16 мая 2019, 03:00
ОЛИМП – Кубок России. 1/2 финала.
Ответный матч. "Арсенал" – "Урал" – 2:2 (первый матч – 0:1)
Главный судья матча в Туле Сергей Карасев в первом тайме дважды смотрел повторы после подсказки видеоарбитра Виталия Мешкова по картинке из припаркованного у стадиона минивэна. Не все футболисты и зрители имели представление о том, какие именно нарушения находятся под сомнением. В первом случае был наказан "Арсенал" – Карасев назначил в его ворота 11-метровый за игру рукой защитника Беляева. Следом пострадали екатеринбуржцы, главный судья изучил еще одну запись и удалил хавбека Бикфалви за фол на Бакаеве.
Взяв видеопаузу в первом случае, арбитр сначала подошел к монитору телевизионщиков и только тогда понял, что ему нужно перейти на несколько метров правее. Ожидание на поле, движение к экрану, просмотр и вынесение решения - все это занимало две-три минуты, еще минута уходила на возобновление игры. Жестикуляция судьи выглядела убедительно, однако оба раза эксперты поставили под сомнение справедливость наказания, а вместе с тем – четкость видеоматериалов (разбор Александра Боброва – здесь).
Президент "Урала" Григорий Иванов – активный противник ВАР – после матча скорее выглядел не довольным выходом в финал, а вымотанным усложнившейся по ходу вечера игрой. Или вспышкой после финального свистка – о подробностях конфликта Мирзова и Ильина стало известно позже. Перед тем, как ответить на вопросы, глава екатеринбургского клуба пообщался с судьями и шефом арбитров Александром Егоровым (тот от комментариев отказался), а также отправил расстроенного Бикфалви в Москву на заседание КДК.
– Мое мнение о ВАР нисколько не поменялось, – начал яркую речь Иванов. – Никакого ВАРа и не надо. Не нужен нам был этот пенальти, который поставили, и удаление. Играли бы все на все – и нормально. А то 60 минут мы оборонялись. Болельщики пришли футбол смотреть, а тут одна команда наседает, вторая отбивается. Футбола как такового не было. Какой ВАР? Зачем он этот пенальти поставил, который даже видно не было со скамейки? Конечно, мы можем быть рады, что его назначили. Но я не за такие пенальти, их нельзя ставить. Ни за что показали красную карточку нашему игроку. Тот футболист, с которым было столкновение, не получил никаких травм, продолжил игру. Да, ему наступили на ногу, но не специально, это чисто игровой момент. А он взял и нашего лидера Бикфалви удалил. Я всегда будут против ВАР. Всегда!
Нельзя так! Мы каждый момент должны смотреть? Один момент смотрел 4-5 минут, второй... Во что мы игру превратим? Я только за одно – проверять, пересек ли мяч линию ворот или нет. А если судья не увидел 10 сантиметров во "вне игры", ну что это? Люди радуются, судья мяч засчитывает, а потом другой говорит – нет гола, ну что это? ВАР же не знаю, для чего. Отъем денег у населения, как говорится. Клубы должны заплатить, чтобы использовать систему. Я против.
– Вы против технологии или задержки игры?
– Футбол прекрасен ошибками игроков, судей. Судья ошибся, его накажут. Жили мы без этого ВАРа, а тут – раз. Сейчас зачем портить футбол?
– Будете подавать апелляцию на удаление Бикфалви?
– Да, конечно. Отправили Эрика в Москву, он завтра идет на КДК. Не дают такие удаления. Если хотим посмотреть хороший финал, должны играть лучшие, сильнейшие. Люди хотят посмотреть на лидеров, звезд. Бикфалви украшает наш чемпионат, он звезда. Ладно бы, он ударил или сломал кого. Но он никого не сломал! Вся страна видела, мне 50 звонков – как нас так судят?! Я не только против удаления, но и пенальти. Судья же рядом был, ну что он пошел просматривать? Он не видел, никто не видел игру рукой – надо было играть дальше. А он поставил, а потом – так или нет, не знаю – стал исправляться. Сломал всю игру.
– Вы общались с арбитром Карасевым, главой судейства Егоровым – что они говорят?
– Это наш с ними разговор. Каждый видел, как он видел. Они – так, все – по-другому. Судьи такие люди, что у них какое-то свое зрение, немножко другое, чем у нормальных людей. Проходил Виталий Мешков, он говорит – все на телевизоре видно, это чистая красная. Ну если за это давать красную, не знаю.
– Есть ли среди руководителей клубов еще противники ВАР?
– Последнее совещание было – все руководители говорили, что все за ВАР. Когда узнали, сколько надо платить, их движение поутихло – кто будет платить и как? Все эти цифры недавно писали (по информации "СЭ", сумма – около 12 миллионов рублей в год для каждого клуба). Ну и что, что это премьер-лига? У нас есть периферия – не только Москва и Санкт-Петербург, у всех разные возможности. Для кого-то 10 – 15 миллионов – так, не деньги. А для нас – деньги.
Как же обидно за Эрика... pic.twitter.com/W1qfmginZo
– ФК Урал (@FCURAL) 15 мая 2019 г.
Главные тренеры "Урала" и "Арсенала" Дмитрий Парфенов и Игорь Черевченко друг за другом признались журналистам, что не совсем поняли решений Карасева.
– Что вы скажете про ВАР? – спросили Парфенова в конце его послематчевой пресс-конференции. – Не только по тому, что в Туле недовольны назначенным пенальти, а вы – удалением Бикфалви. Оба момента по ходу матча были незаметны, а в итоге оказали серьезное влияние на игру.
– Когда проходишь дальше, что говорить? – ответил тренер. – Конечно, ситуация с удалением мне непонятна. То же самое и пенальти, в том эпизоде вроде наши игроки даже ничего не говорили. Видимо, потом (судье) пришлось исправлять ситуацию. Что комментировать? У нас это есть... Давайте уже я поеду (домой).
– Ваше мнение о ВАР? – обратились позже к Черевченко. – Парфенов сказал, что не понял ни пенальти, ни удаление.
– Я соглашусь с коллегой, – ответил тренер, которого все же больше расстроило начало игры и ее результат. – Я тоже не понял пенальти, не понял удаление. Не знаю, раз приняли эти решения, может, пенальти и удаление были. Не смотрел еще эти моменты, сделаю это ночью или вечером, когда пересмотрю игру. Все равно нужно вносить коррективы, работать над ошибками.
Машина ВАР в Туле pic.twitter.com/3VmCKpV4cm
– СЭ Футбол РПЛ (@football_se) 15 мая 2019 г.
Как на поле выглядела история с работой ВАР и Карасева, рассказали игроки "Арсенала". Вратарь Артур Нигматуллин в принципе понял главного судью, капитан и защитник оружейников Кирилл Комбаров был удивлен его решением после подсказки видеоарбитра Мешкова.
– Он смотрел ключевые моменты, – ответил Нигматуллин на вопрос о действиях главного арбитра до и после изучения видео. – Пошел, посмотрел и назначил пенальти, потом удалил Бикфалви. Это важные моменты. Судья не говорил, что именно смотрит, просто потом сообщал: была рука – пенальти, игрок (вроде как) наступил – удаление.
Это современный футбол, везде внедряют ВАР, чемпионат России – не исключение. Если такая тенденция, от этого никуда не деться. Понятно, что болельщикам и зрителям пока непривычно, не совсем удобно еще сидеть и ждать по пять минут, пока примут решение.
– Я подходил к судье, спрашивал, что они смотрели – он не отвечал, а выносил решение, – сказал Комбаров после вопроса, понятно ли было игрокам поведение Карасева. – Не знаю, вправе или нет он что-то объяснять. Наверное, судья не обязан это делать, потому и не говорил.
Мы посмотрели повтор момента с пенальти. Возможно, контакт руки (Беляева) с мячом был. Но он даже не изменил направление полета. Считаю, это железобетонная ошибка судьи. Если бы мяч изменил направления движения, можно было бы понять решение. Но мы смотрели несколько раз повтор, этого не было.
– ПФК Арсенал (@pfc_arsenal) 15 мая 2019 г.
Весенний "Арсенал" – пожалуй, главное открытие чемпионата. В лиге команда Игоря Черевченко собрала серию из 11 матчей без поражений, после зимней паузы провела шесть сухих встреч подряд и потом пропустила всего дважды – в Уфе и Оренбурге. К декабрьской победе над "Зенитом" на своем поле (4:2) оружейники добавили еще три крутых – над ЦСКА, "Спартаком" (вторая за сезон) и "Локомотивом" с общим счетом 7:0. Уже есть клубный рекорд по числу набранных очков (45 против 42 в чемпионате-2017/18), еще один набранный балл или осечка "Ахмата" гарантируют Туле лучший результат в премьер-лиге (шестое место, а ведь может быть и выше) и новую надежду на Лигу Европы.
Единственная неудача в 2019-м у "Арсенала", который в четвертьфинале Кубка прошел "Оренбург" (4:2 на выезде в ноябре и 1:1 в Химках в марте), случилась в первом полуфинале в Екатеринбурге 3 апреля – 0:1. Через 10 дней после того матча "Арсенал" и "Урал" сыграли в Туле в чемпионате – и при большом числе моментов никто не забил (xG, прогнозируемые голы, в той встрече – 2,34 – 1,65). Это выглядело аномалией и для оружейников (в РПЛ их xG заметно ниже количества реальных мячей – 30,78 против 37), и для уральцев (встреча стала для них первой сухой за 23 тура).
Если с топ-клубами туляки успешны в быстрых атаках, то с соперниками вроде "Урала" или "Оренбурга" (и даже "Анжи" с "Енисеем") часто мучаются против плотной обороны при большом числе обводок, дальних ударов и подборов. Скорость решений в позиционном нападении не самая высокая, а индивидуальное мастерство не всегда выручает.
После поражения на Урале красно-желтые готовились к осаде. Ее усложнили две неприятности – кадровая и игровая. Дисквалификации Григалавы и Кадири, повреждения Джорджевича и Кангва привели к перестановкам в обороне и главное – в атаке. Черевченко решил сыграть с "ложной девяткой", выходившим весной на поле только в этом полуфинале Лесовым. Реализация плана усложнилась после пропущенного гола на первой минуте, а затем – после ВАР-пенальти. Нигматуллин отразил 11-метровый, но Эль-Кабир первым вышел на добивание. Проваленная стартовая четверть часа и 0:2, большое число атак с ударами и опасными моментами, погоня после перерыва – на финал у арсенальцев не хватило сил.
– Что произошло на первой минуте? – спросили Черевченко после матча. – Показалось, что команда вышла на поле вареной...
– Есть такое. Нам тоже так показалось. Поэтому проиграли сегодняшний матч за 15 минут. Потом вернулись в игру, могли еще больше забить, но, к сожалению, поезд уже уехал. Но скажу одну вещь: все равно у нас есть команда, которая играет до конца. Она это сегодня доказала. Даже 0:2 команду не сломили, у нее есть дух. К ребятам вопросов нет. По ошибкам – да, а по самоотдаче, желанию победить – вопросов нет.
– С учетом проблем в атаке, как принимали решение по выбору в нападении?
– Выпустили "ложную девятку". У "Урала" футболисты обороны высокие, тяжеловаты немножко. Впрочем, это не мое, не должен обсуждать чужую команду. Решили выпустить скоростного, техничного, резкого игрока (Лесового). Наверху там выиграть было бесполезно, команда у соперника рослая.
– Кто-то из футболистов с повреждениями может успеть вернуться к воскресной игре чемпионата с "Краснодаром"?
– Будем надеяться, что те футболисты, у которых незначительные повреждения, могут вернуться. Примем решение вместе с докторами. Но вполне вероятно, что никто не прибавится. Физиологию не обманешь. Это жизнь, у всех команд такие проблемы. Но есть коллектив, есть футболисты, которые должны заменить выбывших.
– А в какой категории Джорджевич и Кангва?
– Джорджевич в такой категории, что он закончил сезон. (По данным "СЭ", 24-летний арендованный у "Зенита" черногорский форвард потратит на восстановление не меньше трех недель).
О том же шокирующем начале говорили после матча Нигматуллин и Комбаров. И при этом пообещали найти силы на борьбу за попадание в Лигу Европы в матчах с "Краснодаром" и "Динамо". При заочной конкуренции со "Спартаком" и ЦСКА им может также помочь победа "Локомотива" в Кубке.
– Согласен, первые 15 минут вышли шокирующими, – сказал Нигматуллин. – "Урал" был явно сильнее нас, забил два мяча. Потом мы сделали все, что могли, и теперь обидно, тяжело принять это поражение по сумме двух матчей. Но что поделать.
– Отыграться у "Урала" после 0:2 – это что-то нереальное?
– Счет на табло. У нас были моменты, подходы, попадали в штангу и перекладину. Но у "Урала" и так был перевес в один мяч, а он забил сразу после начала матча еще два. Нам никак нельзя было пропускать. К большому сожалению, это произошло. Стадион помогал, гнал вперед, мы бежали. Вы видели, в конце ребята просто падали без сил. Отдались полностью.
– Наверное, и эмоции теперь на нуле?
– Эмоции тоже потрачены. Но нужно восстанавливаться, осталось два тура чемпионата. "Арсенал" в этом сезоне уже не раз доказывал, что у нас хорошая команда, мы играем до конца, а потому не просто так вверху таблицы. Постараемся еще подняться, насколько возможно.
– Лига Европы дальше не стала?
– Давайте посмотрим в конце сезона. Конечно, хотелось выйти в финал и взять кубок. Но посмотрим, что будет после чемпионата – где будем мы и где Лига Европы.
– Мы провалили первые 15 минут, нам забили два гола, – сказал Комбаров. – Конечно, после удаления (Бикфалви), мы имели колоссальное преимущество, доминировали на поле. Очень много ударов, но, к сожалению, мяч не летел в ворота... Сегодня, как и всегда, у нас была очень хорошая поддержка. Всегда слышим трибуны, спасибо им большое.
