СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Вчера КДК РФС дисквалифицировал на три матча главного тренера "Спартака" Валерия Карпина за оскорбительное поведение в адрес арбитра дерби ЦСКА – "Спартак" Сергея Карасева. Обозреватель "СЭ" предлагает смотреть на проблему популярности ненормативной лексики в российском футболе шире отдельно взятой словесной дуэли Карпина с Карасевым.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
КДК наказал Валерия Карпина трехматчевой дисквалификацией и штрафом. Не сомневаюсь, что в соответствии с регламентом. Теперь главный тренер "Спартака" не будет руководить командой со скамейки запасных в решающих матчах сезона. И это повод, наверное, сопоставить сей факт с турнирной таблицей, а также поразмыслить о роли личности в футболе. Вдруг помощники главного недозаведут ребят по ходу встреч, не подстегнут их по-карпински разудало? Что делать, если полководческий дар, упрятанный в дисциплинарные застенки, не сможет внести в игру судьбоносные коррективы?
Но сказать хочется не только об этом. И не столько. С Карпиным ситуация понятна: сорвался – получи. Не исключено, что Лозанна рассудит иначе, если до нее дойдет дело. А дойти может – сейчас это модно. Но почему получают не все, кто заслуживает?
На youtube несложно найти ролик под названием "Владимир Гранат материт судью". Дело происходит в Махачкале, на 53-й минуте воскресного матча "Анжи" – "Динамо". Игрок срывается на арбитра. Крупный план никого не щадит и ничто не ретуширует. Можно спорить, наверное, о физиологических оттенках терминологии Граната, но не об общем ее содержании, хорошо различимом по губам.
Вот формулировка, примененная КДК к Карпину: "За оскорбительное поведение в адрес официального лица матча". По той же статье и на столько же "загремел" две недели назад железнодорожник Самедов. Чем Гранат лучше?
Дело, конечно, не только в динамовце, получившем за свой словесный протуберанец желтую карточку. Дело в стандартизации подходов. В следующий раз, когда Карпин захочет покатить бочку на официальное лицо матча, он подсознательно положит на другую чашу весов три матча и 100 тысяч. А Гранат, получается, всего лишь "горчичник"? "Сколько там у меня? Два пока? Ну, получай, редиска". Если так, воспитательная роль нашей системы наказаний стремится к нулю.
Следующий момент. Речей Карпина, получившего три матча за три буквы, никто, кроме арбитра Карасева и близстоящих товарищей, не слышал. Речей Граната – никто, кроме судьи Лапочкина и иже с ним. Почему один рефери счел оскорбление достаточным для внесения в протокол, а второй – лишь для дежурного предупреждения? У них разное чувство собственного достоинства? Но тогда не надо удивляться, если уже в следующем туре арбитры снова узнают массу интересного о себе, родственниках и дорогах, которые им следует выбирать. Каждый получает то, что заслуживает.
Третий пункт. С имиджевой точки зрения абсолютно все равно, прозевал КДК вполне адресную ругань прямо в официальное лицо или нет. Важнее то, дошла ли она до зрительских глаз и ушей. Свою порцию в воскресенье получили телеболельщики и лужниковской, и махачкалинской встреч. В чем причина принципиальной разницы санкций?
И должен ли, кстати, на такие вещи реагировать клуб? В "Динамо"-то, в отличие от КДК, трансляцию из Дагестана смотрели пристально, не сомневаюсь. И об имидже там обязаны думать хоть днем, хоть ночью. Иначе, наверное, не послали бы позавчера того же Граната открывать турнир Детской футбольной лиги под названием "Большие звезды светят малым". Полбеды, если детки у телевизора заметят, что звезда на поле и вне его светит разным светом. А вот если они решат, что так и нужно светить, если сочтут того, махачкалинского, Граната примером для подражания, – это уже беда.
Или вот еще вопрос. А судье Лапочкину за невнесение в протокол Гранатовых матов и оставление кассы РФС без штрафных 100 тысяч рублей, идущих, между прочим, на нужды детского футбола, что будет? И от кого? От Розетти, что ли? Ой, как интересно…
С другой стороны, совершенно ясно, почему КДК не наказал Граната, Пупкина, Бобчинского, Добчинского и еще десятки футболистов по всей стране. Этот орган просто не знал об их проступках. Не следил за трансляциями глазами своих членов и не наладил сбор информации из других источников. На этапе зарождения законности такое бывает. Но считать это нормальным нельзя.
