Премьер-лига (РПЛ). Статьи

17 ноября 2018, 12:00

Юрий Семин: "Критикуют меня - критикуют "Локомотив"

Александр Львов
Обозреватель
Юрий Павлович – по-прежнему кремень. Словно былинный богатырь, невзирая ни какие передряги коварной тренерской судьбы, гнет свою линию и напролом идет против ветра. Может, потому и сумел с "Локомотивом" добиться в его истории того, что не пришло бы в голову и братьям Стругацким. Упрямо продолжает вершить его судьбу назло врагам.

– Вам не кажется, что в этот приход в "Локомотив" критики в адрес тренера Семина стало больше?

– Если критикуют меня, значит, критикуют и команду. Я это даже и критикой не считаю, поскольку она вся соткана из личного отношения к Семину. Я конечно, как и любой тренер, ошибаюсь. Но ведь можно говорить, что сегодняшний "Локомотив" создает много моментов, но не забивает. Или то, что в обороне он не так надежен, как прошлом сезоне. И таким образом указать на недостатки. А можно сказать, что "Локомотив" много пропускает, не соответствует тому-то, тому-то и тому-то... И кричать караул, ату его, ату!

– Еще в последнее время кое-кто подливает масла в огонь, оценивая положение "Локомотива" как кризисное...

– Не собираюсь пытаться найти какие-то оправдания. Приведу цифры – на сегодня, в сравнении с прошлогодним турнирным графиком, мы отстаем только на четыре очка.

– Согласитесь, старт "Локомотива" выглядел далеко не чемпионским?

– А он и не мог получиться другим. Ведь если вернуться назад, то подготовка к следующему сезону и Лиге чемпионов была смазана. Ведь все вместе футболисты собрались только за десять дней до старта, когда из сборных вернулись Фарфан, Чорлука, Рыбус, Фернандеш, Крыховяк, Смолов и братья Миранчуки. И я обязан был ставить их в стартовый состав, чтобы они быстрее набрали форму. Это был риск, но других вариантов форсировать их состояние не было, требовалось идти ва-банк. Хотя это не могло не сказаться на качестве игры. Зато сейчас, когда все ребята приобрели равные кондиции, я могу заниматься ротацией состава.

– Особенно это видно по тому, как прибавили Миранчуки, которые вначале выглядели своей прошлогодней тенью. Что тут же породило слухи об их "звездной болезни".

– По-другому они и не могли выглядеть, поскольку в сборной не получали игровой практики. А по возвращении их предсезонная подготовка, по сути, свелась к одной неделе.

– Братья уже вышли на свой уровень?

– Вполне. И произошло это за счет полученной игровой практики. Они стабильны в матчах чемпионата России, уверенно чувствуют себя в Лиге чемпионов. Об этом говорят и статистические показатели, и их эмоциональный настрой. Работать с ними одно удовольствие. А то, что оба уже в порядке, подтвердило их приглашение в сборную. И о какой "звездной болезни" может идти речь, если у Антона и Алексея была только неделя полноценной подготовки и два с лишним месяца игровой паузы?

– Наверное, на трудное вкатывание в сезон повлияло и то, что новички – Крыховяк, Хеведес, Идову и Жемалетдинов появились в коллективе практически на флажке?

– Приход новых футболистов – всегда непростой момент. Им нужно обжиться в незнакомой команде, привыкнуть к партнерам, почувствовать игру. На это тоже требовалось время, за что приходилось расплачиваться очками. То же самое относится еще к Смолову, который к тому же еще и получил травму, а сейчас только начинает восстанавливаться. Да тут еще и календарь оказался не в нашу пользу.

– Поясните.

