FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

15 июля 2015, 00:10

Андрей Скабелка: "Спецназ положил нас на пол и лупил дубинками"

Марат Сафин
Шеф отдела хоккея

КХЛ

Главный тренер "Сибири" в интервью корреспонденту "СЭ" рассказал о подготовке к новому сезону, поделился мыслями о проблемах российского хоккея и вспомнил, как отмечал победу на чемпионате мира в полицейском участке

Марат САФИН
из Новосибирска

РАНЬШЕ В МОДЕ БЫЛИ "ПИДЖАКИ" И "ВИЛЫ"

Как вприсядку избавиться от пьянства /
Разговор с паровозом и синяк во всю ладонь /
Как швед со штангой подпрыгивал /
Разминочный сон, разминочный круг, разминочный сбор

– Считается, что в России готовятся к сезону по старинке: бегают кроссы и эстафеты, бегают по пересеченной местности и по дорожкам стадиона, бегают, бегают, бегают. А в Канаде, говорят, давно не бегают – только велосипед. Однако новое поколение тренеров, немало поигравших за океаном, не спешит от них отказываться. Как думаете почему?

– Что значит, там не бегают? Еще как бегают. Их летняя подготовка изобилует работой не только на велотренажерах, но и по беговым программам, и в тренажерных залах. Да, там не занимаются все вместе, но готовятся к сезону не меньше нашего. Когда идет чемпионат, тогда и у нас упор делается на велосипед и тренажерный зал. Но я просто не понимаю, как можно в период предсезонной подготовки отказаться от кросса. Хоккеист должен быть сильным и выносливым. Нельзя же давать скоростно-силовую работу на неподготовленный организм!

– Как говорил тренер Сергей Николаев: "Как можно не дать хоккеисту кислород?"

– Все верно. В нашей, еще советской, подготовке все было правильно. Может, она была слишком большая, длинная. Может, сборов было чересчур много. Но с точки зрения физиологии, в общем и целом, она была верной. Так что это просто мифы, что в Северной Америке и Европе тренируются гораздо меньше. Невозможно хорошо играть, если ты не готов.

– Вы много играли в командах Петра Воробьева. Встречали ли тренера более требовательного к физической подготовке?

– Петр Ильич – несомненный лидер в этом плане. Я никогда не скрывал, что многое у него перенял.

– С другой стороны, хоккей у вас другой, как и у многих тренеров нового поколения: активный, агрессивный, игра в давление, а не взятие соперника измором.

– Хоккей не стоит на месте. Раньше он был более закрытый. Все потому, что играть таким образом позволяли правила. "Вилы" (просовывание клюшки под руками соперника с последующим ее поднятием вверх. – Прим. "СЭ".), "пиджаки" (обхватывание соперника руками, стоя у него за спиной. – Прим. "СЭ") – все это раньше было разрешено. Техничные, быстрые игроки при более строгом судействе теперь имеют намного больше свободы. В связи с этим меняется и тактика. Самое главное, что нынешний хоккей нравится зрителям. Но в любом случае он очень энергозатратный. Если физически не готов, играть в него не получится.

– Как оцениваете тенденцию, что сейчас появилось много новых тренеров, которым доверяют больше, чем иностранцам? Из старого тренерского цеха остались только Владимир Крикунов и Николай Соловьев.

– Конечно же, только положительно. Отрадно, что многим опытным игрокам, повидавшим в хоккее практически все, теперь доверяют серьезные команды.

– У Крикунова вы тоже поиграли.

– Очень мало. Мы пересекались только в сборной.

ИЗ-ЗА НАС В БОЛГАРИИ СНЯЛИ С ПОСТА ГЛАВУ МВД

Фото - REUTERS

– Правда ли, что в историческом для Белоруссии четвертьфинале Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити игроки решили сыграть вопреки тренерской установке?

– Нет, это неправда. Я хоть и не играл в том матче из-за травмы, но знаю, что ничего подобного не было. Ни тогда, ни вообще. Иногда можно сымпровизировать, сделать что-то неожиданное, но чтобы весь матч, да еще вразрез тренерскому заданию – так не бывает.

– Скучаете по "лихим" девяностым, когда белорусской сборной приходилось пробиваться из низшего дивизиона?

– В группе "С", кстати, был неплохой уровень хоккея, игры проходили интересно. Вместе с нами начинали подниматься с самых низов Казахстан, Латвия, Словакия, Украина. Матчи с этими командами всегда получались очень тяжелыми.

– Чемпионат мира по группе "С" вы выиграли в Болгарии. Говорят, праздник закончился в ближайшем отделении полиции.

– Так и было. Отмечали победу в ресторане, веселились по полной программе. Неподалеку местные ребята что-то не поделили с полицейскими, тут и мы попались под горячую руку – и всю нашу команду тоже забрали в участок. Обходились с нами негостеприимно: спецназ положил всех на пол и лупил дубинками. Специально или нет – даже сейчас непонятно. Потом из-за этой истории сняли с поста министра внутренних дел Болгарии.

– Почему сборная Белоруссии, имея в составе очень хороших исполнителей, на чемпионатах мира никогда не поднималась выше четвертьфинала?

