Борис ЛЕВИН
Пока мы с вами плясали на костях африканских команд, большой топор подкрался к нашему собственному европейскому дому. Старушка Европа, считающая себя единственно сильным, задающим моду в футболе континентом (были, конечно, всегда Бразилия с Аргентиной, но они же не более чем артефакты, не так ли?), обнаружила вдруг в ЮАР, что "от кутюр" нынче шьют исключительно в Южной Америке, а ее собственные текстильные изделия скатились вдруг до уровня заштатного ателье.
Нет, то, что за своими географическими пределами мы чемпионаты мира не выигрываем, было известно всем. Но чтобы быть неспособными на это до такой степени! Какой сумасшедший мог предсказать, что одна из путевок в полуфинал (!) будет разыграна в квартете Уругвай - Корея - США - Гана? И кто потрудился над обеспечением столь экзотического набора? Закрывавшие данный участок фронта Франция с Сербией при активной поддержке англичан.
Кто мог предположить, что в очных противостояниях с представителями той самой Южной Америки представители Старого Света после четырнадцати дней групповых игр будут уступать с общим счетом +0=2-3 (а если учесть еще и примыкающую Мексику, то -4). Есть надежда, что статистику сегодня, в последний день групповых турниров, могут подправить действующие чемпионы Европы, но что-то мне тревожно - как бы испанцы ее не ухудшили.
На старте чемпионата много говорили о том, что признанные европейские гранды набирают ход умышленно медленно, а к плей-офф все встанет на свои места. Оказалось, что даже эта вечная теория сегодня не работает. До чего "донабирались" финалисты предыдущего мирового первенства Франция с Италией, и говорить не приходится. Но остальные-то тоже успели поставить себя в патовое положение.
Да, Англия выкарабкалась, но за счет кого? За счет своей же европейской Словении. И выкарабкалась-то условно - даже в первом своем хорошем матче родоначальники футбола после душераздирающих промахов Руни и Ко обеспечили себе лишь минимальную победу, которая привела их прямиком на тот участок леса, где охотятся матерые хищники Германия и Аргентина.
Кстати, Германия, которой все так восторгались после первой игры, тоже во многом "отскочила" - атаки ганцев, которых мы было уже похоронили (как же - играть с самой бундестим!), смотрелись не хуже, если не лучше немецких. А в эндшпиле этой обоюдоострой партии африканцы, похоже, просто бросили играть - счет в параллельном противостоянии, где практически обреченные австралийцы били сверхмотивированных сербов с разницей в два мяча, обеспечивал Гане лакомое второе место в группе, которое вело в тот самый названный выше экзотический квартет, а не к Англии и Аргентине.
Вчера очередной гвоздь в крышку европейского гроба вбила Италия - на Липпи просто больно было смотреть, но разве он не собственными руками сотворил весь этот марлезонский балет? Ответьте хотя бы на один вопрос: почему бодрый Квальярелла получил шанс только во втором тайме последнего матча, в то время как суперквелые Яквинта с Джилардино рассматривались опытным тренером как единственная надежда и опора? И таких вопросов десятка два как минимум наберется.
Вы скажете, что у нас есть Голландия? А что Голландия? Блистательной игры a la Euro-2008 она и близко не показывает: все ее благоприобретенные капиталы связаны с облегченным режимом сопротивления в группе. Там ведь - внимание, ключевой момент! - не было ни одной американской команды.
Расклад ван Марвейку по-прежнему благоволит - теперь "Оранжевые" должны вступить на тропу братоубийственной, однако не представляющейся слишком сложной, войны со словаками, но дальше-то нужно закрывать своим телом бразильский дот (во время написания этих строк я еще не знаю результатов в группе F, и если в этом моем абзаце вы нашли ошибку, значит, голландцы затеяли какие-то хитроумные игры по выбору соперника, которые до добра обычно не доводят).
В общем, пасьянс нынче таков, что мы вполне можем получить полуфиналы Уругвай - Бразилия и Парагвай - Аргентина. Что будет несмываемым позором для европейского футбола на пару ближайших веков, не менее. Мои надежды теперь - только на чемпионов Старого света. Да, Испания здесь излишне суетлива и непривычно неэффективна в атаке, но играть в футбол она все-таки не разучилась. И если не "Красная Фурия" при поддержке соседей-португальцев, то кто вытеснит из одной из четвертушек хотя бы Парагвай?
