17 февраля 2020, 10:00
«Сибирь» впервые за последние четыре года обеспечила себе место в восьмерке сильнейших. После удачных выступлений в Кубке Гагарина-2014, 2015 и 2016, у клуба прошел затяжной спад. Хотя, можно ли это назвать спадом?
В КХЛ существует целая группа команд, которые из года в год ни на что не претендуют, а выход в плей-офф считается невероятным успехом, после которого можно проигрывать в первом раунде 0-4 и с чувством выполненного долга ехать на лучшие мировые курорты.
На заре существования КХЛ «Сибирь» был точно таким же клубом, однако после смены менеджмента все резко изменилось. Результат, что характерно, пришел не сразу. Перед лучшим в истории сезоном сибиряков, когда команда стала бронзовым призером чемпионата КХЛ, было и болезненное непопадание в плей-офф, и лихорадочные поиски тренера, и неоднократные перестройки команды.
Генеральный менеджер «Сибири» Кирилл Фастовский, до прихода в «Сибирь» имевший богатый опыт работы на аналогичной должности в ЦСКА, всегда придерживался системного подхода в построении команды и функционирования клуба. С ролью одного из статистов лиги мириться он не желал принципиально. Это касалось и имиджа клуба на федеральном уровне, и работы с болельщиками, и спортивных результатов. Именно при нем в армейском клубе раскрылся дуэт Вячеслав Быков — Игорь Захаркин. И при нем же была найдена оптимальная кандидатура для «Сибири» — Дмитрий Квартальнов. Именно в новосибирском клубе он вырос в ТОП-тренера КХЛ. При Квартальнове сибиряки получили нужный вектор развития в виде активного, но довольно простого хоккея без излишеств, в котором команда среднего и чуть выше среднего уровня может добиваться успехов, не имея в составе ярких звезд. Далее вектор продолжил Андрей Скабелка, добившийся лучшего результата в истории клуба в сезоне-2014/15. После того, как спустя два сезона «Сибирь» вновь осталась без плей-офф, поиски и строительство новой команды начались заново.
Отметим, что помимо достижения спортивного результата, клубному менеджменту каждый год приходилось бороться с дырами в бюджете и каждый следующий сезон строить новую команду, причем, как правило, независимо от выступления в сезоне предыдущем. За «Сибирь» в разные годы выступали Владимир Тарасенко, Йонас Энлунд, Йори Лехтеря, Александр Салак, Патрик Херсли, Йоонас Кемппайнен, Ярно Коскиранта, игроки, выступавшие или выступающие за сборную России Максим Шалунов, Сергей Шумаков, Степан Санников, Никита Зайцев и многие другие звезды. Понятно, что после хорошей игры за «Сибирь» все хоккеисты подобного уровня рано или поздно уходили в ТОП-клубы.
Что изменилось на этот раз? Во-первых, менеджмент и лично Фастовский удачно сработали на рынке. В команде остался костяк из игроков «Сибири» в лице Саюстова, Миловзорова, Логинова, Никиты Михайлова, Шарова, Ильи Морозов, Романцева, Демидова, а также были приобретены качественные легионеры. Приоритетом в выборе была не их игра в Европе, а удачный опыт уже в КХЛ: финны Руохомаа, Пуустинен перед переходом в «Сибирь» проявили себя в «Нефтехимике», другой финн, защитник Йокипакка — в «Сочи». Плюс в команде два хороших вратаря: тот же финн Сятери несколько сезонов тащил «Витязь», а москвич Алексей Красиков вырос в Новосибирске из третьего-четвертого вратаря с неясной перспективой продолжения карьеры на взрослом уровне во второго голкипера команды, готового в любой момент стать первым.
Отдельно скажем про тренерский штаб. Главный тренер Николай Заварухин начал трудиться в Новосибирске еще в сезоне 2013/14 наставником молодежной команды «Сибирские снайперы» и отлично знает систему клуба. Руководство было очень довольно его работой и после ухода Андрея Скабелки в 2017 году готово было предложить пост главного тренера основной команды, но специалист ушел в «Автомобилист» на должность помощника и вернулся через два года работы. Спокойный и уравновешенный в жизни, он передает спокойствие команде, а управление игрой и отлаженный тренировочный процесс никуда не делись еще со времен «Сибирских снайперов». Немаловажна роль и Андрея Тарасенко, который хоть и давно не работает главным, уже много лет является стержнем системы новосибирского хоккея, и видел за годы тяжелого труда в «Сибири» буквально все.
При этом сразу несколько клубов, чей бюджет превышает сибирский в полтора-два раза, находятся ниже в турнирной таблице. Не будем брать в расчет «Куньлунь», который может комплектоваться без учета лимита на легионеров. Однако бюджеты «Трактора», замыкающего таблицу «Востока», а также откровенно богатых «Магнитки» и «Салавата Юлаева» — несравнимо выше. По информации «СЭ», среди игроков «Сибири» нет никого, кто входит в ТОП-100 по годовым зарплатам в КХЛ и получает 50 и более миллионов рублей. Если бы новосибирцы могли бы себе позволить хотя бы трех игроков из ростера уфимцев или магнитогорцев, результат мог быть еще лучше, чем есть сейчас.
— Плей-офф — это другой уровень ответственности и самоотдачи, — говорит Кирилл Фастовский. — Все игроки нашей команды это понимают и будут стараться показать все на что способны".
Ну и напоследок скажем, что еще одной причиной долгожданного выхода в плей-офф стало отсутствие задержек зарплаты игрокам. Их главный спонсор — «Сибирский антрацит» (входит в Группу «Сибантрацит») является учредителем «Сибири» с 2008 года, и всегда работал без сбоев (они, если и случались, были связаны с задержками от других партнеров клуба), а в последние годы увеличил финансирование, заметно снизив бремя областного бюджета. При этом группа «Сибантрацит» помогает не только главной команде, а традиционно поддерживает спорт во всех регионах своего присутствия, в особенности хоккей — и на профессиональном, и любительском уровне. Эта компания также является учредителем Сибирской хоккейной лиги, которая объединяет более 40 любительских команд региона.
Владелец группы «Сибантрацит» Дмитрий Босов — руководитель попечительского совета ХК «Сибирь» прокомментировал выход в плей-офф «Сибири» коротко:
— Поздравляю ХК «Сибирь» с выходом в плей-офф. Необходимо показать свою самую лучшую игру и продолжить движение вверх, к новым достижениям. Желаю команде побед!