Чемпионат мира

10 декабря 2010, 18:00

Здравствуй, Азия!

Екатеринбург - единственный город в российской заявке на ЧМ-2018, географически расположенный в азиатской части нашей страны.

ЧТО ЕСТЬ

Уникальной заявку уральцев делает, впрочем, даже не этот, а два других факта. Первый - в четвертом по численности населения городе России, согласно Книге рекордов Гиннесса, самом восточном городе-миллионере Старого Света уже завершают арену, которая будет принимать игры турнира. Второй - сам Екатеринбург меньше других областных и республиканских центров России нуждается в модернизации. Даже бурно растущая Казань будет вынуждена как минимум реконструировать свой аэропорт, а в идеале - построить новый. "Кольцово" в столице Урала уже отстроили заново, и этот аэровокзал - один из самых современных и крупных в России. В городе прокладывают, пусть и не быстро, новые дороги и развязки, хотя пробки - настоящий бич Екатеринбурга.

Зато решена проблема проживания гостей уральской столицы. Есть с десяток роскошных и комфортабельных отелей с пятью или четырьмя звездами в паспорте. Полный порядок и с вариантами эконом-класса - двух и трехзвездными гостиницами. Нет никаких сложностей и с ресторанами, где можно увидеть и даже услышать легенд российского рока. Лидер "чайфов" Владимир Шахрин владеет одним из таких заведений.

Хороша и экскурсионная программа в Екатеринбурге. Красив и печален Храм-на-Крови. Он возведен на месте снесенного Ипатьевского дома, где был убит последний российский император Николай II и его семья. В историческом центре города немало интересного. А завод "Уралмаш" занимает территорию небольшого города: рабочие в советское время ездили к своему цеху от проходной на автобусе. И не стоит забывать о роскошной уральской природе.

ЧТО БУДЕТ

К 2018 году в Екатеринбурге построят новые отели, и не один. Город получит как минимум несколько дорожных развязок. За его чертой появятся места, куда при желании можно будет поселить сборные, которым выпадет эта доля - жить и играть на Урале. И к лету будущего года Екатеринбург приобретет главное - новый стадион. Первый из тех, которые страна должна построить к 2018 году. Правда, не в том виде, что обозначен в заявочной книге России. Но к турниру все должно быть в нужной форме.

Стадион в главном городе Урала строят уже пятый год. После введения в строй он получит статус памятника архитектуры. Остов старой арены, возведенной в 50-х годах прошлого века, пришлось сохранить. "Коробка" уже два года как готова, уложенный газон местными футболистами тоже используется. Но впереди - около восьми месяцев напряженной работы.

Для "СЭ" и коллег, которым предстоит пройти большой путь, детали первой футбольной стройки ЧМ-2018 раскрыл Александр Пумпянский, заместитель генерального директора группы "Синара" - инициатора стройки, ее первого и по-прежнему главного инвестора.

- У вас есть рецепт, как правильно строить стадионы в России? Можно ли в нашей стране сделать это быстро, хорошо и без участия власти?

- Строить нужно с нуля. Это главное. Мы потеряли полтора года только на согласования и получение документов. У нас же эксклюзивный объект - памятник архитектуры. Правда, когда мы начали стройку, выяснилось, что памятники - они у нас только в постановлениях имеют такой статус. На деле никаких документов не было. Мы сами получали всю необходимую документацию, закреплявшую за ареной ее особый статус.

- Нынешний статус Центрального стадиона в Екатеринбурге - акционерное общество, хотя работы ваша группа начинала в одиночку. Какой вариант кажется вам наиболее оптимальным - появление акционерного общества на нулевом старте либо строительство арены одним или двумя инвесторами, а потом преобразование готового проекта в некую самостоятельную бизнес-структуру?

- Если говорить о технологии успешного и быстрого строительства, то заказчик должен быть один. Именно он принимает все ключевые решения, он ведет объект и в конечном итоге отвечает за результат. Это просто удобно. Как бы ни говорили о хороших отношениях с властью, которая стала нашим партнером на "Центральном", есть определенные корпоративные процедуры. И они отнимают определенное время. Например, чтобы получить решение по кредитованию, нужно собрание акционеров, потом принятое решение, документооборот. Это процесс растягивается на четыре месяца. Иного пути не существует. И потом, новый стадион - это новые решения, о которых пятьдесят лет назад, когда строили "Центральный", просто не думали. Элементарная вещь - парковки. Тогда такого количества машин просто не было.