– Я уже говорил, что в полном составе команда собралась за десять дней до начала сезона. И еще не набрав нужных кондиции, мы играем за Суперкубок с ЦСКА, а через два дня стартуем в чемпионате в Уфе. Сейчас нам предстоит провести 6 матчей за 18 дней. И надо учитывать подобные моменты. Пока кому-то, как всегда, нравится наша игра, кому-то нет. Я же повторюсь – сегодня мы отстаем от графика прошлого сезона на 2 очка. Что касается Лиги чемпионов, то к ней надо готовиться, начиная с мая. И уже в июне должны быть в курсе: кто придет в команду, кто ее покинет, кто останется.

– На сей раз этому помешал чемпионат мира, в котором принимали участие ключевые игроки?

– В том числе. Но были и другие причины.

– "Локомотив" в чемпионате России и в Лиге чемпионов выглядит по-разному. Сказывается разница в уровне соперников?

– В Лиге чемпионов мы за эти 4 тура создали больше моментов, чем наши соперники, но проиграли из-за того, что они реализуют свои шансы лучше, чем мы. Где-то не хватает везения, где-то опыта – мы ведь не были в Лиге чемпионов четырнадцать(!) лет. Но сдаваться не собираемся!

– По какой причине в последнем матче в Казани не играли Хеведес, Денисов и Фернандеш?

– Фернандеш был травмирован. А Хеведас с Денисовым были здоровы. Просто сейчас все футболисты находятся в хороших кондициях. А потому я дал возможность проявить себя другим игрокам. При таком количестве получивших повреждения игроков, которые обрушились на "Локомотив", для того, чтобы поддерживать команду в тонусе, нужна ротация.

– Да, но Денисов – капитан команды...

– Ни один игрок при календаре, как у нас, не в состоянии выдержать такие нагрузки. 5 игр за 13 дней! Два перелета по 6 часов в оба конца: в Красноярск и Порту. 24 часа футболисты сидят в самолете, играя через два дня на третий. Еще и разница во времени между Порту и Красноярском – 7 часов. Поэтому и приходится давать игрокам паузы.

– Не рискует ли тренер, оставляя авторитетных футболистов на скамейке, или они сами все понимают?

– Это очень тонкий момент. Ни для кого нет постоянного места в составе, есть постоянная конкуренция. И ее должны выдерживать, как опытные, так и молодежь.

Еще один из факторов – травмы ведущих игроков. За этот сезон у нас получали повреждения Рыбус, Чорлука, Смолов, Фарфан – из-за участия в чемпионате мира они не прошли полноценную подготовку к сезону. Коломейцев тоже травмировался, Кверквелия получал дисквалификацию... Я уже сбиваюсь со счета, сколько потерь случилось за сезон. Это и заставляет вносить перемены в состав.

– О "Локомотив" нет-нет, да говорят, как о возрастной команде.

– Да у нас достаточно опытных футболистов. Но те, кто нас в этом упрекают, не хотят обратить внимания на то, что во многих матчах в заявке набиралось до десяти воспитанников нашей академии, четыре-пять из которых постоянно выступают в основном составе. Я посмотрел на многих молодых ребят, которые играли в Кубке. Поверьте, у них неплохое будущее.

– Смолов уже на пути к возвращению оптимальной формы?

– Раз играет, значит, да. Сначала он провел 45 минут, потом 75. За перерыв на матчи сборных Федор проведет полноценную работу и, надеюсь, к ближайшим матчам подойдет в боевой форме. Тем более, нам еще предстоит в декабре провести четыре встречи за 9 дней. В связи с этим в РПЛ нам дали надежду, что сможем для переноса использовать один резервный день. Но этого не произошло.

– Вы уже говорили на пресс-конференции по поводу недовольства Смолова после замены: "Ни один футболист, которого меняют, не бывает доволен"

– Да, именно. Это нормальное явление. С чего бы футболисту быть довольным, когда его меняют. Значит, у него тоже есть претензии к себе, и есть, над чем подумать, что-то в себе поменять. Если человек небезразличен к результату и своей игре, это же отлично.

Хуже когда с футболистом дежурно целуются, хотя в душе тренер им недоволен. Это правильно Горлукович у вас в газете подметил.

– А помните, Фернандеш после замены в домашнем матче с "Порту", не пожал вам руку, и вокруг этого поднялась целая волна слухов, якобы между вами пробежала черная кошка? И тот же Горлукович сказал, что пожимание рук – надуманный, ничего не значащий в работе ритуал.

– Серега абсолютно прав. Просто сейчас любители жареного хватаются за любую мелочь, что поднять сомнительную волну домыслов.

– Кстати, о Фернандеше. Почему португалец пока не показывает тот уровень, который дал основание считать его одним из лучших футболистов прошлого сезона?

– Фернандеш из тех, кто все происходящее с ним воспринимает близко к сердцу. И на поле, и в жизни. Понятно, что человек, у которого все складывается в работе и он чувствует к себе доброе отношение болельщиков, находится в повышенном игровом тонусе. Если же что-то не так, то футболист может на какое-то время потерять кураж. Концовка прошлого чемпионата показала, что Ману большой мастер. И не сомневаюсь, еще это подтвердит.

– Месяц назад председатель Анатолий Мещеряков сказал "СЭ" "Ману нам нужен, и мы настроены его сохранить".

– Буду только рад, поскольку знаю его возможности.

– Сегодня есть какая-то проблема, которая не дает вам покоя?

– Наша жизнь такова, что сейчас, казалось бы, все в порядке, а завтра, кто-то на ровном месте получит травму и все кувырком. А остальное – рабочие моменты.

– Вы несколько раз сетовали на отсутствие в российском футболе системы ВАР. В курсе, что этот вопрос повис в воздухе?

– Странно, ведь все тренеры единогласно проголосовали за введение. Значит надо решать.

– Но ведь это большие деньги!

– Не настолько, чтобы похоронить то, с чем живет целый ряд футбольных стран. А ведь мы хотим, чтобы нас таковой считали. Если бы судьи прибегали к видеоповторам, то засчитали бы забитые нами голы "Уфе" и "Оренбургу". Глядишь, очков бы у нас сейчас было бы столько же, сколько и у "Зенита". И это не только очковые потери, но и финансовые, моральные. А еще потери в болельщиках.

– А что скажете об уровне работы судейского корпуса, который не так давно возглавил Александр Егоров?

– Еще раз скажу, что арбитрам нужна помощь в лице ВАРа. Тем более, что сам Егоров за внедрение этой системы. Он опытный человек, авторитетный. Хотя ошибки у судей случаются.

– Недавно увидела свет ваша новая книга "Локомотив". Возвращение на пьедестал". Что вы хотели ею сказать?

– Она писалась для болельщиков – тех, кому не безразличны судьба и история "Локомотива". То, как ковалось то золото, к которому с таким трудом шла команда. Идея ее создания принадлежит моему давнему другу, журналисту Павлу Алешину, который все эти годы был свидетелем того, как, начиная с первой лиги, поднималась и крепла команда. Мне его идея пришлась по душе. "Локомотив" начинал свое восхождение к чемпионской вершине с одиннадцатого места, когда в нас мало кто верил. Но мы прошли этот путь. Каким он был, с чем приходилось сталкиваться, какие трудности преодолевать – обо всем этом я и пытался рассказать в книге. И прежде всего это будет полезно для нового поколения болельщиков, которое должно знать, что без прошлого не бывает будущего.

– Но вы не обошли в книге и некоторые моменты, которыми живет сегодняшний "Локомотив". Не опасались, что это может не понравиться высокому начальству?

– Я совершенно не ставил перед собой цели рассказать о нынешней внутренней жизни клуба. Но есть реальные вещи, которые происходили и происходят. А от них невозможно уйти, поскольку они у всех на виду. И ничего, как кто-то считает, в этом острого нет.

– Что значится в ближайших командных и личных планах тренера Семина?

– Пусть никто не волнуется – свой контракт я выполню и отработаю до конца. Это для тех, кто любит на пресс-конференции спрашивать о моем возрасте.

40