FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

25 февраля 2019, 00:15

"В Америке Россию изображают как тяжелое место для жизни". Канадский тренер "Авангарда" – о быте, команде и плей-офф

Игорь Еронко
Обозреватель
Интервью главного тренера омичей Боба Хартли

"Ак Барс", "Магнитка", "Барыс" и мы – равные команды

– Какого соперника вы бы хотели в первом раунде плей-офф, если бы была возможность выбирать?

– Да без разницы. Я столько лет в хоккее. И никогда не выбирал себе соперника (разговор состоялся до последнего игрового дня регулярки КХЛ, когда еще не было известно, что "Авангард" сыграет против "Ак Барса". – Прим. СЭ"). Во-первых, это непрофессионально. Во-вторых, этим ты только испортишь себе все, что обернется неудачливостью. Есть хорошая французская поговорка: "Кто выбирает себе путь, всегда делает неверный выбор". "Автомобилист" – сильнейшая команда "Востока" на протяжении всего сезона. А "Ак Барс", "Магнитка", "Барыс", наша команда – посмотрите на показатели и поймете, что мы все примерно равны по силе. Там разница – "чуть-чуть" (Хартли произнес это по-русски. – Прим. "СЭ"). Так что плей-офф будет крутым. Потому что никто не знает, какими будут исходы. Не мы, тренеры. Если бы мы знали наперед, кто кого обыграет – зачем вообще играть?

– Но вы же наверняка знаете историю сборной Швеции на Олимпиаде в Турине. Они выбирали. И их выбор оказался верным.

– Знаю, конечно. И такое происходило не единожды. Но я всегда работал, нацеливая игроков только на победу. В каждом отдельно взятом матче. И лучше брать все в свои руки, чем на что-то надеяться. При том что в плей-офф столько непостижимых вещей, которые невозможно контролировать. Игра вратарей, травмы, большинство – ты же не знаешь, будут соперника удалять или нет. Будешь ли ты обстукивать штанги или шайбы все-таки будут залетать. В плей-офф столько всего может происходить, что нужно быть готовым ко всему. И при этом быть с честным с хоккеем. А дальше уже выясняется, кто же сильнее.

– Многие тренеры считают, что большинство в плей-офф – не такой уж важный аспект. Что насчет вас?

– Знать бы еще, как в плей-офф КХЛ будут судить. В плей-офф НХЛ, если вернуться немножко в прошлое, большинства почти что и не было. В последние пару лет все это немного изменилось. Судейство стало более умным. Лайнсмены делают свою работу, главные. За все подряд команды не удаляют, относясь с умом ко всем ситуациям. Как оно будет в плей-офф КХЛ – мне еще только предстоит узнать.

– Больших отличий нет. Но – посмотрим. А общение с арбитрами сильно отличается?

– Язык – самый большой барьер. Но это же понятно и ожидаемо. Каждый тренер хочет, чтобы удаляли его соперника. А его команду – нет. Так или иначе, судьи делают хорошую работу. Прелесть в том, что в хоккей играют люди, тренируют их тоже люди, а обслуживают всех этих людей тоже люди.

– Фактор – не фактор, но большинство – главное из слабых мест "Авангарда"?

– С появлением Тэйлора Бека большинство стало силой "Авангарда". Он изменил его лицо. Мы поставили Деарне туда, где ему наиболее комфортно (полборта справа. – Прим. "СЭ"). И используем возможности Бека по полной. Он стал дополнительной эффективной опцией в неравных составах и помог нам стать более сильной командой.

Верю, что Шумаков станет звездой плей-офф

– Почему Шумакову не удалось проделать то же самое?

– Мне пока еще трудно сказать. Я до сих пор изучаю Сергея. Строго говоря, последний год получился для него очень сложным. История в плей-офф, когда он попал в запас в ЦСКА, потом неопределенность летом, когда он не знал, где окажется. Он приехал в тренировочный лагерь "Вашингтона" с 14 процентами жира в организме. С его габаритами – у него не было ни шанса пробиться в НХЛ. Дальше АХЛ, где он сыграл за две команды. Травма еще была. Он не был готов показать все, что умеет, ни физически, ни психологически. Моментами мы видим настоящего Шумакова, но только моментами.

При этом надо отдать должное Сергею: он очень серьезно работает над тем, чтобы набрать необходимую форму. Вот только когда ты пытаешься сделать это в феврале, в то время как вся остальная лига набрала ее в июле или августе, все равно не догонишь. Так что сезон-2018/19 Шумакову нужно будет забыть. И извлечь из него урок. Все-таки он еще весьма молод. А учиться никогда не поздно. И мне кажется, что теперь он понимает, как важно следить за своим физическим состоянием. По крайней мере, мы постарались поместить в его книгу страницу под названием "Что значит быть профессионалом".

С другой стороны, если он сверкнет в плей-офф – регулярка забудется сама собой. Помните Билли Смита, вратаря "Айлендерс"? Клода Лемье – в "Монреале", "Нью-Джерси", "Колорадо"? Они ничем не могли похвастаться в регулярном чемпионате, но в плей-офф становились главными звездами. Хочется верить, что Шумаков способен провернуть такой же трюк.

– У кого в "Авангарде" самый большой процент жира?

– Не знаю. Наверное, у кого-то из тренеров.

– Большую часть сезона вы использовали двух защитников в каждой из спецбригад большинства. Но вам же наверняка известно, что четыре нападающих всегда дают прирост в проценте реализации бросков.

– Наши защитники бросают лучше, чем наши нападающие. Вот и весь сказ. Мы руководствовались этим. И анализировали все.

– Но ведь пришли к тому, что в первой спецбригаде теперь четыре форварда.

– Потому что Бек привнес дополнительную грань.

Мне звонят игроки из Канады и спрашивают про КХЛ

– Тэйлор колотит шайбу за шайбой, чего от него было трудно ожидать. Вы просматривали его перед тем, как приобрести?

– Мне не нужно было его просматривать. Я знал его. Он играл против моих команд. Мне в принципе не нужно просматривать североамериканцев, которые приезжают в НХЛ. Они все мне знакомы и известны. Будучи тренером в КХЛ, ты должен знать всех в Северной Америке, кто мог бы тебя усилить. Тех, кто завершает карьеру в НХЛ. Тех, кто болтается между АХЛ и НХЛ. Всегда нужно быть готовым. Игроков, которые могли бы приехать, много. Прелесть КХЛ в том, что лига не стоит на месте, прогрессируя. Трагедия "Локомотива" многих отпугнула. Она отпугнула и меня. Я отказался от нескольких предложений. Когда мне звонили, я даже переговоров не начинал. Сразу говорил нет. Россия меня пугала. Но теперь я тут. И мне звонят хоккеисты. Спрашивают о гостиницах, о самолетах, о стиле жизни в России. Потому что Россия изображается в Северной Америке как место, где тяжело находиться. А это неправда. В Канаде тоже бывает тяжело.

– А вы разговаривали с этими игроками на предмет того, чтобы они присоединились к вам? Или не только к вам?

– Не только. Но как только тебя назначают тренером в КХЛ, тебе начинают звонить игроки и агенты. Все хотят хотя бы информацию получить. Учитывая, что у нас тут есть я, Макс Тальбо, Давид Деарнэ и Жак Клутье, и все мы либо из Квебека, либо из восточной части Онтарио, а там сразу четыре крупных телекомпании базируются, и все они приезжали к нам сюда поснимать. Посмотреть, что такое КХЛ, что такое Россия. Я смотрел все эти репортажи, читал соответствующие тексты. Везде Россия преподносится в позитивном ключе. И это стало приятным сюрпризом. К нам приезжал сам Реджан Трамбле из Le Journal de Montreal. А это издание – все равно что библия в Квебеке. Можно, конечно, читать их в интернете, и с его развитием бумага умирает, но Le Journal de Montreal читают все именно в бумаге. Во всей провинции Квебек. Зайдите в ресторан – у всех в руках эта газета. Трамбле – один из величайших колумнистов. Он освещал еще Суперсерию-1972 с Эспозито, Харламовым и Якушевым. Он пробыл у нас чуть больше недели, и каждый день писал по две-три страницы в эту престижную газету. Один день – о хоккее. Другой – о жизни в России. Третий – еще что-нибудь. И так далее. И эти его репортажи заставят многих хоккеистов взглянуть на Россию по-другому. В духе: "Вау, а там ведь не так и плохо, даже хорошо. И КХЛ – вторая лига мира".

