27 января 2017, 13:30
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
НУЖДЫ ЭЛИТ И НУЖДЫ НАРОДА
Потолок зарплат надвигается неумолимо, но многие мои прогрессивные знакомые по-прежнему в него не верят. Не верят по разным причинам: называют его искусственным, неосуществимым, противоречащим закону. А еще считают саму идею популистской, которую продвигают в массы отчаянные деятели вроде Григория Иванова.
Между тем президент "Урала" – далеко не единственный человек, высказавшийся в пользу введения потолка. Просто его заявление – одно из самых свежих, и потому на слуху. Но с теми же мыслями, пусть и в более спокойной форме, за последние полгода выступили многие известные люди.
Вот несколько цитат.
Сергей ПРЯДКИН, президент РФПЛ, январь 2017-го:
– Согласен со словами Григория Иванова – ведомости действительно порой раздуты.
Рустэм ХАМИТОВ, глава республики Башкортостан, ноябрь 2016-го:
– С моей житейской точки зрения и с точки зрения руководителя региона – конечно, такие суммы, которые получают футболисты, вызывают много вопросов.
Олег ПАШИНИН, тренер "Локомотива", октябрь 2016-го:
– Те же разговоры о запрете менять команду до определенного возраста, или потолок зарплат – они, наверное, имеют смысл. Не факт, что такие меры станут панацеей, но если будут совместными, это может сработать.
Виталий МУТКО, будущий вице-премьер, а на тот момент министр спорта РФ, сентябрь 2016-го:
– Наша задача – улучшить подготовку, с одной стороны, а с другой – защитить молодых и дать им шанс. Как именно – надо думать. Может, прописывать в регламенте количество доморощенных футболистов в заявке клубов или ограничивать первые контракты потолком зарплат.
Николай ПИСАРЕВ, спортивный директор РФС, июль 2016-го:
– Установить потолок зарплат реально. Тем более, почти все наши клубы на государственном финансировании. Высота потолка – вопрос дискуссионный.
И, наконец, Леонид СЛУЦКИЙ, бывший главный тренер сборной России, в том самом нашумевшем интервью после чемпионата Европы:
– Сделал бы потолок зарплат для российских футболистов. Два потолка: до 23 лет и старше 23 лет. Старше 23 лет – условно 1 миллион евро в год. Хочешь получать больше – езжай в Англию, Испанию, Италию. До 23 лет – зарплата еще ниже.
Прошу прощения за длинную подборку, но следовало показать, насколько широка представительность и насколько сходятся мнения у совершенно разных людей по одному вопросу. И Слуцкий, и Мутко, и даже глава крупного региона согласны с тем, что потолок зарплат – это выход. Иными словами, наш футбольный истеблишмент морально готов к установлению такого правила. Нужды элит (тренеры, руководители, чиновники) совпадают с нуждами народных масс ("хватит платить столько игрокам, они этого не заслуживают"). А значит, здесь нет никакого популизма – в буквальном значении этого слова. В проигрыше – только сами футболисты. О них-то и поговорим далее.
КАДЫРОВА – НАЧАЛЬНИКОМ КОМАНДЫ
Я убежден, что подавляющее большинство профессиональных российских футболистов объединяет одна вещь – они тотально демотивированы большими деньгами. И дело даже не в том, что сборная провалилась на чемпионате Европы, а клубы не способны выдержать конкуренцию в Лиге чемпионов. Спортивные результаты – лишь одна из составляющих. Главная же проблема заключается в том, что наши футболисты получают деньги, которых они и близко не зарабатывают. Не в фигуральном смысле, а в конкретном. Нет ни малейшей связи между продуктом, который производят команды РФПЛ, и теми суммами, которые прописаны в контрактах игроков. Вне зависимости от того, сколько человек приходит на матчи футбольного клуба Х, и сколько за сезон продано маек с фамилией нападающего Y, клуб будет платить ему, условно, 2 миллиона евро в год.
Клуб получает деньги от акционера – и клубу не жалко.
Нападающий это знает – и нет у него ни мотивации, ни ответственности. И того и другого хватает ровно на то, чтобы не падать ниже определенного уровня, который однажды позволил открыть двери в этот чудесный щедрый мир. Футболисту негде искать стимулы, нет нужды прогрессировать.
Как мне сказал один умный человек, за всю историю человечества мотивации придумали ровно три вида: идея, деньги и страх.
За идею у нас играют единицы, которые, кстати, становятся кумирами болельщиков (а много вы знаете таких из современного поколения?).
За деньги не научились, потому что они падают с неба.
Остается страх – единственный более-менее действенный рычаг в современных условиях.
Но для того, чтобы этот рычаг работал бесперебойно и повсеместно, во всех клубах и, самое главное, в сборной, надо клонировать Рамзана Кадырова и сделать его начальником каждой команды. Или найти начальников с таким же набором качеств, что еще труднее, чем клонирование.
На мой взгляд, вернуть денежную мотивацию проще. А сделать ее можно с помощью потолка зарплат.
ПО КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ
Каким должен быть этот потолок – вопрос другой. Тут существует масса вариантов. Можно поставить потолок в прямую зависимость от результатов в еврокубках. Можно увеличить зарплаты тем, кто вызывается в сборную и играет за нее. Надо искусственным образом создать ситуацию, чтобы люди рвались в национальную команду. Чтобы там была реальная конкуренция. Не пресловутое и ничего не значащее "это для меня большая честь", а конкретное "это мой хлеб".
Конечно, история сработает только с российскими футболистами. В отношении легионеров потолок вводить не нужно, иначе к нам не приедет ни один серьезный исполнитель. Взамен россиянам можно гарантировать рабочие места, ужесточив лимит, о чем тоже говорят уже давно. Эта мера плюс потолок зарплат – вот вам классический пряник с кнутом. В итоге голодные и мотивированные россияне будут играть, а освободившиеся деньги можно потратить на действительно качественных легионеров. По новой китайской модели.
Технически ввести потолок зарплат можно только одним путем – указанием сверху. Все серьезные решения у нас принимаются только в режиме ручного управления. По-другому сейчас нельзя. Если поступит распоряжение от исполнительной власти, тогда и ответственность за невыполнение новых норм или попытку увильнуть от них будет серьезная.
И подобный сценарий не кажется фантастическим. Президент страны не раз критиковал клубы за чрезмерные траты. Однажды даже назвал деятельность российских футбольных клубов борьбой кошельков. "Это не спорт, это борьба амбиций какая-то", – прямая цитата Владимира Путина.
А осенью прошлого года президент поручил правительству до 1 мая 2017 года подготовить и представить предложения по поэтапному сокращению финансирования профессионального спорта и увеличению финансирования массового из бюджетов всех уровней – в том числе, субъектов федерации и средств государственных корпораций (госкомпаний и акционерных обществ с государственным участием).
До указанной даты осталось чуть более трех месяцев.