4 декабря 2017, 00:15
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2018. Жеребьевка финального турнира
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Хозяевам при выборе группы традиционно везет. Но для сборной России все сложилось просто изумительно. Придумай кто-то самый идеальный вариант, и тот бы проиграл жребию, вытянутому Марадоной, Каннаваро и Кафу для команды Станислава Черчесова.
Ни один из наших соперников не входит в топ-16 рейтинга ФИФА. На сам рейтинг, конечно, можно не обращать внимания – ведь и мы играем в последние несколько лет настолько "сильно", что занимаем сейчас последнее место из всех 32 команд-участниц. Оценить все прелести этого положения еще предстоит при жеребьевке отборочного турнира ЧМ-2022 (если, конечно, нынешний принцип подсчета кардинальным образом не изменится). Возможно, в 2010-м ЮАР оказалась по цифрам в еще худшем положении, но гордиться тут действительно нечем.
Меня удивляет другое. Пока никто, кроме футболистов (сужу по мнениям Андрея Лунева и Дмитрия Комбарова в блицинтервью "СЭ"), не сказал для болельщиков что-то более или менее ободряюще-внятное.
Комбаров: "Нас можно назвать фаворитами, потому что мы – хозяева".
Федор Смолов, которого цитирует твиттер сборной, заявил: "Выходить из этой группы, считаю, можно".
Довольно уверенный оптимизм, согласитесь. Было бы странно, скажи сейчас футболисты, что группа сложная и еще непонятно, выйдем ли.
Саудовская Аравия и Египет – тяжелые соперники? Да болельщик засмеет!
Понять слова Черчесова в интервью "СЭ" ("Как можно называть себя фаворитом, не изучив соперников?") можно, но принять – невозможно. Дело, попробую домыслить, не только в изучении соперников. Вряд ли в ближайшее время тренеры узнают о них что-то такое, что даст основания убедить Россию, которая, по утверждению Вячеслава Колоскова, только и мечтала о таком жребии, в обратном.
Саудовская Аравия, возможно, слабейшая команда турнира. Египет не играл на чемпионатах мира с 1990 года. Да, есть Уругвай. Но нынешнее поколение этой сборной, наверное, свой пик уже прошло. Да и биться с Суаресом и компанией предстоит лишь в 3-м туре. Где, помечтаем, после двух побед подопечных Черчесова многое будет уже решено.
Нет, правда, если таких соперников в таком календаре не обыгрывать, то какие вообще задачи должны стоять перед сборной на домашнем чемпионате мира?
Виталий Мутко говорит (цитата по "Интерфаксу"), что "в нашей группе есть топовая команда Уругвая, сильная команда Египта, Саудовская Аравия, которую мы меньше знаем, но в целом на чемпионате мира слабых команд нет, надо готовиться к каждой и не считать, кто сильнее и слабее, иначе возможны сюрпризы. Такая задача будет стоять перед командой".
То есть задача, стоящая перед командой, – не допустить сюрпризов, не считать, кто слабее и сильнее? И никаких конкретных целей? При таком вот жребии? Откуда вся эта футбольная дипломатия?
Наверное, более уверенно можно было бы говорить, имей сборная поставленную игру и результат в последние два года. Но вряд ли и то, и другое может удовлетворить.
Процесс смены поколений оказался болезненным, но это прогнозировалось после провального Euro-2016, последний матч которого команда доходила пешком, и игроки, по словам Леонида Слуцкого, признали себя г…ом.
Логика в словах Мутко и Черчесова присутствует – из г…на конфетку сделать непросто. А значит, и отвечать некому, ведь такое поколение у нас уродилось?
За два года сборная старательно училась играть в футбол по Курбану Бердыеву, действуя в пять защитников. Лучше, чем сам Бердыев, этому футболу Черчесов не научит. Под самый конец года сборная сумела пропустить только один гол от проводящей выставочный матч Аргентины (сборная России продемонстрировала отвратительный футбол) и три – от Испании, которая перестала, на мой взгляд, играть при счете 2:0. То же самое, полагаю, произошло и во встрече с Бельгией.
За эти два года сборная провела полтора десятка матчей разной степени сложности. Ни разу от тренерского штаба сборной и футболистов не высказывалось недовольства в адрес РФС по условиям подготовки и соперникам. Противники были разнообразными, сборная в период смены поколений получила возможность проверить себя в условиях, когда результат не довлел.
И на выходе хотелось бы услышать что-то более ободряющее, чем утверждение об изучении соперников. У меня сложилось убеждение, что если 7-8 лет назад РФС говорил о задаче выиграть титул чемпионов мира, то сейчас по каким-то причинам президент федерации и главный тренер сборной опасаются сказать хотя бы о минимальных целях – выходе из группы.
Потому что постановка задачи – это ответственность. Кто эту ответственность понесет?