Корреспондент "СЭ" встретился с известным североамериканским специалистом, завоевывавшим Кубок Стэнли и дважды – Кубок Канады, ныне главным тренером магнитогорского "Металлурга"
Петр ТЕРЕЩЕНКОВ
из Магнитогорска
– Недавно в североамериканской прессе вышел материал по итогам визита журналистки к вам в Магнитогорск. В нем она пишет, что Майк Кинэн нашел место, где ему по-настоящему хорошо. Не преувеличивает?
– Я читал этот текст. Его автор, Кэйти – настоящий профессионал, она точно описала мои ощущения. Мне выпала шикарная возможность окунуться в другую культуру, в другой хоккей, поработать в новой лиге. Очень интересно узнавать много нового об истории России, которая для нас всегда являлась другой половиной мира.
С профессиональной точки зрения тоже развиваюсь здесь. Многому учусь, если хотите. Я не преувеличиваю. В Канаде все помнят 1972 год, когда до Суперсерии мы думали, что знаем о хоккее все, но советские хоккеисты напомнили нам, что образовательный процесс надо продолжать.
– Судя по результатам Олимпиады-2014, теперь пришло время россиянам садиться за парту. Одной из причин провала у нас называют засилье иностранных тренеров.
– Закрываться не стоит. Новые тенденции, новые идеи можно получить только тогда, когда ты открыт для развития. Канадский хоккей до Суперсерии-72 варился в собственном соку, но с тех пор эта ошибка исправлена. Уверен, и у иностранных тренеров, и у легионеров российские хоккеисты могут многому научиться. Такой опыт позволяет по-другому взглянуть на игру. К тому же сама идея КХЛ, в которой выступают команды разных стран, это предполагает.
– Ваши слова о развитии напомнили другого известного зарубежного тренера, который добился успеха в России, Гуса Хиддинка. Он мечтал выстроить в нашем футболе целую вертикаль.
– Это не про меня. В "Металлурге" я работаю только с главной командой.
– Даже консультаций не даете?
– Нет.
– Как вы отнеслись к постолимпийским словам Зинэтулы Билялетдинова, который в оскорбительной форме отозвался о вашем лидере Мозякине?
– Я могу судить о Сергее только по совместной работе в клубе. Он и Зарипов – ключевые игроки "Магнитки", и этим все сказано. Объяснить, почему тренер Билл так сказал, не могу. Хотя как бывший наставник сборной Канады прекрасно знаю, какие тяжелые решения приходится принимать при формировании состава.
– Вы про Айзермана?
– И про него тоже.
– Но вы можете представить себя, делающим подобные заявления?
– Только если в частном разговоре с хоккеистом. Публично – нет.
– Что скажете тем, кто назовет потенциальный успех "Магнитки" чистой удачей Кинэна, у которого есть Мозякин и Зарипов?
– В каждой чемпионской команде, которую я возглавлял, были великие мастера. Но их наличие далеко не залог успеха. Требуется тренерское искусство, чтобы объединить команду, дать ей толчок для развития, раскрыть хоккеистов – в этом заключается наша работа. Вы никогда не выиграете скачки, если у вас всего лишь отличная лошадь. Нужен еще и первоклассный жокей на ней (смеется).
– На Кубке Канады-87 в вашей сборной была связка Гретцки – Лемье. Можете сравнить ее с нынешней ударной связкой "Металлурга" Мозякин – Зарипов?
– Все четыре игрока, которых вы назвали, сами по себе великие хоккеисты, но, действуя в тандеме, становятся еще опасней для соперника.
– Одна из оставшихся интриг сезона: встретятся ли в финале Майк Кинэн и Дэйв Кинг, которые в том же 1987-м возглавляли сборные Канады – первую и олимпийскую.
– История моих взаимоотношений с Кингом уходит корнями в начало 80-х годов прошлого века. Тогда Жак Лемэр, Дэйв и я проводили летний лагерь для игроков канадской молодежной сборной. Но с моей стороны было бы самонадеянно говорить о встрече со старым приятелем в финальной серии. Сейчас все мысли о противостоянии с Уфой. Уверен, Дэйв, в свою очередь, думает исключительно о "Льве". Так что пока развивать эту тему не стоит.
