6 марта 2014, 00:30
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ – АРМЕНИЯ – 2:0
Вчера сборная России легко победила Армению в первой товарищеской игре в преддверии ЧМ-2014
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Едва наши повели в счете, стало ясно: у матча появился дополнительный подтекст. Сборной России предстояло удерживать планку первых минут. Высокую и обязывающую. Ради чего товарищеские игры с более слабыми соперниками в общем-то и проводятся.
Справились мы или нет – вопрос, имеющий несколько ответов. Если говорить исключительно об уровне футбола, он не был в Краснодаре фиксированной величиной. И это логично. Даже на пике готовности сборные редко проводят одноуровневые матчи, скатываясь вольно или невольно на аритмию, введенную в обиход Валерием Лобановским. Без нее расход сил либо слишком велик, либо непредсказуем, а и то, и другое чревато заваленными концовками.
Тем более невозможно выглядеть одинаково сильными все 90 минут, когда матч товарищеский и проводятся массовые замены. Но наши пытались быть сильными именно все 90 минут. И до замен, и после. И когда получалось, и когда нет. А это в нынешней ситуации – то, что надо.
Здорово бы еще не видеть прямо по курсу никакой глобальной нервотрепки вроде Бразилии. Вот тогда игру против армян можно было бы нахваливать обильно и густо, щедро сея эпитеты. Она ведь мартовская. А мы в ней предстали какими-то прямо сентябрьскими. Голодными до затей, борьбы, напора. И не важно, что получалось, – важно, что команда очень хотела, чтобы получалось. И добилась своего в итоге.
Однако глобальная нервотрепка в Бразилии нам все же предстоит. И рассматривать приятный во многих отношениях матч против армян мы обязаны именно в этом преломлении. Иначе какой от него прок?
Краснодарский сюжет, скажем, дал понять: в сборной России есть люди из категории "наше все". Их надо холить и беречь от травм, их нельзя в ближайшие месяцы перетренировать или перехвалить, им нужно все время подсовывать какие-то стимулы, чтобы довести к июню до футбольного, извиняюсь, оргазма. Потому что без них сборной и всем нам будет несколько тоскливее. И потому что с ними дело спорится лучше, чем без них.
Кокорин, Самедов, Широков – вот эти люди, которых я, считай, уже и начал хвалить вопреки собственному предостережению. Их не назовешь незаменимыми хоть в переносном смысле, хоть в прямом. Но когда они находятся в такой форме, как вчера, они – ключевые. А если к Бразилии они подойдут в другой форме, значит, это чье-то головотяпство, форс-мажор или непрофессионализм. Отправиться в Южную Америку готовыми хуже, чем в матче с армянами, главные люди сборной просто не имеют права.
Другое дело, что таких людей в команде через три с половиной месяца может и должно быть больше. К этому статусу, на мой взгляд, относительно близки Шатов и Дмитрий Комбаров. А традиционно близки – Жирков и Акинфеев, несмотря на специфическое амплуа последнего. При этом слова "главный" и "ключевой" в данном контексте означают реальную отдачу и пользу, а вовсе не гарантированное место на поле из-за, к примеру, скудости тренерского выбора на тех или иных позициях.
Чего еще не хотелось бы, но что было в Краснодаре, так это суеты в завершающей стадии атаки. Ясно, что многое тут завязано на персональные класс и мастерство. А эти субстанции в последней стадии не корректируются, поскольку граничат с инстинктами и шлифуются в нежном возрасте. Однако поработать над духом киллерства Фабио Капелло все же не помешало бы. Замена мельтешения на мощный убойный акт из серии "корчевание с мясом" не только рождает голы, но и деморализует соперника. А если у чужих ворот начинается перфекционизм, сразу и не поймешь: то ли мы слишком хотим, то ли немного не можем?
С другой стороны, сказанное в последних четырех абзацах также можно списать на перфекционизм автора. Для начала марта сборная России провела знатный матч. Показала класс и неравнодушие. Собрала авоську голевых моментов. Предстала агрессивно-боевой единицей. Немного недопроверенной осталась лишь оборона. Ну так и товарищеский матч у нас не последний. А те, что ждут впереди, будут уже не с армянами, – готовься, оборона.
Все остальное дает основания считать, что у России есть сильная сборная. Но не дает оснований заявить: "Эта команда достаточно сильна для Бразилии". В Краснодаре мы были сильны для Армении. Прочее выяснится чуть позже.