НЕ РИСКНУЛИ ПЛАТИТЬ 10 МИЛЛИОНОВ ЗА МОЛОДОГО НЕЙМАРА
– Ваше самое яркое воспоминание о том турнире?
– Знаете, это был первый скандал, который я устроил в "Локомотиве"!
– Ничего себе.
– Совершенно случайно, просматривая бумаги в кабинете, я нашел приглашение на этот турнир в Мексику. Условия просто шикарные. Не нужно было ничего платить – ни за проживание, ни за питание. Надо было только прислать свою команду.
– А бумагу до вас, получается, оставили без внимания?
– В том то и дело! Я начал разбираться, спрашивать, почему не едем на турнир. Мне говорят – таких приглашений в клуб приходит много, и на них, как правило, не реагируют. Я был просто шокирован. Как же так?!
– Что предприняли?
– Вызвал Рината Саяровича Билялетдинова, который тогда отвечал за молодежный футбол в "Локомотиве", и сказал, что нужно обязательно ехать. Там ведь кроме "Сантоса" какие команды были, какой это опыт для ребят! Представляете, до этого они играли в Черкизово, а теперь поедут в Мексику. Небо и земля!
– Вы же с "Барселоной" встречались?
– Да. Кажется, в полуфинале обыграли ее по пенальти. В Мексику поехало человек 15. Тяжелый был турнир, кто-то травму получил. Довольно жарко, плотный график. Играли фактически без замен. Однако дошли до финала. Когда вернулись, все мне взахлеб рассказывали, как там здорово!
– А вы сами не летали?
– Нет. Дел было много. Я же работал в клубе всего полгода. Но нарезки финала с "Сантосом", конечно, смотрел.
– Неймар и Коутинью резко выделялись на фоне остальных?
– Да я бы не сказал, не сказал бы… Мы же Неймара после того турнира начали вести.
– Вот как?
– Да. Думали, брать его или не стоит. Хотели его купить. Селекционеры просматривали бразильца.
– И к чему пришли?
– По нему возникли довольно большие сомнения. Во-первых, слишком молодой. Во-вторых, не ясно, как пройдет адаптация в России. Он такой довольно хрупкий, щуплый был паренек. Поэтому отказались от его кандидатуры. А вот, например, Майкона подписали довольно быстро.
– Но он и постарше был.
– Согласен. Однако выделялся. Скоростной, активный. Неймар же вызывал большие вопросы. Селекционеры признавали его уровень, но… Решили пока воздержаться от покупки. Плюс за него запрашивали немаленькие деньги. Мы не захотели рисковать. Молодой игрок из Бразилии, да еще и стоил немалых денег. Риск…
– А с Майконом не рисковали?
– Не спорю, рисковали. Но если Майкон нам обошелся условно в 4 миллиона, то Неймар стоил гораздо больше.
– Сколько примерно?
– Точно уже не помню. Но где-то 10 миллионов. Да, десятка, наверное. Сами понимаете, выкладывать такую сумму за молодого парня с другого континента… И потом – деньги ты не из своего кармана платишь. Это средства компании. В таких вопросах нужно действовать очень осторожно.
16-летние Коутиньо и Неймар обыгрывают московский "Локомотив" в финале молодежного Mediterranean Cup, ровно 10 лет назад. pic.twitter.com/FVvuVLCSmG
– Sergey Akulinin (@S_Akulinin) 7 января 2018 г.
ЛИЧНО ЛЕТАЛ ЗА МАЙКОНОМ
– Значит, не разглядели будущую звезду мирового футбола?
– Да я же уже сказал: не было такого, чтобы Неймар сильно выделялся. На том турнире я этого точно не заметил. Да, мы уступили в финале. Но я не заметил, что Неймар играл сильнее остальных. Да даже тот же Алан Гатагов смотрелся не хуже.
– Да ладно?
– Да даже немного получше играл. Я так думаю.
– А с самим Неймаром и его агентом общались по поводу возможного переезда в Россию?
– Нет. До этого дело не дошло. Все остановилось на стадии просмотра. Селекционеры решили, что пока с ним нужно подождать. На него обратили внимание (интересные задатки), но не более того. Тогда не было понятно, что растет звезда. Да и далеко не факт, попади он к нам, стал бы тем Неймаром, которым является сейчас. Здесь не угадаешь. Поэтому отказались. А вот за Майконом я ездил сам.
– Чем привлек?
– Скоростью, работоспособностью. Ни грамма лишнего веса! Сухой, очень подвижный. Этим и подкупил. Селекционеры дали добро на покупку. Я полетел в Бразилию. Начали договариваться и не договорились…
– Поворот.
– Знаете, в Бразилии футболист не принадлежит одному хозяину. Сразу несколько агентов ведут игрока. Да еще и клубы его делят. В итоге начали торговаться между собой, а для нас подняли цену с четырех до восьми миллионов.
– Развернулись и уехали?
– Сказал: "Ребята, мы так не договаривались". Улетел. И уже потом они мне прислали сообщение, что согласны на четыре миллиона. Правда, отец его тогда сильно переживал: куда парень поедет, в морозную Россию? Но я его убедил, что нужно переходить.