– Осталось два матча чемпионата. Как подойти к ним после непопадания в финал Кубка, когда истрачено столько сил и эмоций?
– Нужно забыть эту игру. У нас есть шанс попасть в Лигу Европы, нужно сосредоточиться на двух оставшихся матчах. Нам все по силам.
С победой!!! ??? pic.twitter.com/CAW5hOHvcz
– ФК Урал (@FCURAL) 15 мая 2019 г.
Дмитрий Парфенов вышел в финал Кубка второй сезон подряд, по пути к главному матчу снова обидев "Спартак". Прошлой весной тренер выиграл турнир с "Тосно" и Мирзовым в составе против курского "Авангарда", теперь постарается повторить успех с "Уралом" против "Локомотива". Перед матчем в Туле у него были свои кадровые проблемы – из-за потерь Страндберга, Димитрова и дисквалификации Бумаля пришлось делать серьезные перестановки. А удаление автора первого гола Бикфалви создало проблемы не только в эту среду. Вдесятером с перевесом в счете все располагало к действиям от обороны, пусть даже со слишком серьезным уклоном. И теперь у тренера новая загадка – кто будет строить игру в самарском финале в следующую среду.
– Вы второй год подряд выходите в финал. Эмоции сравнимы? – спросили Парфенова на послематчевой пресс-конференции.
– Они одинаковые, поверьте. Тяжелейшая ситуация, вы видели. Наверное, говорить, что что-то незаслуженно, точно нельзя. Пойдите, скажите это игрокам. Думаю, все закономерно. На данный день. Кубок тем и интересен, что это короткое противостояние, и нужно быть готовым в конкретный момент решить задачу. Хотел бы поблагодарить ребят за то, что дотерпели, выполняли то, что нужно. Да, было тяжело вдесятером это делать больше тайма против "Арсенала" в матче, в котором все было на кону. Благодарю и наших болельщиков, которые ждали этого выхода в финал. Но теперь есть финал, следующий шаг.
– Вы привили уральцам спартаковский дух, дух победителя. Каков прогноз на финал? – удивил тренера вопросом один из местных представителей прессы.
– (Ухмыляется.) Как я могу давать прогноз на финал? Вы прогнозы даете, а я там буду участвовать, играть. Как любой тренер и футболист, наверное, раз попали в финал, хотим его выиграть. Как и соперник, "Локомотив".
– У вас есть резерв не только на финал, но и на два оставшихся матча чемпионата? Или все внимание теперь – на Кубок?
– Хочется сегодня порадоваться. Завтра у нас выходной, прилетим только под утро. Соберемся, посмотрим, кто живой и не живой, будем принимать решение. Для этого и есть обойма, вся заявка. Как я футболистам говорил, наиграются все, когда придет время. Вопрос в том, будешь ли ты готов. И об этом я говорю футболистам каждый день...
?Смотрим видеообзор матча #АрсеналУрал и еще раз смакуем эту огненную битву!https://t.co/C2SMLCbENO
– ФК Урал (@FCURAL) 15 мая 2019 г.
Парфенов вышел в финал Кубка второй сезон подряд, "Урал" – во второй раз за три года. И снова сыграет с "Локомотивом". Сочинский матч весной-2017 вышел горячим. Соперники в победной для команды Юрия Семина игре (2:0) зарубились так, что в конце на поле вспыхнула драка. Ее активным участником были Фидлер и Ари, со стороны ситуацию едко комментировал Павлюченко. Уральский капитан Фидлер получил новый шанс взять трофей, с чем его среди прочего поздравили в ликующей раздевалке "шмелей" в Туле. Вместо Павлюченко у "Урала" есть другой бронзовый призер Евро-2008 и нелюбитель легионеров в национальной команде (такой, что в КДК можно идти) – Погребняк. Он уже назвал встречу чемпионата с "Локо" в воскресенье, 19 мая, репетицией главного сражения сезона. И футболисты, и их президент думают о трофее и прямом пропуске в Лигу Европы.
– Да, у нас сейчас сначала игра в чемпионате, а потом финал Кубка, – улыбнулся Иванов на вопрос о новых встречах с командой Семина. – Мы – старые соперники. Хочется сыграть и постараться взять реванш. "Локомотив" – хорошая команда, будет тяжело, но мы постараемся.
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Спартак | 6 | 14-4 | 15 | |
2 | Динамо | 6 | 17-13 | 11 | |
3 | Динамо Мх | 6 | 8-8 | 8 | |
4 | Кр. Советов | 6 | 8-22 | 2 |