FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

16 ноября 2014, 18:30

Илья Зубов: "С Радуловым и Кокаревым смотрелись нормально"

КХЛ. Регулярный чемпионат

27-летний центральный нападающий "Адмирала" повидал многое: и два серебра с молодежных чемпионатов мира привез, и орден из рук президента России чемпионским летом-2014 получил, и НХЛ на вкус попробовал. Ныне форвард – капитан владивостокского клуба, благодаря которому снова попал в сборную России.

СБОРНАЯ – НЕ ВОКЗАЛ, ПАУЗЫ НА ЕВРОТУР НУЖНЫ

– Сколько нужно привыкать к Дальнему Востоку, чтобы почувствовать себя в своей тарелке?

– Я быстро освоился. Правда, когда сообщили об обмене из ЦСКА, в ступор впал. Вот, думаю, налетаюсь. Но ничего, справился, второе дыхание открылось.

– И каково это – все время летать?

– Приспосабливаемся. Доктор разрабатывает специальное питание, режимы сна, бодрствования, тренировок, чтобы смягчить последствия адаптации к часовым поясам.

– Владивосток – морской порт. Почти Сочи?

– Город очень красивый: чисто, уютно. Воды кругом много, а я обожаю воду. Мосты живописные, длинные, завораживающие огнями ночью. Признаться, во Владивосток тянет. Летом здесь вообще здорово. Погода шикарная, много красивых девчонок. Когда на острове Русском жил в университетском городке, постоянно купался, на пикники с друзьями по команде ходил. Брали мангал, рыбу свежую – и вперед.

– Рыбу кто ловил?

– Есть заядлые рыбаки из сервисменов, куда-то под Уссурийск ездят.

– Морепродуктов наелись вдоволь?

– Тут по-другому никак. Гребешки люблю, креветки, хотя больше по мясу специалист.

– Что за тренер словак Душан Грегор?

– Типичный европеец. Да, поначалу результата не было, но тренера можно понять – новая команда все-таки.

– Самая сложная предсезонка в вашей карьере, наверное, была у Петра Воробьева?

– Его предсезонку не застал, позже в Мытищи пришел. Поэтому для меня самая тяжелая была в "Тракторе" в юности у тренера Тимофеева. Меня даже снимали с тренировок – сердцебиение зашкаливало. Помню, в ЦСКА с Немчиновым летом много бегали. В России вообще традиционно много бегают и прыгают. В Америке же больший упор идет на велосипед и штангу. Кстати, у Олега Знарка весной перед чемпионатом мира в Минске поработали ого-го как – считай, вторую предсезонку в апреле прошли.

– На недавнем Кубке "Карьяла" Знарок вас наконец-то увидел в деле, поставив в тройку с Радуловым и Кокаревым.

– Мы нормально смотрелись. Получил удовольствие от хоккея. Атмосфера замечательная, хоть и ребят много новых пригласили. Все поняли, что от кого требуется. Конечно, сыграли не так удачно, как хотелось, но надо понимать, что 11 новичков после одной единственной тренировки всех сразу рвать не начнут.


Фото - Михал ШМРЧОК

– В связи с этим нужны паузы на этапы Евротура или нет?

– Естественно, хочется отдыхать, хотя бы пару дней получить на то, чтобы перевести дух, перезагрузиться. Лично я – за перерывы.

Да и сборная должна быть сборной, а не вокзалом. Нам один день дали вместе потренироваться в Новогорске, а теперь критикуют за то, что плохо выступили. Но ведь то один приедет, то другой уедет – сумбур сплошной. Это же календарный турнир, а не какой-то предсезонный просмотровый сбор.

– На первом в карьере этапе Евротуре Зинэтула Билялетдинов определил вас в тройку с Широковым и Радуловым. Знарок тоже Радулова к вам ставит.

– Играть с ним, конечно, приятно – мастер уникальный. При Билялетдинове, кстати, я мог на чемпионат мира попасть, но на одном из турниров плечо вылетело. А вообще переход в "Адмирал" стал новым витком в карьере. Наверное, засиделся в ЦСКА, и смена обстановки пошла на пользу.

ВСЕГДА ХОТЕЛ ИГРАТЬ ЗА "ДИНАМО"

– Со Знарком приятно работать?

– Да. Хороший мужик, тренер. Требовательный и справедливый.

– Каково это было на чемпионате мира в Минске – только тренироваться?

– Обидно. Престижный турнир, ты хочешь играть. Готовился, но, видимо, тренеры решили, что я в чем-то хуже тех ребят, которые выходили на лед.

– По слухам, несколько лет назад Знарок хотел вас видеть в "Динамо"…

– Разговоры ходили, да. Желание перейти было, но не получилось. Кстати, всегда хотел играть за "Динамо", но не сложилось. Перед чемпионатом мира в Минске впервые со Знарком пересекся. Нам сразу дали понять, что все равны, и играть будут сильнейшие. Поблажек никому не делали. В первую очередь – работа и дисциплина, как в быту, так и на льду. Все остальное зависит от тебя.

– Хоть и вы и просидели весь чемпионат мира на трибуне, Орденом Почета вас, тем не менее, наградили.

– Очень волновался перед вручением, успокоился лишь после того, как президент России мне руку пожал, сфотографировались на память. А что медаль золотую не получил, так все правильно – меня же в заявке не было.

– В Кремле понравилось?