- Вас как-то касался тот факт, что Россия боролась за право проведения ЧМ-2018, или новый стадион в Екатеринбурге построили бы в любом случае?

- Не секрет, что в качестве займа мы используем средства "Глобэкса" - структурной части ВЭБа. По сути, это государственное финансирование. Когда на кредитном комитете решали вопрос о финансировании объекта, во главе угла стояла его социальная функция, а не коммерческая составляющая. Наверное, когда решение о возобновлении строительства арены принималось, то помимо прочих факторов учитывался и этот - участие России в гонке за чемпионатом мира.

- А чем вы руководствовались, ввязываясь в стройку? Для бизнеса куда полезнее построить торговый молл, верно?

- Мы принимали и принимаем самое активное участие в жизни мини-футбольного клуба Екатеринбурга. Там за пятнадцать лет создана эффективно работающая структура. Школа выпускает игроков, клуб занимает лидирующие позиции в стране и Европе и спокойно переживает расставание с лидерами. Выделяемые нами деньги работают. Григорий Иванов, создатель и президент мини-футбольной команды - живой пример эффективного спортивного менеджмента. Когда нас попросили заняться большим футболом, идея развития "Урала" была понятна - построить клуб по схожим принципам. На должность руководителя клуба мы пригласили Иванова, хотя большой футбол, конечно, не мини. Тут сложнее. Хотя при любой специфике вида спорта базис профессиональному клубу все равно нужен, и по нашему убеждению он должен быть свой, уральский. Для этого необходимо создавать инфраструктуру. Стадион в этой истории - ключевой момент. На конкретное решение о реконструкции "Центрального" повлиял тот факт, что в первый же год нашего участия в делах команды на нее пошел народ. "Урал" боролся за выживание в первой лиге, а на стадионе пришлось открывать на тот момент почти аварийную трибуну. Мы увидели: команда востребована. Тогда же возник еще один вектор развития клуба: "Урал" необходимо постепенно выводить на уровень наших топ-клубов. Вот только без нового стадиона все вложения в команду выглядят неоправданно. Вот и вся история. Она логична и вписывается в принципы, которых мы придерживаемся, инвестируя в профессиональный спорт. Если бы не кризис, то в 2009 году, как и декларировали, мы бы завершили стройку. Тут и "Урал" немного притормозил, но в итоге мы продолжим начатое.

- Многие уверены, что появление "Урала" в премьер-лиге тормозит именно затянувшаяся стройка стадиона.

- Если бы мы понимали, что команда готова выходить наверх, никто бы ее не останавливал. Стройка бы все равно рано или поздно завершилась. В стадион уже вложены деньги. Это миллиард триста рублей группы "Синары". Завершать работу все равно нужно. Теперь к делу подключился, и активно, наш новый губернатор. Кредиты, да еще на стадионы, сегодня дают неохотно, но мы при его поддержке деньги получили.

- Ваша компания никогда не пожалела, что ввязалась в этот строительный проект?

- Если бы понимали, что у разбитого корыта остались, то - да, можно начинать себя жалеть. А так все здорово. Даже когда начинали работу, про бизнес думали во вторую очередь. Понимали: этот проект - социальный. Но когда-то деньги могут и вернуться.

- Для того чтобы принимать игры чемпионата мира, арена должна вмещать как минимум 40 тысяч мест. А у вас по проекту поначалу запланировано лишь 27 тысяч. Как тут быть?

- Окончательный проект - это 28 500 посадочных мест. В заявочной книге указаны другие данные - 41 130 зрителей. Эту разницу мы доберем при помощи временных трибун. У нас будет где их разместить. Арена просторная - с дорожками для легкоатлетов, секторами для метателей, прыгунов. Менять ее облик до неузнаваемости, превращая в футбольную, просто не было возможности. А вот опыт преображения стадиона при помощи легких металлоконструкций имеется. В Швейцарии, где я был во время Euro-2008, именно так решали проблему увеличения вместимости арен. В Турине на Олимпиаде была схожая история. Мы повторим этот путь. Наша арена получается комфортной, современной. И мы ее построим, можете не сомневаться.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Екатеринбург - Москва