Мы уже дожили до HD-телевидения, но страшно далеки от HD-футбола. Техника обгоняет мораль, жизнь, как писал Довлатов, опережает мечту. Одних уже ловят, другие по-прежнему вынуждают родителей изолировать подрастающее поколение от футбольной картинки и тем более звука. Как быть?
Предложения два. Одно прислал читатель: создать электронную приемную КДК, в которую граждане могли бы "постукивать", подтверждая свое возмущение видео– или аудиозаписями. В первое время, пожалуй, будет вал доносов. Затем хамить официальным лицам станет накладно, и количество фактуры для отправки в КДК заметно сократится. Непонятно другое: что делать с фальшивыми доказательствами, коих наверняка расплодится море, и прочим пранкерством?
Второе предложение: КДК имеет возможность прибегнуть к помощи экспертов. Каждую футбольную трансляцию должен сканировать на предмет нарушений компетентный товарищ. Откуда его взять, пусть решает… Да хотя бы то же телевидение, у которого с лигами контракт. Или, к примеру, сами лиги. Или РФС. В первое время, снова говорю я, работы будет много. А затем, наконец, зашевелятся инспекторы и судьи, которым тоже должно доставаться на орехи за неуважение к самим себе. Глядишь, в эфире станет чуть почище.
А не в эфире? Приятель сходил на прекрасный матч ЦСКА – "Спартак". Сидел на одном из центральных секторов. Точнее, стоял. А через кресло сидел ребенок. И вставать ему совершенно не хотелось. Сгорбился, ссутулился, уставил глаза на ботинки. Стыдно ему было, ребенку. Тысячи глоток вокруг кричали то, о чем он уже слышал, должно быть, как о словесной грязи, о неподходящих для прилюдного употребления словах.
А на футболе, гляди-ка, можно. На центральных секторах. А за воротами тогда что? Уже не рассказывают, а показывают?
И ведь вправду показывают. Дикий баннер с Андреем Тихоновым, например. Кому за это положено три матча? Никому? Карпин, Самедов и Гранат сказали лишь несколько слов, а тысячи людей несли и демонстрировали полную ахинею – и никому?
Ну, тогда не надо удивляться отвращению детей и их родителей к походу на то, что у нас именуется футболом. Да, на Западе стадионы тоже матерятся. Но почему же мы так гордимся аутентичностью российской духовности, российского пути во всем остальном, кроме футбола? Не принято у нас лить изо рта помои при женщинах и детях. Не при-ня-то! И ни один родитель не станет приучать к этому свое чадо насильно или искусственно, объясняя, про какой именно половой орган кричат люди вокруг. Он просто не приведет ребенка в следующий раз на стадион. Нечего ему там делать. Не для него этот досуг.
Тогда для кого? Для тех, кто исполнил баннеры про Тихонова и про Яшина?
Я не случайно поставил рядом две этих блевотных акции. Глава КДК Артур Григорьянц сказал, что их никак нельзя сравнивать, но не объяснил почему. Лучше бы объяснил. Поскольку все остальные уверены: эти баннеры нельзя не сравнивать.
Вопрос, аналогичный случаю Карпина – Граната. В чем, собственно, разница? В величии упомянутой персоны? В степени мерзости пожеланий? Нет, разница в наказании: "Зениту"-2009 – матч без зрителей, ЦСКА-2013 – штраф.
А кто-нибудь считал, сколько детей увидело то и другое творение? Может, в следующий раз КДК плясать от этой печки? Или от общественного резонанса? Менее "энного" количества оскорбившихся – прокатит, более – рубить по всей строгости. Показали по Первому каналу – одно наказание, не показали – другое…
Есть фраза, не знаю уж, кто автор: "В сортах дерьма не разбираюсь". А КДК, выходит, в этом деле дока. Иначе не раздавал бы разные наказания за одну и ту же, по сути, бесстыжую дрянь.
Я вообще не понимаю, кстати, зачем нужны баннеры на наших стадионах. Кому они помогают играть? Кого заводят, кроме "аффтаров"? Два человека с плакатом в городе не встанут – пикет. С баннером в составе тысячной толпы, захлебывающейся от безнаказанности, – пожалуйста.
Если это нормально, значит, как сказал мой биатлонный коллега, мир катится в ад.