10 января 2017, 17:15
Летом 2014 года у людей, причастных к сборной России, фамилия Низелика вызывала противоречивые чувства. Превосходное знание итальянского языка и безоговорочная преданность Фабио Капелло вкупе с высочайшей самодисциплиной многих раздражали. Переводчик (он же ассистент) регулярно информировал главного тренера обо всем, что происходит в команде, – это, в конце концов, тоже было его обязанностью. Но, вероятно, от 29-летнего парня футболисты ожидали другого поведения. После чемпионата мира Низелик стал одним из тех, кто покинул штаб Капелло.
Как известно, профессию переводчика футбольной команды обессмертил Жозе Моуринью, когда из чисто вспомогательной ниши он выбился в лучшие тренеры мира. К тому моменту, когда португалец начал писать свою историю успеха с "Порту", выпускник санкт-петербургской классической гимназии Саша Низелик владел только английским, но уже чувствовал, что иностранные языки даются ему легко.
Гораздо легче, например, футбола, который он тоже очень любил. Однако обучение в школе питерского "Динамо" оказалось не слишком успешным, начать профессиональную карьеру у Низелика не получилось. Все в итоге ограничилось матчами за сборную СПбГУ, куда будущий ассистент Спаллетти, Капелло и Семака поступил на факультет филологии в группу португальского языка.
Португальский впоследствии открыл ворота для других языков романской группы – итальянского, испанского, французского. Позже в университетской сборной, где Низелик играл центрального полузащитника, он рассказывал товарищам, что знает пять языков. Шутки про Моуринью появились уже тогда.
Прежде чем оказаться в "Зените", Низелик пробовал силы и в журналистике – из Лиссабона, куда студент поехал по программе обмена, он писал заметки для одного из российских спортивных изданий, потом пробовал силы на "НТВ-Плюс", участвовал в конкурсе комментаторов.
Но счастливым для полиглота стал 2010 год, когда новому главному тренеру "Зенита" Лучано Спаллетти понадобился высококлассный переводчик. При этом работу в футболе Низелик искал долго – и не только через журналистику. Параллельно он отправлял резюме в разные клубы, но далеко не везде ему отвечали. В конце концов "Зенит" отозвался.
Спаллетти умеет ценить людей, кем бы они ни были и откуда бы ни пришли. В "Зените" новичок стал глазами и ушами итальянца, и в благодарность Низелик получил рекомендацию на тренерские курсы в Италии. С первого дня знакомства молодой переводчик честно сказал Спаллетти, что мечтает стать тренером. И в итоге Лучано помог осуществиться этой мечте.
Из просто переводчика превратился в ассистента. Спаллетти в какой-то момент и шага не делал без помощника. Низелик был с ним на тренировках, пресс-конференциях, на переговорах. К слову, Низелик был первым, кто встретил в России Халка.
Неудивительно, что Капелло, когда он возглавил сборную, мгновенно посоветовали обратить внимание на "парня из "Зенита". Дон Фабио был в восторге.
В отличие, как мы уже сказали, от футболистов, привыкших к полной лояльности со стороны персонала.
Уход из сборной в команду академии "Зенита" до 17 лет кто-то воспринял как падение, но только не Низелик. Здесь он уже был полноправным главным тренером и мог реализовывать собственные идеи, а не передавать чужие.
В прошлом году Низелик выиграл бронзовые медали городского первенства, Кубок Санкт-Петербурга и занял второе место в первенстве России среди детско-юношеских футбольных школ.
И вот в начале 2017-го 31-летний Низелик приходит в клуб премьер-лиги в статусе второго после главного тренера человека. Слуцкий в этом возрасте только начинал в дубле "Уралана".