– Когда встречались с "Адмиралом", были в курсе, что ваш визави Сергей Светлов – тот самый хоккеист, который в 1987-м забросил две шайбы в ворота сборной Канады?
– Конечно, я помню этого отличного игрока. Жаль понастальгировать не довелось, ведь мы были заняты. Все-таки наше дело тренировать, а не предаваться воспоминаниям об истории Кубка Канады.
– Вы титулованный специалист. Насколько ценно стать первым иностранным тренером, завоевавшим Кубок Гагарина?
– Я приехал сюда не только за тем, чтобы изучать вашу историю и культуру. Для меня важно стать первым тренером, у которого в коллекции есть победы в Кубке Стэнли и Кубке Гагарина. За этим меня в Магнитогорск и пригласили.
– По пути к цели сколько разбили телевизоров в раздевалке "Магнитки"?
– (Смеется.) Ни одного.
– С годами стали спокойнее?
– Когда начинаешь работать учителем, у тебя всегда есть собственная методология. Но время и приобретенный опыт накладывают свои коррективы. Начинаешь понимать, что свои знания подопечным можно передавать по-разному.
– Сейчас "Магнитка" близка к титулу, которого город ждет уже семь лет...
– (Перебивает.) Постойте, сейчас же только шестой сезон КХЛ.
– Тогда была российская суперлига.
– Думаю, не стоит равнять КХЛ с тем, что было раньше. Лиги отличаются кардинально. Сейчас команды сильнее, общий уровень, соответственно, выше, больше претендентов на трофей. Победить гораздо сложнее. Но опять подчеркну, что не хочу обсуждать тему титулов. Я сконцентрирован только на успешном выступлении в полуфинале.
– Тем не менее нельзя не заметить, что на "Арене-Металлург" в раздевалке и столовой на стенах висят изображения Кубка Гагарина, хотя раньше такого не было. Ваша идея?
– Да. Считаю очень важным, чтобы цель, к которой мы идем, была визуализирована. Если хочешь добиться успеха, то мысли о победе должны попасть в подкорку мозга. Одних разговоров и накачек недостаточно. Таким методом я пользовался в каждой команде, где работал.
– Ваш оппонент по полуфиналу Владимир Юрзинов перед первым матчем серии перетасовал звенья. Соперник чем-то удивил?
– Это не имеет значения. Сам занимаюсь подобным на протяжении всей карьеры (смеется). Вот вам, кстати, отличный пример к теме о пользе изучения зарубежного опыта. В Советском Союзе тренеры никогда не меняли состав звеньев.
– Ваши игроки в дебюте первого матча с уфимцами выглядели несколько нервно. Может, сказывается тот факт, что никогда в плей-офф российских чемпионатов "Магнитка" не проходила "Салават"?
– Если играли не совсем уверенно, то точно не по этому поводу. Скорее, сказался длинный перерыв после четвертьфинальной серии. Как бы усердно ты ни готовился на тренировках, с игрой это не сравнится. В этом отношении у соперника было некоторое преимущество. А исторические параллели... Наверное, опытные игроки в курсе, но для меня предыдущие отношения между клубами особого значения не имеют.
– Если заговорили про ветеранов, то можно вспомнить, что защитник Маленьких – единственный игрок "Магнитки", завоевывавший здесь титул. С его стороны слышали разговоры с партнерами на этот счет?
– Маленьких? Насколько знаю, из моих подопечных только Зарипов и Казионов выигрывали чемпионат. А, вы опять про то, что было до КХЛ? Я же говорил, что теперь здесь все по-другому
– Но главные соперники-то в основном те же.
– Вот только со времен суперлиги все стали гораздо сильнее, а конкурентов больше. Хотя и не утверждаю, что победить в суперлиге было легко.
– Прибыв в Россию, вы говорили, что ставите себе задачу – понять менталитет местных игроков. Удалось заглянуть в загадочную русскую душу?
– Возможность мне действительно выпала отличная. Поэтому специально много времени посвятил изучению русской культуры. Чтобы лучше понимать, как думает русский человек. Не только хоккеист. Это важно для общения. Конечно, я не говорю на вашем языке, но для того, чтобы понимать друг друга, – это не преграда.