28 февраля 2020, 18:00
Перед началом второй части чемпионата России премьер-лига объявила о подписании контракта с новым генеральным спонсором. Событие почти историческое: генспонсора у РПЛ не было полтора года. Но эта сделка скорее вскрыла проблемы нашего футбола, чем решила их.
Почему? Во-первых, лига заключала соглашение с компанией из банковского сектора. При этом у многих клубов есть спонсоры из этой сферы. А у кого-то банки вообще владельцы. Это один рынок, интересы пересекаются. Если вспомнить времена, когда генспонсором РПЛ был «Росгосстрах», то лишь у одного клуба в числе спонсоров была страховая компания — у «Зенита». И то из-за этого постоянно возникали вопросы.
Во-вторых, сумма сделки — 375 миллионов рублей, из которых клубам останется 300. Много ли это? Около 20 миллионов рублей на каждого. Это приблизительно одна неделя функционирования среднего (подчеркиваю, именно среднего) российского клуба, 50-я часть его годового бюджета...
Я не говорю о том, что лига выбрала самое неудачное предложение. Конечно, нет. Не думаю, что их вообще было много. Но это говорит о потенциале РПЛ.
Контракт с генспонсором — важный момент. Но не определяющий. Ключевая история — это контракт с телевидением. По нынешнему осталось еще два с половиной сезона. И, на мой взгляд, после его окончания необходимо пересмотреть основной принцип существования премьер-лиги. И для этого, похоже, придется вернуться в прошлое. Клубы должны получить обратно возможность реализовывать свои телеправа самостоятельно. И только тогда появится шанс заработать намного больше, чем клубы получают от действующего договора с «Матч ТВ». В противном случае будет незначительная корреляция по цене контракта, ведь телеканал сейчас и так платит по максимуму, исходя из своих возможностей.
Почему клубам выгодно продавать права самим? Потому что появились альтернативные возможности для вещания. В первую очередь это онлайн-платформы, которые сейчас активно ищут спортивный контент. Можно предположить, что они способны заплатить хорошие деньги за то, чтобы показывать матчи какого-то отдельно взятого клуба. Или нескольких. Но все равно не всех сразу — это снова будет неподъемной суммой.
Понятно, что это особенно выгодно лидерам. Остальные как минимум сохранят те деньги, которые имеют сейчас. Малые клубы смогут объединиться в микропулы. Они могут продавать свои домашние матчи как раз лидерам, которые куда успешнее реализуют их среди болельщиков. Адекватный вариант для продвижения контента — региональное телевидение. В конце концов, можно создать стабилизационный фонд для малых клубов. Так или иначе, сепаратный подход будет способствовать тому, чтобы клубы с периферии стали внимательнее относиться к маркетингу, своему имиджу — не перед региональным руководством, а перед покупателем. Тогда и увидим, кто чего стоит на самом деле.
Клубы смогут предлагать матчи не только, например, «Яндексу» и Okko, но и «Первому каналу». И некоторые из них — пять-семь топовых за сезон — его, безусловно, заинтересуют. А это совершенно другие деньги. За «Матч ТВ» при этом переживать не нужно, он найдет себя в этой схеме. Сэкономленные средства можно пустить на развитие других проектов, каналу не придется показывать нерейтинговые встречи, он сконцентрируется на матчах, которые точно вызовут спрос.
Болельщики в этой ситуации нисколько не потеряют, а только приобретут. Когда вы покупаете трансляцию на «Матч ТВ», то нет ощущения, что помогаете любимому клубу персонально. Нет эмоциональной связи. А если заплатите за матч на онлайн-сервисе, когда доход для клуба зависит от числа продаж, то поймете, что потраченные деньги реально идут команде, за которую переживаете. Да и трансляций на общедоступных каналах меньше не станет.
Очень важно: мы по-прежнему ходим по узкому коридору под названием финансовый fair play. В УЕФА все строже относятся к тому, как финансируются клубы. Жестко контролируют, чтобы вливания акционеров не превышали определенный процент. Все мы знаем, как жестко недавно наказали «Манчестер Сити». К нашим клубам тоже постоянно возникают претензии, что показывает, насколько важен рост телевизионных контрактов. Это единственная стабильная возможность для увеличения заработка. Деньги нужно черпать из внешней среды, ведь если ситуация не изменится, мы даже не сможем сохранить те возможности, которые есть сейчас.
Выход один — продавать телеправа не вместе, а порознь. Это не значит, что РПЛ нужно распустить. Но реализацией телетрансляций клубы должны заниматься сами. От этого будет лучше всем. И начинать надо уже сегодня.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |