11 мая 2020, 08:15
Чем дольше состояние неопределенности из-за пандемии коронавируса, тем мрачнее прогнозы по поводу футбола. Еще в марте и начале апреля казалось, что Европа обойдется легким испугом, проседанием рынка на 10-15 процентов на один год, и возвращением к прежней жизни следующим летом. Однако количество негативных новостей постепенно начинает нарастать.
Не будут доиграны сезоны во Франции и Голландии, под огромным вопросом Россия и Бельгия. Клубы Лиги 1 недополучат из-за этого 240 миллионов евро на одном только телевидении. Но это еще полбеды.
Куда большее значение имеют такие заявления, как, например, недавнее от министра здравоохранения Голландии Уго де Йонга: «Мы пока не можем назвать дату, когда разрешат массовые мероприятия. На самом деле, это возможно только при наличии вакцины, и никто не знает, сколько времени займет ее производство. Вполне реально, что через год или больше». Один сезон при пустых трибунах, а, возможно, и два? Вы серьезно?!
Естественно, в федерации футбола Нидерландов страны в шоке: «Мы были бы в ужасе, если бы пришлось так долго играть без зрителей. Это лишит зрелища миллионы болельщиков. Более того, это стало бы серьезным финансовым ударом для профессиональной футбольной индустрии».
В «Виллем II» уже заявили, что за год на этом теряют 8,5 миллионов евро, что фатально. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать — другим представителям лиги без доходов от продажи билетов и абонементов тоже станет худо.
А что же Россия? Клубы не так зависят от заполнения трибун и ТВ-контракта, но несут потери по линии спонсоров, пытаясь залатать бреши с помощью урезания зарплат игрокам. Пока снялся только «Армавир» в ФНЛ, добровольно объявил об отказе от профессионального статуса «Луч-Энергия», но кто знает, что будет дальше.
Естественно, что пополнять казну европейские команды постараются за счет продажи футболистов или хотя бы разгрузки зарплатной ведомости, отпуская их бесплатно.
Не так давно на рынке появилась закрытая сеть TransferRoom для общения между клубами. В ней зарегистрировалось уже более 500 участников. И можно легко убедиться: предложений о продажах — хоть отбавляй. Многие команды выставлены в полном составе. То есть клуб открыто заявляет, что готов расстаться с любым — имелось бы достойное предложение. Неудивительно, что в их числе, скажем, «Уфа», которая и в публичном пространстве не скрывает, что считает пополнение бюджета за счет выгодных трансферов одной из своих приоритетных задач. Логично, что и «Спартак» не прочь отпустить ряд людей, редко проходящих в состав. Красно-белые еще в прошлом году взяли курс на снижение расходов в целом — и в том числе, за счет снижения затрат на обеспечение контрактов.
На трансферном рынке, правда, пока полный штиль. В условиях неопределенности с нынешним сезоном, с началом следующего, с продолжительностью заявочного «окна» никто никаких шагов не предпринимает. Все ждут 15 мая, когда исполком РФС может объявить судьбу РПЛ-2019/20 и дать какую-то конкретику по розыгрышу-2020/21. Вот тогда должно закипеть. Хотя бы потому, что у многих в премьер-лиге в конце месяца заканчиваются соглашения.
При этом предположу, что с приглашением новичков сильно спешить никто не станет. Надо сначала осмыслить масштабы бедствия и понять новый порядок цен. Ведь для кого-то это напротив шанс — урвать футболиста, на которого в обычное время даже не взглянули бы из-за его высокой стоимости.
Если раньше рынок был неплох для продавцов, то теперь он станет хорош для покупателей. Предложение явно превысит спрос. О проблемах голландских клубов мы уже говорили — чтобы как-то свести концы с концами, они будут вынуждены расставаться с самым ликвидным товаром.
Не намного лучше дела и в Бельгии. В той же TransferRoom в полном составе, например, выставлен на витрину «Стандард». Включая знакомых нам по РПЛ Карсела-Гонсалеса и Лестьена. Клуб из Льежа — участник еврокубков последних лет, однако не может получить лицензию на следующий сезон. Как и «Мукрон», а также ряд представителей второго дивизиона. Американский инвестор спас «Остенде», «Стандарду» же надо как-то найти до 30 июня 12 миллионов евро, чтобы избежать банкротства. Конечно, там готовы продавать любого.
А пока его воспитанник Витсель вложил 1,5 миллиона евро, получив за это 47,5 процента акций клуба, и упрашивает помочь Феллаини.
Проблемы везде. Не надо думать, что избежит их, к примеру, бундеслига. Да, сезон 16 мая должен возобновиться, ТВ и спонсорские контракты уцелеют. Но стадионы-то останутся пустыми, а поступления от продажи билетов, абонементов, шарфов, пива и сосисок — это процентов 20-25 бюджета. Приходится идти на ухищрения. Скажем, продавать билеты на матчи, вход на которые будет закрыт. Однако насколько это компенсирует затраты — вопрос.
Немцы, впрочем, не сомневаюсь, выкрутятся. Слишком много значит бундеслига для страны и слишком продуман в Германии организационный подход. А вот многим другим придется совсем тяжело. И только через пару месяцев масштабы бедствия станут приобретать реальные очертания.
Пока же пристегнем ремни. Футбол ожидают американские горки. Многим на них станет дурно.