Вот только бы ей Чили суметь обыграть для начала.
Группа С. Матч № 38.
США - АЛЖИР - 1:0
Слава МАЛАМУД
Что полагается делать футбольной команде, у которой в двух матчах подряд отбирают чистые голы? Которой не дают явные угловые и не свистят нарушение правил, когда ее игрока лупят локтем в лицо в штрафной площади? Которая проигрывает со счетом 0:2 во втором тайме? У которой, наконец, в решающей игре мяч с катастрофическим упрямством не лезет в ворота?
Этой футбольной команде полагается немного помахать руками, пару раз схватиться за голову, может быть, даже изобразить картину "Крик", но потом обязательно смириться с судьбой и приготовить послематчевые ремарки, начинающиеся со слов: "Мы сделали все, что могли, но..."
Только вот американцы (а эти заметки, как вы уже догадались, о сборной США) плохо знают футбольный этикет, и потому они выбрали куда более трудный путь - действительно сделали все возможное.
Любите вы "штатников" или нет, но должны признать: этот чемпионат был бы пресным, кабы они в нем не играли. Можно было бы тогда заставить себя чем-то восхищаться и кого-то ставить в пример? Или было бы лучше просто умыть руки, признать, что современный международный футбол высшего уровня - бесстыжий фестиваль самодовольной вальяжности и выставка глумливого цинизма, принять холодный душ и переключиться на пиво и рыбалку? Но американцы, к счастью, на этом чемпионате есть. И, если чемпионату и нам по-настоящему повезет, они вполне могут оставаться в игре до самого полуфинала.
Эта сборная являет собой то, чем футбол когда-то был, но потом почему-то быть перестал. Американские дровосеки без божьей искры в ногах, но с геенной огненной в глазах, - звонкая оплеуха забронзовевшим грандам Европы, с готовностью блистающим только за очень большие деньги. Кривлянья Криштиану Роналду, истерики Раймона Доменека и вся итальянская опера, вместе взятые, не стоят и одной слезы из тех, что Лэндон Донован пролил на пресс-конференции после матча с Алжиром. По уровню передаваемых зрителю эмоционального заряда и чистой, незамутненной радости с Америкой сравнится разве только марадонова Аргентина. Но этим сам бог велел играть на нерве и с нагловатым мачизмом, как танцуют знойное танго со стилетом в зубах и женой лучшего друга Хуана в объятиях. Американцам же высшие силы не дали ничего, а низшие только и делали, что отбирали.
Вообще, не забей Донован свой невозможный гол, заметки эти пришлось бы писать о судьях. Или, если точнее, о судьях, словенцах и французах алжирского происхождения. Словенцы цинично играли на минимальное поражение, возложив надежды на глухую оборону Алжира. Французы с арабскими корнями недвусмысленно показали, что им начхать на выход из группы и что, по их мнению, Алжиру - их исторической родине - вполне достаточно подарка из двух почетных очков, добытых в убогих нулевых ничьих. Тогда как судьи делали то, чем они с радостью занимаются каждые четыре года, - засуживали сборную США.
Впрочем, тема судейства вообще и определения офсайда в частности - весьма богатая, и к ней, как я думаю, еще будет повод вернуться. Главное же не в том, кто, как и по каким причинам перекрывал американцам кислород, а то, как на это среагировали сами американцы.
Ведь, согласитесь, никого другого в такой игре, старательно "засушиваемой" соперником и сдобренной тоннами прожженной невезухи, невозможно представить забивающим победный гол на 91-й минуте. Ну кто еще мог оказаться на месте Хоуарда, который бросил своих парней на последний штурм, зашвырнув мяч рукой за центральную линию, что твой дискобол. Или на месте Алтидора, который летел в чужую штрафную, будто не было за спиной 90 минут сущих мучений и нескольких таких же забегов. Или на месте бешеного, неутомимого, великолепного в своем безумии Демпси, который не удосужился даже вытереть кровь с разбитого лица - и попер напролом к прострельному пасу. Или на месте Донована, который соорудил и завершил победную атаку, оставив позади полтора часа и несколько лет разочарований. И ведь чтобы подарить чемпионату мира этот экстаз, американцам потребовалось всего лишь быть самими собой - но на полную катушку.