– Так что вы сделали с Тэйлором Беком? Он нигде не был так эффективен.

– Стиль игры, другой подход. И мы знали, что с ним делать. Приобретение игрока по ходу сезона – это всегда риск. Даже если ты берешь хорошего. Иногда это срабатывает. Иногда нет. Никто ничего тебе не может гарантировать. Я же говорил, прелесть хоккея и его дополнительный вызов – мы работаем с людьми. Не машинами. Машина сломалась, ты ее починил, и она работает дальше. С людьми не так. С людьми ты можешь только надеяться, что они будут вносить вклад. Для этого стараешься брать хоккеистов с определенными человеческими качествами. Готовых выкладываться, готовых отдавать все на льду, желающих побеждать. Это как раз про Бека. Он всего этого хочет. Он желает учиться. Его уважают в раздевалке. Он набрался уверенности, и все у него пошло как надо.

Мы будем скрывать свои слабости, как Хабиб

– Что "Авангарду" нужно исправить, чтобы добраться до финала конференции?

– Слишком поздно что-то исправлять. Достаточно будет выиграть в каждой серии по четыре матча. В плей-офф никто ничего не исправляет. Просто играют. Матчи каждый второй день. Это само по себе сложная задача психологически и физически. Я выиграл шесть чемпионатов. В разных местах. В Швейцарии, в НХЛ, в АХЛ, в молодежных лигах. Для победы нужны удача, здоровье, прорывы. Чтобы шайба от штанги летела в ворота, а не в поле. Шансы будут и у нас, и у соперников. Безошибочной игры не существует. Ты должен доверять своим игрокам. И подготовить их наилучшим образом, не забывая дать возможность отдохнуть. Когда болельщики приходят на наши матчи, они приходят смотреть на хоккеистов, а не на меня. Они дают представление. Не я. Так и должно быть. И я отношусь с огромным уважением к своим игрокам. С самого первого дня они пашут. Они приняли нас. Они всегда были откровенны. И мы ведь провели отличную регулярку.

При этом у нас хороший микс молодых и опытных ребят. Михеев, Зернов, Манукян – они многому научились, серьезно добавили. Опытные – держали нас на плаву весь сезон. И никто не знает, на что мы способны. Ни у кого нет магического хрустального шара. Хотя все эксперты сейчас будут делиться прогнозами. Я тоже в этой шкуре побывал, когда работал на телевидении и радио, пока никого не тренировал. Это весело. Но ничего не значит. Все будут решать игроки. А я приехал в Россию с одной-единственной целью: выиграть Кубок Гагарина.

– Хорошо. А слабости у "Авангарда" есть?

– Их нужно скрывать. Знаете, это как с Хабибом. Хабиб – супербоец. Но знает, что в каких-то аспектах он не настолько хорош, как в других. И не будет о них распространяться. Чтобы соперники не могли этим воспользоваться. У нас в плей-офф – все то же самое. Ты используешь свои сильные качества и скрываешь слабости. В целом, у нас очень хорошая команда. Какие-то вещи мы делаем очень хорошо. Какие-то – могли бы делать чуть-чуть лучше. Будем как Хабиб: играть от преимуществ и не выставлять напоказ слабости.

– Вы фанат ММА?

– Я фанат всех видов спорта. Жорж Сен-Пьер, Хабиб, Макгрегор – большие люди. А я бывал на боксе, на рестлинге, на боях ММА. Теннис, футбол, волейбол, гольф… Я люблю спорт.

– Хабиб хотел подраться с Сен-Пьером.

– Но Жорж завершил карьеру. Я бы посмотрел на их схватку. Сен-Пьер и Хабиб – мои любимчики.

