1 ноября 2014, 10:30
Появление 25-летнего форварда "Рубина" в расширенном списке сборной – это история победы человека над собственным здоровьем и чужими предрассудками
Дмитрий СИМОНОВ
Досье Игоря Портнягина до сих доступно на официальном сайте "Нефтехимика". За футбольную команду из Нижнекамска, фактически филиал "Рубина", Портнягин в 2012 году забил 16 (!) мячей в 19 матчах (один круг) турнира ФНЛ. Вот фраза в самом конце досье:
"Футболист имеет проблемы с сердцем и из-за этого не может много находиться на поле".
Это правда. Но разве можно на клубном сайте так писать про собственного футболиста?!
Да, проблемы с сердцем у Портнягина были. И его возвращение в по-настоящему большой футбол – маленькое чудо.
Впервые о Портнягине (рост 191 см) серьезно заговорили лет пять назад. В нем углядели "нового казанского Бухарова", после того как в Петербург перебрался настоящий Бухаров (рост 193 см). Однако дальше авансов дело не пошло. "У Портнягина проблемы с сердцем, поэтому мы не торопим события, хотя он уже сейчас демонстрирует достойный уровень игры", – сообщил в марте 2010-го верховный муфтий "Рубина" Курбан Бердыев.
Спустя несколько месяцев Портнягин отправился в великое путешествие. По маршруту Нальчик – Томск – Нижнекамск – Самара – Томск. А в 2014-м вернулся в "Рубин-2", где, собственно, и начинал. Там, в "Рубине-2", форварда и откопал Ринат Саярович Билялетдинов.
***
Надо сказать, что мальчику Игорю, родом из Владивостока, судьба не раз присылала вертолет, который держал курс на Москву. Например, когда Портнягину было 15, специалисты разглядели его на "Кожаном мяче" в Рязани. "Предложений поступило несколько, я выбрал "Локомотив", – вспоминал Портнягин в давнем интервью для "СЭ". – Клуб хороший, есть интернат, жилье, питание. Но я был не готов к серьезной работе из-за недавней болезни. После поездки в столицу мне сказали: "Подожди". Я ждать не мог. И уехал в Ижевск, где живут родственники, а у местного клуба есть интернат".
За ижевский "Союз-Газпром" юный Портнягин настолько удачно сыграл во втором дивизионе против "Рубина-2", что Анварыч и Раимыч (так игрок называет тренеров Юрия Уткульбаева и Владимира Ежурова) стали настаивать: парня надо брать! Но в том сезоне в "Рубин" его не взяли из-за проблем с сердцем.
"Из-за сердца было тяжело бегать. Меня отправили в московский диспансер, сказав: "Если хочешь играть профессионально, нужно удалять гланды, от которых идут все проблемы". До операции я постоянно болел ангиной".
Болезнь, рассказывал Портнягин в интервью для официальной программки "Рубина", передалась ему от отца. Папа исцелился чудом: после неудачной прогулки по лесу Портнягин-старший едва не погиб из-за многочисленных укусов пчел, а когда поправился, расшатанный иммунитет волшебным образом взял да и окреп. Сын выбрал менее экзотический вариант лечения – ему удалили зловещие гланды.
Но – вспомним нижнекамское досье: получается, проблемы с сердцем все равно оставались.
***
В 2008 году – в 19 лет – Портнягин должен был оказаться в ЦСКА: он приглянулся Владимиру Шевчуку, тренировавшему армейский дубль. Предстояло поставить подпись под контрактом, но смущала зарплата. ЦСКА предлагал аж 20 тысяч рублей. На них предстояло снимать квартиру в Москве для себя и матери и хоть как-то жить.
В итоге мама, как шутит Портнягин, выступила в роли агента (жаль, что шутку не слышит Николай Толстых) и сосватала сына в "Рубин", на лучшие условия. С той поры, несмотря на недоверие и скитания, Казань стала для Портнягиных новым домом. Вместе с игроком туда перебралась и семья.
С самого детства и по сей день в таланте Портнягина мало кто сомневался, но ему почему-то всякий раз отказывали в праве считаться здоровым, полноценным футболистом. Так что же произошло теперь? Почему сердце игрока, прежде не дававшее покоя ни ему, ни работодателям, вдруг снова заработало как надо? В нынешнем чемпионате Портнягин сыграл 621 минуту, три матча провел целиком, в одном вышел на замену, в остальных пяти его меняли в промежутках между 61-й и 81-й минутами. Разве есть в его игровом времени что-то аномальное?
– По заключению нашего медицинского штаба, проблемы с сердцем стали следствием определенных возрастных изменений в юношеские годы, – рассказал Билялетдинов корреспонденту "СЭ" Александру СПИВАКУ. – Мы регулярно проверяем Портнягина. И не только мы. Насколько я знаю, его регулярно обследовали во всех командах, за которые он выступал. В "Томи", в "Крыльях Советов", в "Нефтехимике" (клубе, где вердикт вынесли аж на сайте! – Прим. "СЭ"). И никаких противопоказаний к игре не было. Но, конечно, стараемся дозировать нагрузки.
***
Вот и получается, что камнем преткновения было не только и не столько сердце самого Портнягина, а другие сердца. Те, что лишены способности ждать – и верить. Собственно, Ринат Билялетдинов, насколько известно, ничем не болел, но 20 лет не получал шанса возглавить серьезную команду.
Так вот, сделать ставку на "какого-то" Портнягина как ведущего форварда "Рубина" на первый взгляд не менее сложно, чем в сознательном возрасте поверить в Деда Мороза или в успех 57-летнего дебютанта РФПЛ Билялетдинова. Или в то, что "Рубин" станет открытием и одной из самых ярких и стильных команд нынешней осени.
Казалось, вопрос: "Кто должен быть основным нападающим "Рубина"?" – имел лишь четыре варианта ответа:
а) недавний лидер команды Дядюн;
б) опытный бомбардир сборной Украины Девич, всегда много забивавший;
в) купленный за 11 миллионов евро Ливая;
г) сверхперспективный Азмун, якобы интересный "Арсеналу" (не тульскому) и "Барселоне".
Этот вопрос вообще не подразумевал варианта:
д) Портнягин (а кто это?)
И все же правильным ответом оказался вариант "д".
***
В минувший понедельник, после победы в гостях у "Динамо" (2:0), Билялетдинов особо отметил Портнягина, хотя тот и не забил. "Считаю, он на пути в сборную", – подчеркнул тренер.
Кажется, Фабио Капелло услышал Ринат Саярыча. Сборной России нужны футболисты, играющие от всего сердца.