– Не то слово! Мы приехали, минут 40 ждали президента в зале, в котором все предметы были из золота. Стол накрыли потрясающий, шампанское поставили, очень вкусно кормили. Затем прошли в другой зал, нам объяснили, как себя вести, когда выходишь за наградой, как стоять рядом с главой государства.

ЗА ОКЕАНОМ СТАЛ МУЖИКОМ

– Почему в НХЛ так и не заиграли?

– Наверное, слишком молодой был. Может, где-то и недоработал. С удовольствием бы вернулся, но пока все мысли об "Адмирале".

– В Оттаву вы отправились в 20 лет…

– Отца не послушал, он советовал оставаться.

– Когда приехали в Канаду, язык знали?

– Нет. Когда в фарм-клуб отправили, там парнишка был – канадец с итальянскими корнями. Он меня с собой везде таскал, помог язык выучить. За полгода более-менее освоился.

– Северная Америка – другой мир?

– Да. Там легко жить. Все по закону – ни вправо, ни влево на миллиметр. Там за тебя все делают. А ты просто выходи на лед и показывай, что можешь.

– Однако если ты не суперзвезда, с ходу заиграть в НХЛ не получится?

– Конечно. В системе каждой команды человек по двести, и все хотят зацепиться за место. К тому же ты русский и забираешь хлеб местных игроков. Нужно быть на голову сильнее. Там нет такого, как в КХЛ, где иностранцам много помогают и многое прощают.


Фото AFP

– Не жалеете об испытании НХЛ и АХЛ?

– Нисколько. Та поездка сделала из меня мужика. Я был совершенно один, без няньки. Получал гонорар, а дальше по жизни разбирался сам – квартира, питание, машина, одежда. Правда, если вернуть время назад, сейчас бы в каких-то ситуациях поступил по-другому. При решении о возвращении в Россию большую роль сыграл финансовый аспект. В фарм-клубе я получал мало, а через два с небольшим года понял, что шансы закрепиться в НХЛ мизерные.

– Из-за океана вы попали в "Салават Юлаев" к Вячеславу Быкову и Игорю Захаркину, однако надолго в команде не задержались.

– Сам виноват. Все было в моих руках, но я оказался не готов. Наверное, слишком сильно соскучился по России, по друзьям. Начались походы в рестораны, бары и так далее. Сейчас об этом, конечно, жалею. Но все мы взрослеем, работаем над собой, набиваем шишек и стараемся не повторять ошибок.

БОЛЕЛ ЗА АРГЕНТИНУ И МЕССИ

– И все-таки в НХЛ за "Оттаву" вы 11 матчей провели.

– Помню первую встречу с "Вашингтоном". Меня трясет, подходит тренер и говорит: "Парень, твоя задача сделать так, чтобы Овечкин сегодня не забил". Ну, думаю, шутит они или что?

– Забил Овечкин?

– Да, в большинстве… Дальше вторая игра. Приехали домой на дерби с "Монреалем". Вышли на лед, половина стадиона наших фанатов, вторая половина – их. Все орут так, что диктора не слышно. Адреналин, эмоции зашкаливают. В пустые ворота тогда не забил и в штангу еще попал. Так без голов из НХЛ и уехал, зато две передачи отдал.

– Но в АХЛ поварились порядочно.

– Нормальная лига для голодных и злых ребят, мечтающих об НХЛ. Играешь за копейки. Каждый день тренировки, передвигаешься на автобусе вместо самолета. Дворцы там поменьше, но также под завязку забиты. Круто болеют в Хьюстоне, Сан-Антонио, Филадельфии.


Фото - Михал ШМРЧОК

– У нас на каких аренах соответствующий антураж?

– В Питере и Минске. Только орут в НХЛ громче: все-таки 20-22 тысячи вместимость – не 12-15.

– Неординарные личности за океаном вам встречались?

– Два года выступал за "Бингхэмтон" вместе с будущим тафгаем "Витязя" Джереми Яблонски. По жизни он весельчак, а на льду зверюга. Удивили в АХЛ люди, которым лет по 27-28, а они играют там годами, и ничего им не надо. Зарабатывают больше остальных – около 200-300 тысяч долларов в год – и получают удовольствие от хоккея, под 100 очков набирают.

– Чем ваши родители занимаются?

– Папа дом строит, а мама собирается начать тренировать любителей. Она у меня пловчиха, рядом с домом озеро Круглое и олимпийская база для пловцов.

– Знаю, вы большой фанат футбола.

– Болею не за одну команду, а за те, которые красивый футбол показывают: смотрю и "Барселону", и "Реал", и "Баварию" с "Байером". В Англии оба "Манчестера". В прошлом году был на "Ноу Камп" на матче "Барсы". Лигу чемпионов не пропускаю. В России любимой команды нет – я ведь из Челябинска, а какой там футбол?

– Какие чемпионаты больше по душе?

– Английский сильный, испанский неплохой, немецкий менее интересный, французский не смотрю. Хотя "ПСЖ" мне нравится. На чемпионате мира по футболу болел за Аргентину. Хотел, чтобы Месси выиграл.

– Он и Неймар с Суаресом в "Барсе" смогут сыграться?

– Сто процентов. Дайте им время, и они станут неистовой силой!

– В хоккее аналогичную тройку можете составить?

– Гретцки – Лемье – Хоу. Если брать современников, то Малкин – Кросби – Ковальчук.

Владивосток