Торторелла всегда в бешенстве

– Матч "Ванкувер""Калгари". Вы возглавляли "Флэймз". Джон Торторелла – "Кэнакс". И вы выпускаете на лед тафгаев, что выливается в драку на первой же секунде. Зачем вы это устроили?

– Мы были вне зоны плей-офф. Восьмерка нам не светила. И я хотел вознаградить Кевина Уэстгарта и Брайна Макгрэттана за хорошую работу.

– Они отлично дерутся.

– Они в первую очередь отличные командные игроки. Драться в НХЛ много кто хорошо умеет. И эти парни никогда не выходят в старте. А тут – мы играем против второй команды конференции. С которой у нас не было никогда заруб. Я предупредил Кевина и Брайана за пару дней до матча, что они выйдут в старте. Мы же были в подвале конференции. Сезон был по сути окончен для нас. И тут мы играем против одной из сильнейших команд "Запада". Ничего не теряя.

В НХЛ как – сразу после разминки к тебе подходит представитель лиги со списком игроков, и ты обводишь кружочкам тех, кого выпустишь в старте. Если ты на выезде – обводишь первым. Потом этот список несут тренеру соперника, и он уже выбирает своих. Это классная система. Ну, похоже, тренер соперника решил, что раз у нас тафгаи на льду, нужно развязать драку. И для нас это стало сюрпризом. Потому что у нас не было причин драться. Какие "месседжи" может аутсайдер посылать фавориту? Но Тортс – тренер эмоциональный. Он выпустил своих тафгаев. И как только они вышли на лед, начали орать на наших. Так что я знал, что будет фейерверк. Так и случилось. Было весело.

– Торторелла был в бешенстве еще до стартового вбрасывания.

– Еще бы. Джон всегда в бешенстве.

– Есть ли в КХЛ хоть кто-то, кто напоминает вам Тортореллу?

– Нет. Тут все тренеры прекрасно себя ведут. После каждого матча мы сидим рядом на пресс-конференциях. Пожимаем друг другу руки. В НХЛ все по-другому. Там ты не идешь 10 километров до пресс-центра. Просто выходишь из раздевалки и прямо возле входа в нее общаешься с журналистами. Две минуты – и отстрелялся. А в КХЛ порой приходится идти на край света, чтобы поговорить.

– Это же плохо, что пресс-конференции совместные?

– Не знаю, плохо это или нет, но мне это не нравится. И не нравится, когда приходится блуждать по арене. Как у "Барыса" или "Салавата Юлаева" во дворце. Само присутствие тренера соперника меня особо не заботит, просто это занимает слишком много времени.

– Возвращаясь к тому эпизоду, драку, получается, развязал Торторелла?

– Не он. Его игроки. Но, конечно, он же тренер. Драки в Северной Америке уходят в небытие. Но я застал времена, когда их было много. Особенно в молодежном хоккее, когда я как раз там тренировал. Ничего такого в этом нет. Подрался – получил 5 минут. Тебя же в тюрьму за это не отправят (слово "тюрьма" Хартли произнес по-русски. – Прим. "СЭ").

– Поправьте меня, если я ошибаюсь, но на точку с вашей стороны тогда вышел Энгелланд. А он защитник.

– Потому что у них Биекса на точку вышел, тоже защитник. Когда он поменялся с кем-то, Энгелланд тоже поменялся. Это был настоящий цирк. Я таких указаний Дереку не давал. И не контролировал эту ситуацию.

– Неужели вы не ожидали, что все выльется в драку?

– Нет. Потому что "Ванкувер" был хорош. Потому что им не было нужды выяснять с нами отношения. И вы посмотрите, что с "Кэнакс" после того матча произошло. Они пошли на дно. Та игра сломала им сезон. Им не нужно было выплескивать энергию с нами. Размениваться на нас. У них все складывалось хорошо. Если бы мы были в их ситуации, мы бы ни за что не устраивали побоищ. Зачем? Что этим доказывать? Зачем рисковать здоровьем хоккеистов? Ну, у каждого свой путь. Каждый тренирует по-своему. У Тортореллы свой подход. Это нормально. Мы как шеф-повары. У каждого свой рецепт шоколадного пирога. Он по-прежнему будет шоколадным, когда мы его приготовим, но будет отличаться.

– То есть вы сломали сезон Торторелле.

– Он сам его сломал. Мы к тому моменту уже сезон закончили.

Мы с помощником подучили русский и смешим им команду

– Есть ли в нынешнем "Авангарде" люди, в которых вы до конца не разобрались? Которые остаются закрытой книгой.

– Нет. Если бы я не смог изучить игрока за все это время, мне бы следовало вернуться домой. Потому что мы все время вместе. Почти не расстаемся. У нас командные собрания, индивидуальные встречи, тренировки на льду и в зале, мы в самолетах и гостиницах вместе. И мне очень комфортно с моей командой. Несмотря на языковой барьер. Повезло, что собрался такой тренерский штаб. Потому что Рябыкин и Звягин отлично говорят по-английски. Мы с Жаком немного подучили русский. И смешим им команду. Плюс – многие у нас знают английский. Даже Зернов. И Семенов.

– То есть все игроки для вас – как открытая книга?

– Безусловно.

– "Авангард" – лучшая команда КХЛ в плане форчекинга?

– "Авангард" – просто лучшая команда. У нас свой путь. И я апологет детализации на площадке. Какую позицию занять, что делать в той или иной ситуации – всегда работаю над этим. Меня так учили работать. И это приносило мне успех. Я не увидел в КХЛ никаких причин для того, чтобы менять подход. Тем более что тут такие длинные тренировочные лагеря. Можно любую вещь отработать. Не как в НХЛ, где три недели – и привет. Можно плотно поработать над деталями, узнать о понимании игры глазами игроков, понять их.

– Одна из главных претензий к "Авангарду", раз уж речь о детализации, – излишняя простота действий и схематизированность. Хотя в концовке сезона она стала куда менее актуальной.

– Когда игрок с шайбой, мы не берем в руки пульт и не управляем им. У нас есть правила, которым на льду все должны следовать.

– Назовете?

– Нет. Но во всех командах они существуют. Но это не такие правила, где все либо черное, либо белое. Одно можно, другое нельзя. Нет. Во главе всего здравый смысл. И я хочу, чтобы мы его придерживались. Играть с оглядкой на счет, с оглядкой на период, с оглядкой на то, кто вышел на лед у соперника. Нам будет противостоять команда, у которой тоже задача пройти в следующий раунд. "Ак Барс" с "Магниткой" не расстелют перед нами ковровую дорожку со словами: "Вы хотите пройти дальше? Вперед, рады вам помочь". Они хотят Кубок Гагарина, так же как и мы.

– Вы помните матч с "Салаватом"? Где у вас было под 60 бросков.

– А у "Салавата" 11. Помню, как будто это было вчера.

– Большая часть этих бросков были от борта, с острых или отрицательных углов, от синей линии. Слишком просто.

– Я с этим не согласен. Даже если угол плохой, бросок есть бросок. Это значит, что соперника нет в нашей зоне. Прелесть того, что ты в атаке, – ты не пропустишь. Соперник не забьет, не имея шайбы. Вы посмотрите на показатели наших ключевых игроков. Все они проводят отличные сезоны индивидуально. Бек пришел – про него можно сказать то же самое. При этом у нас два из трех ключевых центров – совсем молодые парни, Зернов и Семенов. Деарнэ долго адаптировался к хоккею КХЛ, но сейчас он невероятно хорош. В последние два месяца он просто жжет. То есть смотрите: наша команда и как команда прогрессирует, и индивидуально. Причем парням нравится темп нашей игры, нравится быстрый хоккей. Мы не хотим, чтобы зрители засыпали на наших матчах. Они же платят деньги за билеты. Мы играем в самый быстрый вид спорта. Почему бы не пользоваться скоростью?

– "Авангард" выиграет Кубок Гагарина?

– Мы для этого и собрались.

Кубок Гагарина-2019: все о плей-офф КХЛ, сетка, расписание и результаты игр плей-офф