ПРЕДЛОЖИЛИ КОКОРИНУ 1,5 ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ,
"ДИНАМО" – В 10 РАЗ БОЛЬШЕ
– Кусали локти, когда Неймар стал большим игроком?
– Да нет. Это же футбол. Таких ситуаций довольно много. Мы же, например, Кокорина упустили.
– Не договорились по деньгам?
– Ну, в принципе, да. Когда я только познакомился с Сашей, мне он очень понравился. Улыбчивый, непринужденный, уверенный в себе. Хорошее впечатление у меня осталось. А потом мне позвонил директор "Динамо" Дмитрий Иванов и попросил о встрече.
– По поводу Кокорина?
– Да. У нас с "Динамо" было джентельменское соглашение, что мы не уводим друг у друга молодых игроков, не переманиваем. А тут Иванов передо мной извиняется: "Николай Алексеевич, извините, но по Кокорину вопрос решен еще до вас. Мы его забираем в "Динамо", уже все предварительные бумаги подписаны".
– Обиделись?
– Нет. Иванов же все сказал в открытую, ничего не стал утаивать. И решение по Кокорину было принято до меня. Хотя я ему ответил, что все-таки постараюсь оставить нападающего в "Локомотиве".
– Что помешало?
– Мы не могли повторить Кокорину условия, которые ему предложило "Динамо".
– Существенная разница?
– Еще Филатов разработал довольно четкую систему оплаты молодым футболистам. После школы контракт можно подписать максимум на три года. И эти соглашения у нас были прогрессивными. Когда игрок попадал на первый сбор молодежки, но не провел еще ни одной игры, мы клали ему зарплату в 50 тысяч рублей. По тем временам – это где-то 1,5 тысячи долларов. Довольно приличная сумма для молодого пацана. Согласитесь?
– Пожалуй. А если он закреплялся в молодежной команде?
– Если становился твердым игроком состава, поднимали зарплату в три раза – до 150 тысяч рублей. То есть – 4,5 – 5 тысяч долларов. Если дорастал до основы, то зарабатывал уже 20 тысяч долларов.
– Неплохо.
– И вот за три года парень при условии роста мог выйти с 50 тысяч рублей на зарплату в 50 тысяч долларов.
– Так сколько же "Динамо" сразу предложило Кокорину?
– Сразу 15 тысяч долларов. Конечно, я не мог повторить эту сумму. Парень после школы, еще ни одного матча не провел за молодежку. Даже еще не зачислен в дубль! Отец у него тогда был агентом. Я ему сказал, что такие деньги дать не могу.
– А вы, значит, готовы были ему предложить 1,5 тысячи долларов – в 10 раз меньше?
– Да. Сначала – 50 тысяч рублей. Но он мог расти дальше и дойти до суммы в 50 тысяч долларов. Это же больше, чем предлагало "Динамо". Так?
– А вот бывший спортивный директор "Локомотива" Виктор Тищенко в интервью "СЭ" говорил, что Кокорин не остался в "Локомотиве", так как вы отказались платить ему как раз эти 1,5 тысячи долларов…
– Нет. Виктора Тищенко у меня в кабинете не было, когда я разговаривал с отцом Кокорина. Спортивным директором являлся Баранник. И он был категорически против того, чтобы мы нарушили систему оплаты молодым футболистам, в том числе и Кокорину. Как бы мы потом смотрели в глаза Бурлаку или Гатагову? Есть единая система, ей и надо следовать.
– Но можно же было сделать исключение из правил для особо одаренных игроков?
– Так на тот момент Саша таковым и не являлся! Мне все говорили, что не видят в Кокорине каких-то больших задатков. Например, Гоша Нуров был в два раза его сильнее.
СМОЛЬНИКОВ НАШ ВОСПИТАННИК, ВЕРНУЛ ЕГО ЗА 300 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ
– Сейчас Нуров играет в клубе "Велес", Кокорин – один из лидеров "Зенита".
– В таком возрасте сложно распознать сильных футболистов… А возьмите для примера Смольникова. Он же закончил школу "Локомотива" и никакой нашей команде не подходил. Уникальный случай. Отправился в "Торпедо". Потом, когда я пришел в клуб, мне говорят: нам бы Смольникова купить. Я его вернул. Кажется, за 200 или 300 тысяч долларов купили своего же воспитанника.
– Но он так и не заиграл.
– Да. Опять что-то не задалось. Начали отдавать по арендам. Так он в итоге нас и покинул. От таких случаев, к сожалению, никто не застрахован. Думали, что Нуров вырастет в суперзвезду. Но… У меня нет объяснения.
– Может быть, первые серьезные контракты как раз их и портят?
– Понятия не имею. Такой одаренный парень. Но на какой-то стадии ребята останавливаются в росте. Или возьмите Нику Пилиева. Оказался в ЦСКА, его в Лигу чемпионов заявили. И пропал локомотивский парень. А вот Димка Полоз заиграл. Хотя Пилиев был талантливее.
– Гатагов, как вы сказали, в 16 лет смотрелся на поле не хуже Неймара. А сейчас вообще не играет…
– Алан в таком порядке был! С таким пасом. У нас Сашка Минченков играл впереди, Гатагов ему такие передачи выдавал - на загляденье. Постоянно выводил Минченкова один на один. Но, видимо, тоже остановился. Толком не "выстрелил"…