Глядя на то, как менеджеры 22 клубов КХЛ безропотно реагируют на подозрительно бюджетные подписания СКА в последние несколько месяцев, создается впечатление, будто их все полностью устраивает. Критиковать трансферную политику армейцев и их подпотолочные махинации соперники Романа Ротенберга по-прежнему боятся. Не имея на руках документального подтверждения операций, публично обвинять чрезвычайно сильного оппонента себе дороже.
Только глупо было бы полагать, что все они живут по принципу «моя хата с краю», покорно соглашаясь с нездоровой ситуацией в общей песочнице. Вместо громких порицаний и взываний к совести недовольные менеджеры вместе с лигой начали вести борьбу с неуемными желаниями питерцев через изменение регламента. Так, в конце марта прошлого года совет директоров КХЛ утвердил пакет поправок в Правовой регламент, который некоторые члены синедриона в кулуарах прямо называли «анти-СКА».
Наконец у КХЛ появилось право отказывать в регистрации контрактов, если доходы по ним превышали потолок зарплат, — это нововведение было призвано не допустить повторения ситуации, когда летом у армейцев набралось хоккеистов на два полноценных состава. Однако революционными стали два других правила.
Первое фактически запретило клубам переподписывать контракты более чем с тремя хоккеистами за сезон в сторону понижения зарплаты, серьезно ограничив возможности для расчистки места ради новых подписаний. Формально переподписать соглашения по ходу регулярки можно хоть со всей командой, но снизить нагрузку на платежку теперь могут лишь три «новых» контракта.
Второе же ударило по разветвленной фарм-системе СКА внутри КХЛ и запретило переходить в «новый» клуб больше чем трем игрокам, выступавшим по ходу прошлого календарного сезона за один и тот же «старый» клуб. Сейчас недавно введенный в действие пункт 26 статьи 16 Правового регламента лиги гласит: «Начиная с 1 мая 2024 года лига может зарегистрировать не более 3 (трех) контрактов одного «нового» клуба с хоккеистами, имевшими в период с 1 мая прошлого года по 30 апреля текущего года зарегистрированный контракт с одним и тем же «старым» клубом». Переводя с юридического на русский, в случае со СКА его «бывшими» игроками стали все хоккеисты, имевшие контракт с петербуржцами в календарное окно с 1 мая 2023 года по 30 апреля 2024 года.
При этом не имеет значения, сколько в рамках этого периода хоккеист был частью армейцев и переходил ли в дальнейшем в другие клубы. Сделано это, очевидно, для невозможности обхода правила через использование клубов-«прокладок», посредством которых можно запульнуть игрока в желаемое место, а затем при необходимости вытащить обратно.
Именно поэтому Дамир Жафяров, обменянный в «Ак Барс» 1 июня 2023-го и успевший после Казани поиграть за «Авангард», с точки зрения регламента до сих пор считается «бывшим» хоккеистом СКА. Еще летом он вместе с Никитой Камаловым и Юханом Матссоном закрыл все три армейские позиции в «Барысе», сделав невозможным переезд в Астану Эмиля Галимова в рамках дружбы России и Казахстана. И теперь последнему с его не самым адекватным контрактом придется пылить в ВХЛ за «СКА-Неву» до тех пор, пока кто-нибудь не согласится подобрать его.
К сожалению, без побочных эффектов не обошлось. Принятый пакет заставил СКА в прошедшее межсезонье изворачиваться сильнее обычного, но вместе с тем серьезно усложнил жизнь ставшим ненужными питерскому тренеру хоккеистам и командам, которые готовы приютить их. Например, тот же Камалов изначально должен был оказаться в «Адмирале» у Леонида Тамбиева, но из-за присутствия во Владивостоке трех бывших одноклубников вынужден был поехать в Астану, где в свою очередь невольно закрыл дорогу Галимову. Сократился список потенциально рабочих мест также у Николая Прохоркина с Михаилом Пашниным, которые по-прежнему находятся на рынке свободных агентов, — прямо сейчас для них исключены варианты с «Адмиралом», «Барысом», «Витязем», московским «Динамо» и «Сочи».
* Перешедший летом на правах аренды в «Сочи» Егор Заврагин не имел контракта со СКА в прошлом сезоне и не попадает в квоту из трех человек.
Нет бывших игроков СКА: «Сибирь», «Нефтехимик», ЦСКА, «Локомотив»
Бывшие игроки СКА на рынке свободных агентов: Михаил Пашнин, Николай Прохоркин
Фактически в золотом тупике с недавних пор оказался и Никита Серебряков, чьи отношения с Ротенбергом продлились меньше года. На 99% после отзыва из аренды совсем юного Егора Заврагина и скорого возвращения в строй Павла Мойсевича его карьера в Санкт-Петербурге подошла к концу, и его агент Сергей Исаков это понимает. Однако оперативно найти команду, которая в идеале будет претендовать на Кубок Гагарина, сейчас крайне тяжело.
Кому из грандов потенциально может пригодиться лучший голкипер позапрошлого сезона? В «Автомобилисте», «Локомотиве», «Металлурге», «Тракторе», «Спартаке», «Салавате Юлаеве» своими вратарскими бригадами объективно должны быть довольны. Теоретически ко двору он пришелся бы в «Авангарде», но в Омске еще не дали оценку травмированному Михаилу Бердину. Не самая здоровая ситуация складывается в ЦСКА, где пока не впечатляет недовольный своим положением в клубе Иван Просветов. Однако представить, что питерский коуч отдаст своего игрока одному из своих главных антагонистов, попросту нереально. Тем более если москвичи не вывалят за него полцарства.
Идеальным вариантом для Серебрякова могло бы стать родное «Динамо» — бело-голубые на фоне нестабильной игры американца Хантера Миски поиски еще одного голкипера не свернули. Генменеджер москвичей Алексей Сопин как минимум дважды забирал у Ротенберга ненужных ему людей, усилив оборону Игорем Ожигановым и Артемом Сергеевым. Только из-за летнего подписания с рынка Артема Швеца-Рогового переход в команду Алексея Кудашова очередного разонравившегося Роману Борисовичу хоккеиста юридически невозможен — все три армейских слота у динамовцев уже заняты.
В этой ситуации велик риск слезно пожалеть всех, кто по касательной пострадал от попытки КХЛ ударить конкретно по СКА и его ухищрениям. Пытаясь набросить на питерцев смирительную рубашку, лига и менеджеры, голосовавшие за изменения в регламенте, не хотели задеть хоккеистов и отчасти себя самих. Как бы то ни было, давать заднюю и вновь развязывать руки объекту атаки нельзя. Что до хоккеистов, имеющих возможность добровольно переехать в Северную столицу и заточить себя в золотую клетку, то у них перед подписанием контракта появился дополнительный повод задуматься, не повторят ли они в случае чего судьбу Галимова и Серебрякова.