8 октября 2019, 09:15
Почитав интервью тренера, аналитические тексты и посмотрев нарезки матчей тех же «Шахтера» и «Зенита», можно выделить следующие принципы построения игры, проповедуемые Луческу.
1. Любовь к схеме 4-2-3-1, которая была базовой для румына в «Шахтере» и которую он использовал и в «Зените». Впрочем, сам тренер утверждал, что подстраивает схему под игроков.
«Организация нашей игры очень динамична. Размещение на поле видно только в начале матча, а потом все меняется. Мы уже играли во всех вариантах: и 4-3-2-1, и 3-4-3, и 3-5-2. Я постоянно менял систему, исходя из имеющихся в моем распоряжении футболистов. Это происходило тогда, когда я видел, что игроки не адаптированы к схеме. Я ни в коем случае не раб определенной системы! Напротив, стараюсь постоянно приспосабливаться к качествам моих футболистов, к их тактическим знаниям, тактической культуре», — говорил Луческу в интервью клубному журналу «Шахтера» в 2013 году.
2. Смешанный принцип построения обороны. «Шахтер» Луческу никогда не играл чистую «зону» — один из центральных защитников обычно выдвигался на форварда соперника, второй оставался на подстраховке.
3. Стремление контролировать ритм и направление игры, а также захватывать пространство. Важный способ достижения этого: быстрое перемещение футболиста, владеющего мячом.
«Большие команды должны определять ритм и направление игры. Это одно из моих первостепенных требований. Наш главнейший принцип игры — ускорение футболистов, которым удается забрать или перехватить мяч. Способность выиграть пространство!» — еще одна цитата Луческу из интервью 2013 года.
4. При этом румын никогда не настаивал на тотальном контроле мяча и не делал упор на позиционных атаках. Интересная деталь: в сезоне-2015/16, последнем для Луческу в «Шахтере», «горняки» были лучшими в чемпионате Украины по количеству и качеству быстрых атак — 18 в среднем за матч, 3 из которых завершались ударами.
5. Связанный с предыдущим пунктом момент — Луческу не брезговал длинными передачами, а защитники играли важную роль в организации атак. Яркий пример — Ракицкий, чьи таланты сейчас активно используются в «Зените». Впрочем, тут важно и наличие форвардов, способных эти передачи принимать — те же Брандау или Луиз Адриану обладали нужными характеристиками.
«Длинные пасы очень значимы. Это построение игры, если его использовать с умом. Не хочу вдаваться в подробности, нет смысла. Но это исключительно важный технический элемент. Вовремя сделанный длинный пас может вывести из игры всю команду соперника», — говорил Луческу в интервью клубному журналу «Шахтера».
6. Наличие центрального атакующего полузащитника, который активно помогает выдвинутому вперед нападающему. Например, в «Зените» таковым был Жулиану. 8 голов и 7 передач в сезоне-2016/17 — отличная статистика, прекрасно иллюстрирующая стиль игры бразильца и его функции на поле.
Насколько все это применимо к «Динамо»?
Команды, в которых работал Луческу — и «Шахтер», и «Галатасарай» с «Бешикташем» в Турции, и «Зенит» — клубы-гранды. Все они обладали широкими кадровыми и финансовыми возможностями, а также привыкли доминировать и находиться на первых ролях в лиге. Это накладывает определенный отпечаток и на работу тренера.
Про нынешнее «Динамо» этого сказать никак нельзя. Боль и страдание — нормальное состояние для болельщика бело-голубых. Как поведет себя Луческу, оказавшись в новой для себя ситуации, сказать трудно. Учитывая еще и тяжелое психологическое состояние команды.
Допустим, со схемой Луческу определится — будет ли это любимая 4-2-3-1 или что-то иное. Привьет смешанный принцип обороны — все равно чистая «зона» для нынешнего набора динамовских центральных защитников слишком сложна, хотя и позволит нивелировать медлительность тех же Шуньича или Рыкова. Последний, кстати, вполне может стать этаким Ракицким-лайт — неплохой длинный пас у него есть. Равно как и у Нойштедтера.
Но вот дальше — сложнее. Луческу любит, чтобы крайние защитники поднимались при атаках достаточно высоко. В «Шахтере» у него были Срна и Рац, в «Зените» — Жирков и Смольников с Анюковым. В «Динамо» будут Паршивлюк и Морозов/Рауш слева.
Опять же, есть вопросы по такой важной для Луческу фигуре, как центральный атакующий полузащитник. Панченко с его принципом «ББББ» не кажется подходящей кандидатурой. Филипп пока остается игроком-загадкой, хотя, возможно, румыну и удастся раскрыть потенциал 20-миллионного немца.
Ответы на эти вопросы может дать только время. Которого у Луческу не будет. В «Шахтере» он работал 12 лет, год за годом выстраивая свою модель.
«Те же бразильцы, которых мы брали в «Шахтер», далеко не сразу попадали в основной состав. Да, они играли много матчей. Но сначала по 15, 20, 45 минут. То есть мы их вводили постепенно. Заставлял их делать упражнения, где нужно было играть в одно-два касания. Без этого они брали бы мяч и начинали бы лезть в обводку через всю защиту соперника. Порой приходилось тратить до двух лет, чтобы научить бразильцев создавать свободные зоны, врываться в эти зоны, организовывать численное преимущество в местах, куда переводится мяч», — объяснял Луческу в интервью «СЭ».
В «Динамо» у него, скорее всего, не будет двух лет, и совершенно точно не будет бразильцев калибра тех, что были в Донецке. А будет довольно разношерстный набор игроков, из которых нужно слепить что-то удобоваримое в кратчайшие сроки.
Хотя в «Динамо» за последние годы сгинуло столько игроков и тренеров, что если у Луческу не получится — не будет ничего удивительного. Зато в противном случае есть шанс уйти на покой, запомнившись как удачливый специалист, а не как человек, бегающий по полю за судьями со смартфоном.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр