– Команда продолжает выступать очень уверенно. Лига наций – хорошее нововведение. Качественный полуофициальный, скажем так, турнир, дающий дополнительный шанс попасть на Евро-2020. Костяк сборной сформирован, и теперь есть возможность посмотреть других кандидатов – тех, кто не участвовал в ЧМ-2018. Идет планомерная творческая работа.
Помимо положительного результата, нельзя не отметить высокую самоотдачу и желание футболистов в матчах с Турцией и Чехией. Это большой успех тренерского штаба, когда игроки даже в контрольных матчах демонстрируют подобные качества. Болельщики чувствуют это и поддерживают команду. Когда такое было, чтобы на неофициальную встречу пришло 40 000 человек! Важно не упустить этот момент единения.
Хочется, конечно же, появления еще большего числа реальных кандидатов в национальную команду и дальнейшего усиления позиций в каждой линии. Здесь тренерскому штабу сборной важна помощь клубов. Ну и конечно, ожидаем, когда отдельные игроки наберут форму или восстановятся от травм.
– "Зенит" демонстрирует в чемпионате России внушительный результат. Несколько дней назад прочитал интервью одного из игроков – он говорит о том, что стоит цель победить и в чемпионате, и в Кубке. Позитивный момент! Потому что это уже психология – футболисты обретают уверенность и нацелены на успех.
Тем не менее, в конструкции игры "Зенита" еще хватает проблем, которые становятся более явными на еврокубковой арене. Гостевые встречи с минским "Динамо", "Мольде" и "Копенгагеном" стали доказательством, что в организации игры, в самой ее концепции следует существенно прибавлять. Простой навал с быстрой доставкой мяча вперед – тоже один из методов достижения результата, применимый в отдельных случаях. Но это не должно быть системой.
Вообще, к сожалению, старт российских команд в еврокубках получился неудачным. Причем негативные результаты достигнуты в матчах не с грандами мирового футбола, а с соперниками, откровенно говоря, посредственного уровня. После хорошего выступления сборной многие ждали "продолжения банкета" от клубов. Но сейчас мы сняли розовые очки и увидели истинное положение дел. И говорит оно об одном: праздник чемпионата мира закончился, и всем нужно взяться за работу по развитию и повышению качества клубного профессионального футбола в России.
– Не должны такие проблемы, как в "Спартаке", выноситься на суд общественности. Поверьте моему огромному опыту: в любой, даже в самой успешной команде есть неурядицы и конфликтные ситуации. Игроки – живые люди, у них, как и у всех, бывают бытовые трудности, вредные привычки, сложности в личной жизни и многое другое. Просто нельзя, чтобы все выплывало наружу. Это дестабилизирует игру, расхолаживает команду и делает ее неуправляемой и в итоге сказывается на результате. Футболисты – публичные люди, спортсмены, и должны быть примером для подражания для нашей молодежи.
Для серьезного клуба такие ситуации неприемлемы. И мне, честно говоря, сложно представить, чтобы подобные вещи, как в "Спартаке", происходили, допустим, в ЦСКА, хотя бы раз за последние 16 лет. Или в "Барселоне" или "Реале". Исключено! Хотя, еще раз подчеркну, везде их масса. Просто они остаются и решаются внутри команды. Точно так же, как и внутри семьи.
Скандалы отражаются, это видно невооруженным глазом. В дерби "Спартак" играл против ЦСКА натужно, через силу. Хотя у красно-белых футболисты, в большинстве своем, более опытные и мастеровитые. Но армейцы выглядели легче, интереснее – просто не хватило исполнительского мастерства, что объяснимо: идет рост молодых игроков, коллектив и команда находятся в стадии формирования.
А когда возникает полемика между игроком и главным тренером – это вообще никуда не годится. Болельщики переживают и вправе высказывать мнение, но решение – всегда за руководством. Фанаты не знают о том, что происходит внутри. Если, допустим, игрок перестает соответствовать требованиям (говорю абстрактно не о конкретной ситуации, потому что не знаю ее досконально) или не хочет их соблюдать, значит, нужно спокойно расставаться. Повторю: решать должны тренерский штаб и руководство, руководствуясь единственной задачей – сделать так, чтобы команда продолжала достигать высоких результатов. В том и состоит мудрость руководителей, чтобы справляться с регулярно возникающими конфликтами.
Не готов оценивать все, что происходит с Глушаковым, кто там прав, кто виноват, но скажу одно. Неправильно, что на него сейчас выливают всю грязь. Когда он был капитаном и внес существенный вклад в чемпионство, то был хорошим. А теперь давайте смешаем его с землей?
– Или смотрите, что происходит с "Локомотивом". В прошлом сезоне мы видели коллектив как единый кулак, подкрепленный мастерством игроков и тактической дисциплиной. Отсюда и победа в премьер-лиге. А на старте нынешнего чемпионата такой самоотдачи нет. На ее место пришла какая-то апатия. Хотя, казалось бы, есть Лига чемпионов – какая еще мотивация нужна игрокам?! Заметно сдали Чорлука, Игнатьев, Фарфан, Фернандеш (играет меньше чем на половину своих возможностей), Денисов, Миранчуки (вероятно, на братьев так повлиял чемпионат мира, где они практически не играли) … По матчу с "Зенитом" я бы выделил разве что Баринова, который был самым активным. Возможно, новый импульс команде придаст волевая победа в Кубке.
К тому же, все в курсе известных проблем в "Локомотиве". Раньше их не было видно за счет успешного выступления команды. А сейчас, в непростой момент, они снова всплыли. Но я абсолютно уверен, что Юрий Павлович Семин – опытный тренер – справится с ситуацией.
– В конце июля распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция наследия ЧМ-2018, которая была представлена Президенту страны чуть ранее, в Калининграде на совместном заседании Совета по развитию физической культуры и спорта и Наблюдательного совета оргкомитета "Россия-2018". В чем суть этой Концепции? Для содержания новых шикарных стадионов нужны деньги, а у регионов и уж тем более у футбольных клубов их попросту нет. Речь идет о цифрах порядка 2,5 миллиарда рублей в год – и это только на содержание стадионов. Государство в течение пяти лет будет выделять регионам из федерального бюджета субсидии на покрытие этих расходов, постепенно сокращая свое участие. Если в 2019 году федеральный центр закроет все сто процентов операционных расходов, то к 2022-му федеральная помощь будет лишь чуть больше половины от необходимой суммы. Сами стадионы будут переданы в собственность регионам, однако недостающая часть операционных расходов должна быть покрыта из внебюджетных источников. А с 2023 года, вся нагрузка по содержанию этих объектов ляжет и перейдет на частный сектор.
Так себе это представляет Правительство. Вопрос только в том, как этого добиться. Министерство спорта считает, что "рабочими группами будут разработаны бизнес?планы по каждому стадиону", и предложат "многофункциональное использование футбольных стадионов для проведения культурно-спортивных и зрелищных мероприятий. И вроде как это позволит через пять лет перейти на самоокупаемость.
Но давайте смотреть. Для примера, на стадионе Калининграда в год запланировано 20 матчей при средней посещаемости около 8 тысяч зрителей, при стоимости билетов 400-500 рублей. Возникает вопрос – как Министерство спорта в таких условиях, при такой средней цене билета и заполняемости собирается вывести стадионы на операционную безубыточность. В Концепции говорится о разных бизнес-моделях операционной деятельности стадионов, суть которых сводится к использованию стадионов как многофункциональных объектов. Проще говоря, Минспорта планирует содержать стадионы за счет фитнес-центров, спа-салонов и спортивных магазинов в подтрибунных помещениях плюс концерты, которые собирают стадионы. Но где доход от футбольных матчей и телетрансляций?
Я общался с министром спорта Калининградской области, олимпийской чемпионкой Натальей Ищенко. По ее словам, половина областных расходов на физкультуру и спорт уходит на футбольный клуб "Балтика", который, кстати, все равно испытывает определенные финансовые сложности. Когда через пять лет региональный бюджет возьмет на себя еще и содержание нового стадиона, то на другие виды спорта, на детский и массовый спорт средств просто не останется.
На мой взгляд, Министерством предложена не реальная финансовая модель, а экономическая утопия. И это выглядит особенно абсурдно, когда Президент страны Владимир Путин специально акцентировал внимание на заседании Совета по спорту, что выставочные функции, концертная деятельность, туризм, коммерческая аренда – это, конечно, правильно, и стадион должен быть загружен, но главной на арене должна быть команда, иначе, цитирую: "это будет не стадион, а концертная площадка". Также Президент поставил задачу сделать так, чтобы футбольный клуб стал хозяином стадиона и тогда, "будет толк, и футбол будет развиваться".
Чтобы выйти на операционную безубыточность новых стадионов нужно кардинально реформировать финансовую модель российского футбола! И прежде всего – решить вопрос адекватных выплат от продажи прав на телетрансляции футбольных матчей и повысить привлекательность для спонсоров. Когда у футбольных клубов будут собственные устойчивые коммерческие доходы, а не бюджетное содержание от субъекта Российской Федерации, тогда они не только выберутся из долгов и перестанут банкротиться один за другим, как это происходит сегодня, но и смогут взять на себя содержание стадионов.
Летом Российская премьер-лига продала медиаправа на трансляции матчей на ближайшие годы за 23 миллиона евро в год (около 1,7 миллиарда рублей). Во Франции, Италии, Испании по таким контрактам лига получает от телевидения 850 – 900 миллионов евро, в Германии – 1,5 миллиарда, а в Англии – 2,5 миллиарда. Это основная статья бюджета профессиональных клубов, и если взять в процентах: в Англии – 47 % клубного бюджета, в Испании – 48%, а в Италии – вообще 59%.
Давайте теперь сравним. Только на операционное содержание новых стадионов будет тратиться 2,5 миллиарда рублей в год и с 2023 года эти расходы должна будет нести футбольная отрасль самостоятельно. За права на телетрансляции телевизионные компании платят российскому футболу примерно 1,7 млрд. рублей в год на весь российский футбол. Как такое вообще может быть? Разве это адекватная цена медиаправ? Нам нужно в 40 раз повысить платежи по контрактам на трансляции матчей РПЛ, тогда у клубов появятся свои средства и они смогут не только показывать высокий уровень игры, но и содержать стадионы без дотаций из региональных бюджетов. Тогда у нас появится настоящая, работающая бизнес-модель национального футбола.
– Теперь о привлечении частных спонсоров в профессиональный спорт и футбол. В Англии доход футбольных клубов от спонсорства составляет 30%, во Франции – 40%, в Германии – 46%. Президент страны неоднократно ставил задачу по привлечению коммерческих, рыночных источников финансирования профессионального спорта в России и говорил о необходимости снижать объемы ассигнований из государственного бюджета и переходить к частным инвестициям.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который я внес вместе с моими коллегами из разных фракций – о льготном налогообложении для бизнеса и компаний, заключивших контракт с профессиональным спортом или спортивными командами.
Наш Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи единогласно поддержал законопроект. Члены комитета – легендарные спортсмены, олимпийские чемпионы, победители чемпионатов мира и Европы – прекрасно понимают и отлично знают ситуацию в профессиональном спорте. С другой стороны, есть заключение Правительства "о нецелесообразности этого законопроекта", которое было подготовлено даже без обсуждения с профильным Министерством спорта.
Поэтому на одном из недавних заседаний я выступил с предложением провести расширенные парламентские слушания с участием нашего Комитета, Комитета по бюджету и налогам, Министерства спорта, представителей регионов, бизнеса, медиа рынка и, конечно, самих футбольных клубов. Каждый смог бы поделиться своими взглядами и идеями.
Убежден, что только в таком широком составе можно предложить эффективную экономическую и финансовую модель профессионального спорта.
– К сожалению, в нынешней ситуации с управлением российским футболом трудно говорить о каких-то действительно серьезных реформах, а не косметических, вроде появления медведя на логотипе лиги или исчезновения из аббревиатуры названия буквы "Ф".
В декабре 2017 года мы все узнали о том, что президент РФС временно приостанавливает исполнение своих обязанностей в связи с судебными разбирательствами. Тогда было озвучено, что срок "приостановления" составит полгода, и на это время назначен исполняющий обязанности (что, кстати, противоречило всем нормативным документам федерации). С тех пор прошло уже девять месяцев, пошел десятый. На заседании исполкома в июле подводили итоги чемпионата мира, а вопрос о президенте РФС вообще не затрагивали. В августе и в сентябре исполком почему-то вообще не собирался – как будто в российском футболе обсудить нечего, нет насущных задач и проблем. Хотя вот несколько важных вопросов навскидку – старт чемпионата и еврокубков, плачевная ситуация с финансированием "Анжи", который не факт что доиграет до конца чемпионата, и ряда клубов первого дивизиона, скандал вокруг матча "СКА-Хабаровск" – "Армавир", работа судей, наследие ЧМ-2018 и так далее.
Такое ощущение, что чемпионат мира прошел – а дальше хоть трава не расти. Хотя жизнь продолжается! Значимость РФС по-прежнему очень велика, футбол – самый популярный вид спорта в стране, он нуждается в развитии и полноценном управлении. Нужно сделать так, чтобы выход в четвертьфинал ЧМ-2018 не стал единичным случаем. Мы обязаны подтянуть клубный футбол до уровня инфраструктуры. Провели лучший чемпионат мира в истории футбола – а теперь необходимо сделать одну из лучших в мире лиг.
Хочется понять, как долго еще будет действовать временное приостановление обязанностей? Ведь ситуация ненормальная. Причем она была такой с самого начала. Вы можете себе представить, что, к примеру, в футбольном клубе назначают тренера Иванова, но завтра проводить тренировку выходит Петров, потому что Иванов в связи с некими проблемами временно приостановил обязанности и переложил их на Петрова. Или, допустим, проходят выборы мэра города или губернатора региона. Кандидат одерживает победу, а завтра передает свои полномочия кому-то другому – тому, кто в выборах вообще не участвовал. Можете себе такое представить? И что тогда скажут избиратели?
А вот в футболе все почему-то молчат. Тут дело даже не в профессиональных качествах того или иного человека. Руководить должен легитимный президент РФС, который получил голоса на выборах. А сейчас хочется вспомнить слова Олега Ивановича Романцева, произнесенные в декабре: "Российским футболом руководит призрак".
На мой взгляд, из этой ситуации есть два выхода. Первый – должна быть созвана внеочередная конференция РФС, чтобы провести выборы нового президента федерации. А второй вариант – избранный в 2017-м году президент РФС должен вернуться к исполнению своих обязанностей. И дальше оттягивать решение нельзя!
Ведь именно сейчас у российского футбола есть уникальная возможность совершить прорыв на волне успешного проведения и выступления на ЧМ-2018. Народ воодушевлен и пошел на стадионы семьями – что очень важно! Инфраструктура построена фантастическая. Идеальное время для развития, нельзя терять темп. В свое время, после двух побед в Кубке УЕФА и бронзы Евро-2008, мы уже упустили большой шанс – и наш футбол вместо взлета ждали десять черных лет. Это ни в коем случае не должно повториться.