже сейчас они предпринимают ряд экстренных мер. Речь в том числе идет и об увольнениях. И полем занимаются очень активно. Думаю, к следующему домашнему матчу газон стадиона "Локомотив" будет в порядке.
- Согласны с мнением тех специалистов, которые говорят, что в России полями занимаются дилетанты?
- Действительно, из-за непрофессионализма те возможности, которые есть у клубов, не реализуются в полной мере. С любой погодой можно бороться при должном профессиональном подходе. Кому-то лень встать пораньше, кто-то просто принимает неправильные решения.
- Футболисты в последнее время жестко, порой некультурно отзываются о полях, об организации чемпионата России. Не собираетесь ли вы их за это наказывать?
- Конечно, речь, которую используют футболисты и работники клубов, должна быть литературной. Все-таки ее слышат и читают миллионы болельщиков. На КДК этот вопрос действительно поднимался. Возможно, скоро введем санкции, штрафы.
- Тогда Роман Широков быстро разорится.
- Если ты человек публичный - веди себя соответствующе. Хотя я понимаю, что после матча на тяжелом газоне ребят переполняют негативные эмоции. В любом случае мы против ненормативной лексики в словах футболистов.
- С чем связываете низкую посещаемость московских матчей в последнем туре?
- А я не считаю ее низкой. Она нормальная. На сегодня это реальное отражение того, что происходит в нашем футболе. Для того, чтобы человек приходил на стадион, нужно создавать комфортные условия. Там, где они реализуются, болельщиков больше.