Судейство
26 июля 2020, 14:45
В абсолютном выражении больше всего ошибок совершил Михаил Вилков. Если не учитывать промахи судей, исправленные после вмешательства видеоарбитров. По шесть раз принимали неверные решения Сергей Иванов, Василий Казарцев, Павел Кукуян и Виталий Мешков.
Но вот по среднему числу лидер совсем другой — новичок премьер-лиги Игорь Панин. Часто ошибался и Владимир Москалев, чей сезон получился уникальным. После игры 1-го тура «Спартак» — «Сочи» (1:0) заговорили о конце его карьеры. После приезда в Россию Виктора Кашшаи карьера воронежца возобновилась — в 21-м туре. А 25 июля он судил кубковый финал между «Зенитом» и «Химками». Настоящие американские горки. Ходят разговоры, что в УЕФА считают Москалева перспективным и видят в нем замену Сергею Карасеву.
Первое большое интервью Кашшаи в России. Как теперь будут судить в РПЛ
Если брать все 236 сыгранных матчей (еще четыре не состоялись из-за заражений коронавирусом), то получится, что судьи премьер-лиги совершали одну ключевую ошибку примерно в каждой третьей игре. Часть из них, конечно, сказались на результатах и исходах встреч.
Без учета ошибок, исправленных после вмешательства видеоарбитров.
Не состоялись четыре матча чемпионата: «Оренбург» — «Краснодар», «Оренбург» — «Урал», «Тамбов» — «Сочи», «Крылья Советов» — «Сочи».
Среди тех, кто чаще других страдал от неверных решений рефери, четыре команды из первой пятерки — «Ростов», «Зенит», ЦСКА и «Краснодар». Досталось ростовчанам. Не повезло «Оренбургу» — сразу восемь ошибок в пользу его соперников. Девять раз неверно оценивались эпизоды матчей с участием сине-бело-голубых.
«В матчах «Спартака» серьезных ошибок судьи не совершили». Виктор Кашшаи о работе арбитров в РПЛ
Вряд ли на работу арбитров стоит жаловаться «Динамо», которое тренирует бывший судья Кирилл Новиков, «Ахмату» и «Уфе».
С точки зрения качества судейства сезон-2019/20 кажется едва ли не худшим за многие годы. Возможно, такое ощущение сложилось не только и не столько из-за большого числа ошибок и скандалов.
Оно могло создаться из-за использования видеоарбитров (ВАР). Сначала они работали на ограниченном числе матчей, а с этого года — практически на каждом из восьми в туре. С появлением ВАР число вопросов, дилетантских рассуждений, вносящих сумбур и вызывающих неверную реакцию, непонятных для многих болельщиков ситуаций не уменьшилось, а резко возросло.
Ощутил это на себе, потому что пришлось публиковать намного больше заметок, поясняющих решения судей. Кстати, некоторые арбитры, похоже, расслабились, зная, что в московском ВАР-центре сидят их коллеги, которые в любой момент могут подстраховать. Появились рефери, чьи матчи фактически не обходятся без вмешательства видеоассистентов.
Почему арбитр имел право смотреть повторы перед удалением Зобнина
Пока такие промахи судей приводят только к снижению выставляемым им оценок. А эти оценки сегодня ни на что не влияют.
Необычен сезон и потому, что в нем у арбитров было два руководителя, два стиля руководства, разные подходы к методике судейства и трактовке правил. В прошлом году существовал департамент судейства и инспектирования РФС во главе с Александром Егоровым. В 2020-м появился департамент судейства, который возглавил Виктор Кашшаи.
И, конечно, сказались пандемия коронавируса, вызванный ею перерыв и последующее завершение чемпионата в авральном режиме.
В управлении судейским корпусом появился новый инструмент — полиграф. Не тесты, не экзамены на знание правил, не оценки инспекторов, не решения обновленной экспертно-судейской комиссии, куда вошли бельгиец Франк Де Блекере и немец Вольфганг Штарк — на первый план при определении правоты арбитра вышел детектор лжи.
Судьи по-прежнему чувствует себя беззащитными. Без страховки и пенсии. При все возрастающем давлении клубов. Оно в новом сезоне только увеличится — вырастет цена очков для ведущих команд из-за сужения зоны еврокубков и потери одного места в Лиге чемпионов-2021/22.
Есть вероятность, что обстановка вокруг судей и судейства еще больше накалится.