– Исполнители есть, но нет достаточной конкуренции. Все проблемы, как, наверное, и в России, идут от детского хоккея. Здорово, что в стране построили много катков, в том числе и в тех регионах, где хоккея никогда не было. Но не везде хватает квалифицированных тренеров. А со стороны мало кто готов работать за маленькую зарплату. Школы работают давно и еще как-то справляются. Но в целом переход из детского хоккея в профессиональный у выпускников проходит тяжело. Многие уезжают в Россию, пытаются пробиться здесь.

С другой стороны, результаты на двух последних чемпионатах мира внушают надежду. Да и молодежная команда поднялась в группу сильнейших. В руководство Федерации хоккея пришло много молодых специалистов. Возможно, что-то поменяется в лучшую сторону.

– Однажды наша любительская команда играла в Минске, и к нам присоединились двое местных ребят, значительно выше уровнем. Спрашиваем: где играли? Отвечают – в Открытом чемпионате Белоруссии, но ушли из профессионального хоккея и теперь играют как любители за какой-то банк. Так вот, в клубе их зарплата была 500 долларов, а в любительской команде – 1000.

– Да, и такое встречается сплошь и рядом. Одно время открытый чемпионат был достаточно сильным, финансовое положение команд позволяло приглашать неплохих игроков. Приезжали россияне, легионеры из других стран, вернулись на родной лед многие белорусские ветераны. Сейчас же крепко стоят на ногах всего четыре клуба, остальные кое-как сводят концы с концами.

ГОТОВИМ ЧЕТЫРЕ РАВНОЦЕННЫХ ЗВЕНА

Фото - Юрий КУЗЬМИН, КХЛ

– Перед прошлым сезоном вы говорили, что отдаете себе отчет в том, какая высокая планка задана "Сибири". Теперь вы сами подняли ее настолько высоко, что повторить успех будет очень и очень сложно.

– Трудностей бояться не стоит, хотя с ними придется столкнуться не раз. Если после прошлого сезона из команды ушли только три человека: Йори Лехтеря, который во многом определял игру, и пара защитников Кутузов – Лекомцев, то в этом году нас покинули сразу пять человек из числа лидеров. Да еще с тремя ребятами мы сами не продлили контракт. То есть в минусе достаточно большая группа игроков. Надеемся теперь, что прибавят молодые хоккеисты, заявившие о себе в конце прошлого сезона. А новые легионеры, заменившие ушедших, смогут достойно себя проявить.

– С чем связано приглашение опытных защитников Мишарина и Ибрагимова?

– У нас много молодых в атаке. Названные вами игроки должны добавить фундаментальности в обороне. К тому же они оба с характером.

– Сможет ли Риддервалль полноценно заменить Энлунда? До этого он не отличался голевыми подвигами.

– Готов поспорить насчет его бомбардирских качеств. В последних трех сезонах он играл в трех разных лигах. В Германии забил двадцать два гола и стал лучшим бомбардиром. Со "Львом" дошел до финала Кубка Гагарина, а забивал не так много не потому, что не умеет, а из-за нехватки игрового времени – в команде было достаточно мастеров в ведущих тройках. Зато в чемпионате Швеции Калле забросил семнадцать шайб. Поэтому говорить о том, что он незабивной, думаю, неправильно. Плюс ко всему это моторный игрок, который может по-настоящему усилить нас.

– Владимир Рот приглашен вместо Патрика Херсли?

– Сравнивать их я бы не стал. Рот здорово играет по линии, у него хороший бросок. В Чехии он часто выходил в большинстве.

– В прошлом, да и в предыдущих сезонах, у "Сибири" была ударная пятерка. Теперь, по-видимому, примерно одинаковые функции будут выполнять два, а то и три звена.

– Сейчас, наверное, рано говорить, какими именно будут сочетания. Выводы начнем делать после ледовой подготовки. Может быть, удастся создать ведущее звено. Но в целом мы бы хотели иметь четыре равные тройки. Повторюсь: ждем, что ребята, проявившие себя в конце прошлого года, станут еще сильнее и смогут заменить тех, кто ушел.

– Почему сейчас игроки раскрываются позднее? Мы говорим "молодой и перспективный" о 23 – 24-летнем хоккеисте. Хотя раньше лидерами становились в двадцать.

– Сложно сравнивать с тем, что было раньше. В советские времена команд в чемпионате было в два с лишним раза меньше, и в них выступали все сильнейшие игроки. Естественно, отбор был такой, что самые талантливые раскрывались рано. Да и высшая лига была очень сильной. Сейчас много команд и в главной лиге, и в высшей, и в молодежной. Оттого и некоторая "размытость" в мастерстве.

– Есть опасение, что уровень хоккея в КХЛ после отъезда за океан группы сильных игроков снизится?

– Такое возможно. Уехали не только наши, но и немало легионеров. С другой стороны, у молодых игроков отличный шанс проявить себя, занять их места. Глобально уровень не понизится. У нас в лиге достаточно мастеров, чтобы сохранить и зрелищность, и накал игр. Вообще если мы хотим уравнять возможности для всех клубов, то увеличение лимита дало бы шанс клубам со средними бюджетами, потому что легионеры стоят дешевле россиян.

1