Его капризное величество футбол редко вознаграждает преданных воинов. Чаще всего ему по душе заискивающие придворные. Но этому конкретному чемпионату на этом конкретном этапе, видимо, совсем уж позарез нужен был красивый и мужественный победитель. О, если бы футбол всегда был так справедлив!
Вашингтон
Сборную Франции в парижском аэропорту Бурже вчера встречала кучка возмущенных болельщиков, несколько журналистов и внушительный контингент жандармов и полицейских, в том числе из отряда спецназначения. Во Францию вернулись не все - Флоран Малуда предпочел самостоятельно добираться в Лондон. А за Тьерри Анри в аэропорт прибыл автомобиль управления делами президента республики.
Николя Саркози, как и планировалось, принял нападающего, который в ходе провального для "Трехцветных" ЧМ-2010 принял участие в двух матчах, оба раза выходя на замену. Согласно пресс-службе Елисейского дворца, беседа носила частный характер, и ее содержание не подлежит разглашению.
Днем ранее Саркози обсуждал ситуацию с премьер-министром Франсуа Фийоном, министром здравоохранения и спорта Розелин Башело и госсекретарем по вопросам спорта Рамой Яде. По итогам этого собрания было принято решение о проведении в октябре национального совещания, посвященного положению в футболе, с целью реформирования системы руководства им. Президент также дал поручение правительству проследить за тем, чтобы футболисты сборной не получили за выступление в Южной Африке "никаких финансовых поступлений".
Чтобы поговорить с Анри, президент отменил встречу с представителями неправительственных организаций в преддверии встречи глав государств "Большой двадцатки" в Торонто. В знак протеста эти представители отказались встретиться с предложенным им в качестве замены членом французского правительства. Как возмущенно заявил их уполномоченный, "для президента республики важнее принять футболиста, чем обсудить вопросы, касающиеся положения трех миллиардов бедных людей в развивающихся странах".
Газета Liberation утверждает, что из-за футбола президент отказался во вторник от встречи с главой Швейцарской конфедерации Дорис Лойтхард. В последний момент ей сообщили, что у Саркози слишком насыщенный график в связи с наводнением в департаменте Вар и реформой пенсионного обеспечения, однако в действительности руководитель государства смотрел трансляцию матча ЮАР - Франция.
В интервью радиостанции RTL министр Башело заявила вчера, что ответственность за "катастрофу" на мировом чемпионате разделяют игроки, тренер и федерация. Отставку Жан-Пьера Эскалетта с поста президента Французской федерации футбола она считает неизбежной. При этом мадам Башело заметила, что правительство не вправе его уволить. Она также сообщила, что отказалась от проведения аудита дел сборной, поскольку им хочет заняться парламентская комиссия. "Нахожу логичным, чтобы проверку осуществили представители народа", - сказала министр.
Между тем Эскалетт еще сразу после матча французов с южноафриканцами в Блумфонтейне заявил, что не в его правилах покидать корабль. Не собирается подавать в отставку и вице-президент федерации Ноэль Ле Грэт, поскольку-де он работает со спонсорами и занимается продажей телевизионных прав, а к спортивным вопросам никакого отношения не имеет.
С призывом к политическим деятелям страны соблюдать благоразумие обратился вчера Национальный союз профессиональных футболистов. "Политики выстраиваются в ряд всякий раз, особенно когда в стране ухудшается социальная обстановка, чтобы либо извлечь для себя выгоду из успехов, либо предстать спасителями отечества, хотя они абсолютно не знают мир профессионального спорта", - говорится в коммюнике футбольного профсоюза. Организация встала на защиту Эскалетта, напомнив, что совсем недавно его превозносили за то, что Франция получила право на проведение Euro-2016. "Требуется взвешенное обсуждение проблем, а не огульные обвинения", - отмечается в документе. (Александр ПРОСВЕТОВ)